Сбалансированность платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Методы обеспечения равновесия платежного баланса.
Платежный баланс оказывает сильное воздействие на экономику страны, поскольку:
1) складывается под влиянием воспроизводственных процессов;
2) влияет на курсовое соотношение валют, золотовалютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, на направления экономической, в том числе валютной, политики;
3) отражает структурные диспропорции экономики, изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики, конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.);
4) испытывает воздействие группы факторов (неравномерности экономического и политического развития стран, международной конкуренции, циклических колебаний экономики, роста заграничных государственных расходов, милитаризации экономики и военных расходов, усиления международной финансовой взаимозависимости, изменений в международной торговле, влияния валютно-финансовых факторов, инфляции, чрезвычайных обстоятельств, торгово-политической дискриминации).
Сальдо счета текущих операций - это сумма, получаемая из-за границы в обмен на чистый экспорт из страны, включая чистую прибыль от использования ее факторов производства за рубежом.
Сальдо счета движения капитала - это избыток внутренних инвестиций над внутренними сбережениями.
Инвестиции могут превышать национальные сбережения, и тогда их финансирование происходит за счет средств, заимствованных на мировых финансовых рынках.
Основное тождество национальных счетов утверждает, что две статьи платежного баланса (СТО - счет текущих операций и СДК- счет движения капитала) должны уравновешивать друг друга, чтобы сальдо платежного баланса (ПБ) было нулевым, т.е. платежный баланс находился в равновесии (в режиме гибкого валютного курса без вмешательства центрального банка).
Равновесие платежного баланса, равенство нулю его сальдо отнюдь не запрещает отклоняться от нуля его компонентам: отрицательное сальдо СТО, его дефицит, уравновешивается положительным (кредитовым) сальдо СДК, и наоборот.
При положительном (кредитовом) сальдо СДК страна берет займы на мировых финансовых рынках, компенсируя величину этих займов отрицательным (дебетовым) сальдо СТО.
Отрицательное сальдо СТО означает, что страна импортирует товаров больше, чем экспортирует, чистый экспорт отрицателен и поток платежей за дефицит экспорта направлен из страны.
Положительное сальдо СДК означает, что страна экспортирует товаров больше, чем импортирует, чистый экспорт положителен и поток платежей за дефицит импорта направлен в страну.
Итогом в каждом балансе, взятом в целом, является изменение валютных резервов страны. Ведь все вышеперечисленные сделки предполагают продажу или приобретение валюты.
Минусовые результаты по операциям с капиталом свидетельствуют о бремени процентных платежей и оттоке валютных средств.
Методы государственного воздействия на состояние платежного баланса.
Необходимость государственного воздействия на состояние платежного баланса. Характеристика основных методов государственного воздействия: прямой контроль, дефляция, девальвация и ревальвация обменного курса, валютные ограничения, денежно-кредитная политика.
Рассмотрим основные методы государственного воздействия на формирование основных статей платежного баланса. К ним относятся:
1) прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др.;
2) дефляция (борьба с инфляцией). Дефляционная политика направлена на сокращение внутреннего спроса, включает в себя ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы, а также денежно-кредитные меры (уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы). Дефляционная политика связана с ухудшением жизненного уровня трудящихся, с обострением социальных конфликтов, поэтому требует принятия адекватных компенсирующих мер;
3) изменения обменного курса (девальвация и ревальвация), которые проходят под сильным контролем и влиянием государства;
4) валютные ограничения (блокирование валютной выручки экспортеров, лицензирование продажи инвалюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках), цель применения которых - устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров;
5) финансовая и денежно-кредитная политика Для снижения дефицита платежного баланса используются: бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин; отмена на лога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг с целью притока капитала в страну; денежно-кредитная политика;
6) специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» (не относящихся к экспорту и импорту товаров) операций, движения капитала. Например, стимулирование экспорта товаров на стадии реализации товаров через воздействие на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.), долгосрочная поддержка экспорта (целевые кредиты, страхование экономических и политических рисков, льготный режим амортизации основного капитала, иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу) и др.
На практике государственное регулирование платежного баланса основывается на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (ограничительных) и экспансионных (стимулирующих).
Причины хронического дефицита платежного баланса и его способы «лечения». Считается, что превышение экспорта над импортом товаров говорит об успехах данной страны в экономическом развитии. Дефицит же торгового баланса говорит о каких-то трудностях в экономике страны.
Но это правильно только при самом общем подходе. Конкретная оценка сальдо баланса должна увязываться с общим состоянием экономики страны и перспективами ее развития. Если страна находится на стадии реконструкции хозяйства и осуществляет большой ввоз инвестиционных товаров, то уместен и дефицит торгового баланса, так как он служит предпосылкой будущего экономического роста.
«Лечение» платежных балансов требует обычно жестких мер и, как правило, непопулярно с политической точки зрения. Поэтому оно часто откладывается на «потом», а результатом становится кризис неплатежеспособности.
Причинами, вызывающими хронический дефицит платежного баланса, являются: спад производства и слишком сильная инфляция; чрезмерные военные расходы; истощение валютных резервов центрального банка; непредоставление кредитов со стороны иностранных фирм, банков, правительств; отсутствие доверия к национальной валюте, стремление изба
виться от нее, обменяв на более твердую. Это побуждает и многих иностранных инвесторов переводить деньги в другие страны, где им обеспечен более высокий доход; - дискриминация за границей в отношении национальных товаров; быстрый рост производительности труда в других странах.
Способы «лечения» хронического дефицита платежного баланса. Для устранения хронического дефицита платежного баланса необходимо применять следующие способы: обеспечить рост производительности труда в стране; улучшить методы продаж за границей; настаивать на смягчении дискриминационной политики, проводимой другими странами в отношении национальной валюты; просить, чтобы процветающие нации взяли на себя большую долю бремени расходов на оказание помощи; поддерживать политику, направленную на сокращение спроса на импортные товары и оказывающую давление на размеры прибылей в экспортных отраслях; восстановить протекционизм.