Источники валютного права. Источник –внешняя форма права, которая материализована в соответствующих нормативных документах, обладающих своей иерархией

Источник – внешняя форма права, которая материализована в соответствующих нормативных документах, обладающих своей иерархией, структурой и иными требованиями, которые мы рассмотрим.

1) Конституция РФ (ст. 71) как известно, положения Конституции имеют прямое действие: в ведении государства находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ, все законопроекты, которые вносятся в Госдуму, могут быть внесены при наличии заключения Правительства Российской Федерации

2) ФКЗ «О правительстве РФ» (ст. ст. 4, 15): Правительство осуществляет, в частности следующие полномочия по:

§ обеспечению проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (вообще под финансовой политикой понимается кредитная и денежная политика, законодатель усиливает роль);

§ валютному регулированию и контролю;

§ руководству валютно – финансовой деятельностью в отношениях России с иностранными государствами.

3) ФЗ «О ЦБ РФ» от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ;

4) ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (см. выше)

5) Закон о клиринговой деятельности;

6) Закон о центральном депозитарии;

7) Закон о платежной системе

8) Ряд других законодательных актов – федеральных законов.

9) Правовое регулирование валютных отношения осуществляется Постановлениями Правительства РФ и банковскими правилами: нормативные акты ЦБ РФ в виде инструкций, положений, указаний и т.д.

В состав валютного законодательства входят и международные договоры – 2 вида:

· их предписания действуют непосредственно;

· для применения международного договора необходим внутренний акт национального законодательства.

Предписания международного договора имеют приоритет по сравнению с национальным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Важным моментом является обстоятельство, что акты валютного законодательства и иные валютно – правовые акты, поскольку затрагивают права и обязанности человека и гражданина, то их последующее применение связано с обязательностью официального опубликования (обнародования).

В юридической науке считается, что общеобязательную законную сиу может иметь лишь общеизвестное и общедоступное правило поведения.

Общеизвестность и общедоступность закона означает не просто осведомленность закона, но и соблюдение самим законодателем принятой формы введения в жизнь законоположения.

Вывод: когда говорим «валютное законодательство», то формально (де – юре) - это совокупность законов, когда говорим о валютном законодательстве как механизме регулирования – учитываем совокупность нормативных актов.

Важный момент по поводу официального опубликования: если акт не опубликован, он не имеет силы. Опубликование – это общеобязательное правило, предусмотренное Постановлениями КС РФ в части касаемо финансовых (налоговых) законов – неопубликованные законы не подлежат применению. Даже если они опубликованы и им придана обратная сила, в результате которой ухудшается положение резидентов (плательщиков), они не подлежат применению. Обратная сила не может быть даже упомянута в других законах, связанных с финансовой сферой.

Не допускается выдача индивидуальных разрешений для участия в валютных правоотношениях и не допускается введение/установление органами валютного регулирования валютных ограничений в случаях, если они не предусмотрены законом.

Еще при Юстиниане было выражение: «авторитет центрального банка значителен, но он не может быть выше закона» – в наше время авторитет Минфина значителен, но не может быть выше закона.

Грамотно оформленный юридический документ по своей силе будет мощнее, чем ракета.

Если законом предусмотрено ухудшение положения резидента, то это обстоятельство не имеет обратной силы, если улучшение резидентов и нерезидентов – этому обстоятельству может быть придана обратная сила. Улучшением можно воспользоваться, если это прямо предусмотрено в законе.

Лектор: это важно.

Если законодатель не предусмотрел определённости в публичных отношениях – субъект не обязан выполнять предписания органа (ст. 4 ФЗ «О валютном регулировании): все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. На практике это не всегда соблюдается.

При правоприменении валютного законодательства следует руководствоваться положениями части 2 статьи 1 Закона: используемые в настоящем Законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено настоящим Законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: