Спасение рода, или Прометей

Под «родом» понимается самый широкий диапазон «своих»: от семьи, племени, города — до нации и всего человечества. Прометей, Сид, король Артур, Робин Гуд, Джеймс Бонд — все эти спасители действуют по одной и той же сюжетной схеме.

Герой всегда лицо социально вторичное, подчиненное (Прометей не бог, а титан, Геракл вынужден служить своему брату, а король Артур — нации, Бонд — рядовой агент и т. д.). Они призваны к свершению некими «высшими силами», в качестве которых могут выступать не только боги, но и страна, народ, олицетворяющая для автора справедливость организация, революция (масса литературы и фильмов советских лет), наконец, сама Высшая Справедливость (Робин Гуд, Жанна д’Арк). Далее — вся судьба героя посвящается этой борьбе. Наградой служит прежде всего само предназначение и слава, часто посмертная, как Спасителя. То есть самому герою она особых дивидендов никогда не приносит, это служение всегда бескорыстно. Более того, самые яркие сюжеты здесь зачастую оканчиваются как раз наказанием героя (Прометей, Робин Гуд, Жанна д’Арк).

Это излюбленный мотив боевиков и фэнтези, редко употребимый в документалистике, так как в реальности «спасение современного человечества» все же от единственного избранного героя не зависит. А сюжеты с собирательными героями, вроде «героического советского народа», в неигровом материале всегда проигрывают сюжету, построенному на личности.

Хотя, если вам выпадает счастье наткнуться на героя, спасающего свою деревню, многоквартирный дом, городской парк или исторические памятники, причем, естественно, спасающего бескорыстно, ради самой идеи, то этот мотив будет очень кстати. Ну, а то, что в реальной жизни подобное служение приносит герою в основном серьезные личные проблемы, доказывать, думаю, не стоит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: