Национальное и межгосударственное регулирование платежного баланса

Платежный баланс является одним из объектов госу­дарственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно пассивны или активны, по­ляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов, переливы капитала, отрица­тельно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания пла­тежного баланса через автоматический процесс ценового регу­лирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса меж­дународных расчетов входит в число главных целей экономиче­ской политики государства наряду с обеспечением темпов эко­номического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансо­вых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных его статей.

Существуют различные методы регулиро­вания платежного баланса, используемые в целях стимулирова­ния, либо ограничения внешнеэкономических операций в за­висимости от экономического и валютного положения и со­стояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитом платежного баланса обычно приме­няются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных ка­питалов, ограничения вывоза капитала:

• дефляционная политика;

• девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы и соответственно понижение ее курса по отношению к доллару США;

• валютные ограничения;

• финансовая и денежно-кредитная политика;

• специальные меры воздействия на платежный баланс в хо­де формирования его основных статей: торгового баланса, «не­видимых» операций (ограничение нормы вывоза валюты тури­стами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов.

При активном платежном балансе регулирование направле­но на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и др., а также ревальвация валюты применяются для расшире­ния импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экс­порта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограни­чения импорта капиталов.

Ревальвация валют – официальное объявление повышения золотого содержания нац. ден. единицы и повышение ее валютного курса по отношению к доллару.

Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалют­ных резервов.

Новым явлением с середины 70-х гг. стали попытки выра­ботки принципов коллективного регулирования баланса меж­дународных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран Большой семерки.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

• согласование условий экспортных кредитов;

• двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валю­тах по соглашениям «своп»;

• кредиты международных валютно-кредитных и финансо­вых организаций, прежде всего МВФ.

Таким образом, регулирование платежного баланса значи­тельно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

3. Концепции и модели регулирования платежного баланса.

Про­блемы платежного баланса занимают видное место в экономи­ческой литературе Запада. Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов

Теория автоматического саморегулирования платежного ба­ланса.

Господствовала почти в течение 200 лет до 30-х гг. XX в. Ее разработали в XVIII в. Д. Юм и Д. Рикардо. Согласно этой теории, при пассивном платежном балансе, например Франции по отношению к Англии, в результате оттока золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижа лись цены во Франции, что способствовало повышению конку­рентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов стра­ны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сто­ронников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса.

Дж.М. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое поня­тие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректи­рована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует ак­тивного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия.

Разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равнове­сием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним — ус­тойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сто­ронники данной концепции стремились выработать методы дос­тижения этого равновесия при помощи экономических моделей.

Инструментарно-целевой метод регулирования платежного балан­са.

Представители этой концепции Дж. Мид, Я. Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулиро­вания платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической полити­ки. Они ограничили анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюд­жетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается ими как причинно-следственная.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическим, техническими предела­ми. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает ино­странные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: