double arrow

Атмосфера


Не сердитесь, Зося! Примите во внимание атмосферный столб. Мне кажется даже, что он давит на меня значительно сильнее, чем на других граждан. Это от любви к вам.

И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»

Атмосфера — элемент замысла, который сложно описать словами, но который в мастерской работе всегда конкретен и ясен. Душная и легкая, светлая и траурная, давящая и воздушная… Атмосфера должна существовать в каждом кадре и изменяться от одной монтажной фразы к другой, от эпизода к эпизоду, от события к событию — нарастать, спадать, сменяться другой. Свою атмосферу имеет каждое место действия, каждый эпизод. Все вместе они складываются в атмосферу сюжета.

В большей степени атмосфера зависит от светового решения. Но она же выявляется во внутрикадровых и монтажных темпо-ритмах, в пластике персонажей и камеры, звуке и деталях пейзажа, одежды, и пр., и пр. Летящие по ветру листья и клонящиеся верхушки деревьев, темное небо, наклон корпуса и тяжелые, с усилиями движения передадут атмосферу бури. А поникшие ветки, бледная желтоватая гамма, ниспадающие абрисы объектов и пластики дадут атмосферу увядания.

А так как слова «увядание», «расцвет», «праздник», «затхлость» и т. п. на уровне ощущения тоже имеют тысячи оттенков, то определять атмосферу, как и большинство элементов режиссерского замысла, тоже легче всего через точно подобранную ассоциацию. Например, в атмосферу не «солнечного морозного утра», а «таинства зимней сказки» попадают, входя в лес, лыжники. Так и самому ясней, и до оператора легче донести, какую атмосферу хочется создать на экране.

Безусловно, атмосфера жестко соотносится со всеми элементами замысла. Но в отличие от них, она не «застывает» в какой-то одной, пусть даже очень точной формулировке, а все время «перетекает» из одного состояния в другое, позволяя играть гранями состояний, эмоций, а порой и смыслов, придавая подтекст действиям персонажей.

Вместо отдельной формулировки атмосферы можно просто ввести ее описание в операторскую задачу эпизода. Например: «Сними этот зал как неуютный мрачный сарай в сумерках, с “банным” светом». Или: «В этом эпизоде кадры должны быть праздничными, яркими, насыщенными светом и плотными». То есть атмосфера эпизода входит в задачу оператора наравне с основным световым рисунком, точкой зрения камеры, «плотностью» кадра, жанровым разворотом, действием и пр.

Общую атмосферу сюжета можно ввести в определение «зерна», еще на уровне замысла определив ее через общую колористику и световое решение: будет ли основная гамма, а значит, и атмосфера сюжета, праздничной или грозовой, светлой, сумрачной или мрачной, жесткой, полутоновой, бытовой, ирреальной… А на уровне эпизодов идет ее разработка и выстраивается развитие от одного состояния к другому.

Поэтому предлагать резюме и практикум к этой главке не имеет смысла — используйте практикум по работе с «зерном».


Сейчас читают про: