Товарная и другие виды функциональных стратегий предприятия

Тема: Экономическая и функциональная стратегии.

Формирование хозяйственной стратегии предприятия.

Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия.

Товарная и другие виды функциональных стратегий предприятия.

1. Формирование хозяйственной стратегии.

Формирование хозяйственной стратегии – процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.

Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий:

- форм конкурентной борьбы и степени ее жестокости;

- темпов и характера инфляции;

- экономической политики государства;

- сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке;

- производственных и финансовых ресурсов самого предприятия.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей.

Единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояние экономики и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие выделить некоторые обобщенные принципы выработки стратегии бизнеса.

Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и состояние портфеля продукции:

а) сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы;

б) финансовые возможности фирмы;

в) квалификация работников;

г) степень зависимости от внешней среды;

д) интересы руководства фирмы;

е) временный фактор.

Заключительный этап выбора стратегии – ее оценка, которая проводится по следующим направлениям:

а) соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям субъектов окружения;

б) соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

в) приемлемость риска, заложенная в стратегии;

г) эффективность стратегии, которая оценивается по следующим показателям:

- экономический эффект;

- социальный эффект;

- Экологический эффект;

- технический (качественный) эффект;

- системный (синергический) эффект.

В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида экономической и функциональной стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность, предприятия должны продавать продукцию по более низкой цене – конкурентоспособные цены, либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции – дифференциация продукта; либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей – глубокая специализация.


Рис. Формирование конкурентного преимущества предприятия.

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.




double arrow
Сейчас читают про: