double arrow

Часть V


Режиссура для журналистов

Самое замечательное, что вы можете сделать, — это быть идеально конкретными.

A. Княжинский

Для того чтобы грамотно, а главное, интересно выстроить телевизионный сюжет, только журналистских знаний, откровенно говоря, мало. Ведь кроме текста, сюжет включает в себя и видеоряд. Да и монтаж с саундтреком слишком сильно влияют на восприятие… впрочем, обо всем этом уже говорилось в самом начале.

Так уж исторически сложилось, что за цельность, единство всех элементов на экране всегда отвечал режиссер. Но сегодня, когда режиссер на региональных, особенно частных студиях встречается реже, чем домовой (или «павильонный»?), тележурналисту, независимо от его желания, приходится брать на себя ответственность не только за свою часть работы. Для того чтобы слово и видеоряд стали единым целым — ведь так воспринимает любой сюжет зритель, — журналист просто вынужден знать хотя бы основы режиссерского подхода к материалу.

В мои задачи, конечно же, не входит «перековывать» журналистов в режиссеры. Но, если журналист «видит» себя именно на ТВ и хочет стать настоящим профессионалом, работы которого интересны зрителю, без простейших навыков режиссуры ему не обойтись — это проверено за многие годы практической работы на самых разных студиях и проектах.

Даже если лично вы, уважаемый читатель, попали или надеетесь попасть в число «счастливчиков», прикрытых крылом профессионального, а не просто назначенного из вчерашних монтажеров режиссера, то знание основ режиссуры даст вам возможность разговаривать с этим «сатрапом» на одном языке. Что непременно не только улучшит личное взаимопонимание, но и довольно быстро отразится на качестве ваших совместных шедевров.

Конечно, режиссерский «инструментарий» далеко не исчерпывается описанной здесь триадой. А режиссер эти и другие подходы и приемы своей профессии должен знать и сам, иначе грош цена ему как профессионалу. И ни одна самая толстая книга не раскроет всех режиссерских «секретов». Как-то в ответ на иногда употребляемую фразу «А кто вам сказал, что это проще синхрофазотрона?», я услышал от студента, этот синхрофазотрон изучавшего: «Не-ет! Синхрофазотрон проще!» Поэтому желающим изучить «синхрофазотрон» в полном объеме советую поступать во ВГИК и СПГАТИ, в СПбГУКиТ и на Высшие режиссерские курсы. Здесь же я лишь в общих чертах затрону три самых важных режиссерских «инструмента».


Сейчас читают про: