Продолжение валютного регулирования

Валютное регулирования как правовой режим

Валютное регулирование можно понимать в узком и широком смысле.

В широком смысле слова:

1. Экономические меры (меры реализует Правительство и Центральный Банк);

Это повседневная деятельность ЦБ – покупает и продает валюту на открытом рынке, чтобы регулировать курс. Но иногда этого бывает недостаточно. Прибегают к другим операциям: выпускают больше рублей, выпускают облигации, выкупая рубли и т.п.

Валютное регулирование в его экономическом проявлении не возможно отделить от денежно-кредитной политики ЦБ.

2. Юридические меры

Экономических иногда не хватает, чем хуже дело, тем меньше экономических мер. Непринудительные меры (экономические) дополняются административными.

Вот валютное регулирование в узком смысле слова – это как раз вот эти юридические меры.

2.1.Валютные ограничения;

Классический пример для того, чтобы понять, что это такое – если в стране был дефицит – вводили мораторий на платежи нерезидентов. Импортёр хочет рассчитаться с зарубежным поставщиком – идет в ЦБ и просит иностранной валюты. ЦБ говорит – нету валюты! Но ЦБ говорит – не будет у тебя неисполнения контракта, введем мораторий и у тебя будет форс-мажор.

Запрет резидентам рассчитываться друг с другом в иностранной валюте – тоже своеобразная старая норма.

2.2.Меры валютного контроля.

Чтобы экспортеры репатриировали свою валютную выручку (вернуть валютную выручку, полученную за экспорт) – нужно вести паспорт сделки (под контролем уполномоченного банка) – это способ валютного контроля, чтобы можно было соблюсти валютные ограничения.

Но это не правила об отмывании денег – как в экономической части - денежная политика смывается с валютной, то тут валютное регулирование смешивается с нормам об «антиотмывке», но не надо это смешивать – эти нормы разные, у них разные цели, разные субъекты.

Экспортно-импортный контроль (пересекается с валютным регулированием) – контроль за перемещением товаров. В рамках его могут генерироваться документы, необходимые для валютного контроля, но это тоже иная сфера регулирования – не надо смешивать.

Есть два противоположных утверждения – в США и ЕС нет регулирования или есть регулирование? Все зависит от того, что мы под регулированием понимаем.

В ЕС нет валютных ограничений как элемента юридического регулирования (нет ограничений на препятствий к совершения валютных операций). Но и там есть бюрократические препоны – валютный контроль есть – собирают статистику и на этой основе думают, стоит ли им включить валютные ограничения. И плюс валютный контроль помогает претворить в жизнь нормы об «антиотмывке». Однако в ЕС валютный контроль не борется с нарушением валютных ограничений, т.к. их нет, но выполняет антиотмывочную функцию.

Итого – нет валютных ограничений в ЕС, но есть все остальное – и юридический, и экономический контроль.

В США нет валютного регулирования ни в каком его виде, только правила об антиотмывке. Причем нет ни в юридическом смысле слова. Есть мнение, что не поддерживает США курс доллара. Но это не так – можно сказать, что в широком, самом широком смысле в США есть валютное регулирование. В узко-юридическом смысле нет препятствий. Но есть с экономической точки зрения, иначе бы они вылетели в трубу. Кроме того, есть правила, касающиеся «антиотмывки» и еще меры по избеганию некоторых плохих стран-контрагентов – это тоже экономическая мера.

В РФ валютная политика и юридичекими и экономическими мера поддерживается. Два блока юридического, все запомнили.

Для того, чтобы проконтролировать участников валютных операций надо же их обязать что-то делать. Не будет же государство присылать на каждую фабрику своих комиссаров. Сделали проще – составляйте документацию, чтобы можно было следить за исполнением валютного законодательства.

Валютные ограничения и валютный контроль – возложение обязанностей на лиц, осуществляющих подобные операции. Хочешь внешнеэкономическую сделку – открой паспорт сделки и т.п. Если этого не выполнить – применят административный штраф. Мера не обременитетльная.

Но иногда меры валютного контроля бывают такими обременительными, что перерастают в валютное ограничение. В 1997-98 г. был разрешительный порядок для стран-импортеров – нужно было обосновать банку необходимость получение валюты для того, чтобы можно было рассчитаться (приносили контракты и доказывали).

Но компания, которая хочет получить валюту должна была принести в банк не только контракт, но и справку об отсутствии налоговых споров. Следовательно, те, кто судились с налоговой не могли рассчитаться со своими иностранными контрагентами – не дали бы валюты.

Идея в чем – бери валюты в меру, столько, сколько тебе надо для контракта и не более, чтобы ты, буржуй, не копил валюты.

Вот так валютный контроль перерос в валютное ограничение.

Бывает еще и так – если шаг в лево, шаг вправо от обычной операции с валютой, система валютного контроля может начать «искрить». Но если настроение хорошее, то можно сказать, что система не плохая.

Валютное регулирование – правовой режим, в котором круг действующих лиц, совершающих валютные операции не ограничен, но есть валютное регулирование и валютный контроль.

Цели и задачи валютного регулирования

Для чего вообще все это делается? Какие задачи валютного регулирования?

Цель – защита национальной валюты.

Деньги делают деньгами то, что они могут выполнять денежную функцию (а не то, что власть их выпускает). Деньги разных эмитентов начинает конкурировать друг с другом (разных государств) – для тех, кому нужно накапливать средства в деньгах. Если было только экономическое регулирование – было бы как с МВФ – он просто смирился – если потребители доверяют доллару, тогда он и будет резервной валютой и будет выполнять международную расчётную функцию. Остальные публичные эмитенты усилят свою позицию протекционистскими методами (административными мерами государство защищает свою валюту).

Почему валютное регулирование соотносится с классическим понятием финансового права? Цель защиты национальной валюты – не конечная цель. Государство просто хочет собирать денежные средства в бюджет в твердой валюте. Это выгодно и гражданам государства – нам удобнее рассчитываться в нашей национальной валютные (и даже опосредованно, через выборы в Парламент, можно повлиять на валютное регулирование).

Расходование средств, накопленных в бюджете - это то, что граждане должны контролировать несомненно, а вот контролировать эмиссию денег – это уже дело ЦБ, там гражданам «можно дать по рукам».

Пока государство выпускает деньги и контролирует это в рамках разумного для того, чтобы поддержать собственный курс – это и для государства, и для граждан.

Задачи, которые решаются для достижения этой цели (и для валютного регулирования в узком и в широком смысле слова). Их 5.

1. Создание международных резервов эмиссионного банка.

Эмиссионный банк должен иметь средства для того, чтобы поддержать экономические меры.

Было бы странно, если бы ЦБ сказал – я поддержу нашу валюту скупая рубли у тех, у кого есть иностранная валюта, если бы иностранной валюты у него не было.

2. Поддержание курса национальной валюты.

Задачи сводится к поддержанию стабильного курса национальной валюты – он должен меняться в узком коридоре значений.

За 1 $ дают 31,5 рубль. Это хорошо или плохо? Скорее хорошо, т.к. коридор значений уже очень давно стабильный по отношению к другим более менее стабильным валютам.

Невозможно иметь стабильный курс к нестабильной валюте.

Если мы берем за условную точку курс доллара или курс евро, тогда эти колебания более-менее предсказуемы.

3. Баланс – нужно поддержать оптимальную структуру платежного баланса.

Российские экспортеры поставлют нефть и газ за границу и получают валюту. Наши импортёры покупают за границы товары за валюту (они ею рассчитываются).

Итого – есть два потока. В любом платженом балансе есть торговые операции (которые балансируются кое-как) – они выравниваются.

Но есть вторая часть богатства – приток или отток капитала. То самое «бегство капитала», о котором мы слышим уже очень давно.

Поток приходящий и поток уходящий уравновесился? Это не всегда хорошо – иногда надо, чтобы чего-то одного было больше.

Что с РФ? Все позитивно! По торговым операциям у РФ всегда положительное сальдо платежного баланса (нефть и газ вывозим, получаем колоссальные суммы валюты). Баланс – это приход в страну валюты по всем основаниям, а не только в бюджет (и то же с уходом валюты).

Мы получаем валюты больше, чем рассчитываемся ею. Сейчас – позитивчик. Но потом он перерастает в негативчик – иностранной валюты много, а своей не хватает. Итого, национальная валюта становится дорогой. Экспортерам плохо – зарплату плати в дорогих рублях, а получаешь за это дешевую иностранную валюту, которой в стране навалом.

Так что когда за 1 $ будут предлагать < 30 рублей – ЦБ не радуется – т.к. экспортерам плохо, конкурентоспособность экономики будет падать.

В России хронический отток капитала – 25 млрд. долларов в год. Это салдьо между бегством и притоком капитала.

Строят иностранные компании заводы в РФ? Это приток капитала. Покупают акции эмитентов РФ – это тоже приток капитала. В торговом балансе запишем в плюс!

Но всякий российский олигарх понимает, что в РФ «были деньги ваши, стали деньги наши». Так что вся прибыль или большая ее часть выводится за рубеж. С одной стороны – иностранные инвесторы вкладывают свои деньги в РФ – это приток, но в то же время российские производители «прячут» заработанное в РФ за границей.

Уравновешивают ли эти операции друг друга? Более-менее. Т.к. у нас положительное сальдо. Но когда все было плохо – отток капитала перевешивал приток капитала.

Где можно посмотреть дополнительную информацию? www.cbr.ru – сайт ЦБ – там есть торговые балансы, все очень хорошо расписано!

Но могут сказать – что там все брехня, т.к. там же отражены только легальные операции, а есть же и черный рынок. Но на то он и черный.

Итак, нужна оптимальная структура платежного баланса. Почему? Потому что экспортерам плохо при положительных показателях платежного баланса – ввозим валюты больше, чем расплачиваемся ею.

В США же вывоз капитала – деньги уходят, для того,чтобы потом вернуться прибылью – процентами и т.п. Так что в США платежный баланс негативный, но если,что называется, вернут все, что должны (те, кто взяли доллары, чтобы их вложить в свою экономику) – тогда все будет в порядке. Итого – можно положить деньги в банк и получать проценты.

В РФ же положительный платежный баланс.

4. Территория

Что с ней – задача такая – не допустить вытеснение национальной валюты из расчетов внутри страны.

Как только открылись коммерческие магазины в 1989 г. – то нужно было платить именно в долларах. Рубль вытеснялся из обращения внутри страны – ему не доверяли. Получало государство в рублях, а расходы должно было осуществлять в твердой валюте. То же и с организациями.

Но что спасло РФ? То, что цены на нефть выросли. Нифига бы не помогло без этого валютное регулирование. Валютное регулирование работает хорошо, когда все хорошо. А когда все плохо – оно плохо помогает.

Вроде с ним все хорошо, но если ты его отменишь – то мало чего изменится. Оно было бы эффективным при валютной монополии как в СССР! Но цена огромная – вы остановитесь в развитии (дефицит будет).

5. Контроль.

Без обратной связи система валютного контроля, нужно чувствовать все операции.

ЦБ – не всевидящее око. Ему нужно откуда-то получать информацию. У ЦБ есть усы и когти. Система валютного контроля! Просто даже для того, чтобы поддерживать система валютного баланса. Как можно это делать, если ты понятие не имеешь, какие у тебя в стране операции происходят.

На бегство капитала могут быть установлены ограничения. Мониторинг и контроль. Операции будут контролироваться, некоторые будут ограничиваться.

Бегство капитала – не цель валютного регулирования (цель валютного регулирования – защитить национальную валюты).

Борьба с бегством капитала – это половинка задачи № 5, а не всего валютного регулирования.

Если мы будем бороться только с бегством капитала, то будем бороться со следствием, а не с причиной. Как ношение воды в решете. Лучше ржавое ведро.

Есть бегство капитала, а есть вывоз. Если капитал уходит за границу для того, чтобы вернуться с процентами – это вывоз капитала. А если уходит,чтобы не вернуться – это бегство.

Как бороться с бегством капитала? Валютные ограничения (такие были по 2003). Хочешь вывести деньги за границу? Бери лицензию в ЦБ и он посмотрим – можно тебе это сделать или нет. Такой вот разрешительный порядок.

Те, кто по черному вывозили – нарушали ограничения.

У нас же сейчас по валютному законодательству все заработанные денежные средства вывести за границу. Такого, как в 2003 г. нету больше. Но борются сейчас с другим.

В головах граждан смешались понятия бегство капитала и вывоз денег, полученных преступных путем, а это не одно и то же.

Ведь если уходит капитал чтобы вернуться с процентами или просто бежит легально – это одно. А если люди пилят бюджетные деньги или не платят налоги и сберегают деньги или наркотики продают и потом эти деньги «отмывают», выводя за границу – это другое!

Валютное регулирование для этих правонарушений не работает! Антиотмывка – не валютное регулирование, так что путать это не надо. На эти нарушения нужны иные нормы, которые сейчас есть (кое-какие нормы про антиотмывке).

Валютные операции: понятие и виды

Рабинович, почему вы не стремитесь к комфорту? Почему вы не купите Волгу? Да мог бы, но зачем мне эти пароходы, пристани, такая головная боль.

Итак, что есть валютные операции?

Если нормативистского подхода придерживаться – берем ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и там определение и классификация слиты в одно. Валютные операции это – и идет перечисление.

В определенном смысле оно правильное. Но для целей конструирования закона на тот момент по историческим причинам считали, что это правильно. Просто хотели уйти от старого валютного регулирования.

Там есть в законе в этом определении-классификации деление по субъектному составу.

Почему государство ожесточенно преследует одни валютные операции и допускает другие?

По предмету правового регулирования
или что смущает государство в той или иной валютной операции

Валютные операции на 4 группы разделим. Достаем старую классификацию из старого закона.

1. Международные Капитальные;

2. Международные Текущие операции;

Когда рисовали закон 1992 г. – смотрели на правила составления платёжного баланса МВФ. Это деление – общепринятая схема. Есть текущие – к ним лояльно относится государство, а есть капитальные – с ними борются. В уставе МВФ – текущие операции – не вредят государству (приток/отток примерно равный – не надо такие операции ограничивать).

3. Национальные Валютные операции внутри страны

Но! Забыли про валютные операции внутри страны в этом законе. Влияют только на задачу недопущения вытеснения национальной валюты иностранной внутри страны. Оттого и ввели жесткие правила по расчету в иностранной валюте внутри страны.

Вот это пункт 3 – так сказать не международный.

Где играет классификация по субъектному составу? А вот как раз тут. Говорят, что внутри страны операции между резидентами в рублях – не контролируются валютным регулированием.

· Но валютные операции резидент – нерезидент (не важно в чем) – под контроль подпадают.

· Операции нерезидент – нерезидент – тоже подпадают под контроль, но чуть менее жесткий (население «не развращают» своим «поганым» долларом).

4. Зарубежные или офшорные операции (с негативным оттенком)

Но ведь есть засада – если вы из Пекина вам не понравится, что курс юаня будет зависеть от объема спекулятивных контрактов где-то за границей (есть же ведь еще и деривативы, т.е. можете не иметь реальных юаней, а через деривативы будете на них влиять).

Как на биржевые операции в Лондоне может повлиять Пекин? Придумали с точки зрения практическим мер зарубежные или офшорные операции.

Это операции, которые долгое время считались недоступными для регулирования юридического. Но пришло на помощь экстратерриториальное действие норм национального права. Как этого достичь? Они просто сказали – операции с юанем запрещены, кроме тех, которые прописаны в их законодательстве. Если ты совершаешь операции на Лондонском бирже, а с точки зрения национального законодательства Китая – это нарушение – то есть 2 проблемы: 1) приедешь в Китай – накажут; 2) банки Китая тебе валюты своей не дадут (т.е. юаня) – физически нет валюты для спекуляции (кто будет делать деривативы на тот базисный актив, которого нет и не понятно, как он будет «играться»?)

Только с прошлого года по-немногу Китай разрешает своим банкам вести для клиентов спекулятивные операции.

РФ регулирует офшорные операции своих резидентов? Регулирует. Но правда в единственной части – в плане открытия зарубежных счетов российскими резидентами.

Наши власти позитивно смотрят на то, что рубль становится валютой которой спекулируют. В Китае все как раз наоборот.

Почему государство это регулирует? Счет за рубежом разрушает всю систему валютного регулирования в РФ. Все валютное регулирование заточено на то, что деньги концентрируются на российских счетах. А если вывел на зарубежным счет? Сделали свои правила! Нет ограничений на открытие счета за рубежом, но есть контроль – нужно давать информацию о том, какие там есть средства.

Счет за рубежом – осиновый кол в валютной политике государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: