Трансформация, или Возрождение через смерть

Смерть в этом мотиве может быть не только физической, но и моральной, финансовой, социальной и т. д.

Мотив трансформации — обязательная сквозная линия любого сюжета. Превращение происходит либо с самим героем, либо, очень редко, с миром вокруг героя, который — а это всегда трагедия, — остается прежним. (Например, у какого-нибудь охранника сталинских лагерей, который и сегодня остался в рамках того мира.) Бывает, что герой вынужден «догонять» изменившийся мир (Одиссей, возвращающийся с Троянской войны, солдат, прошедший войну афганскую или чеченскую).

Обязательный центральный эпизод трансформации — «жертвоприношение», реальное или символическое. Причем в качестве такой жертвы практически всегда выступает сам герой (вариация — принесение в жертву самого дорогого, что есть у героя, например сына Авраамом). Это жертвоприношение — всегда метафора отказа от эгоистических привязанностей. Диапазон использования этого мотива громаден: от богов (практически все ранние языческие боги, а далее — Будда, Христос, святые) до всяких Павок Корчагиных, Данко и голливудских «спасителей человечества».

В «Клетке» трансформация возрождения происходит с Тимуром, он признан здоровым и для него открывается иная жизнь. Его «жертвоприношение» — в эпизоде забора крови.

Мотив трансформации часто переплетается с мотивом Пути, Дороги.

Иногда это реальная дорога, путешествие, как в «Одиссее» или «Эдипе». Иногда — путь познания или духовного роста. Но это всегда именно некий путь, в конце которого и происходит трансформация.

Путем может быть стать просто некий ужин. Но тогда мы должны снимать стол как «дорогу», перемены блюд — как этапы этого пути, а в конце ужина герой, например, принимает решение развестись с женой. И встает из-за стола уже холостым.

На неигровом материале, конечно, такие вещи делать сложнее, но они вполне возможны.

Приложение II. Архетипичные персонажи

Напомню, что здесь упомянуты только наиболее распространенные архетипичные персонажи. Я не сомневаюсь, что заинтересованный читатель сам отыщет еще немало архетипов в специальной литературе, «вычленит» их и в жизни, и в искусстве. Задача этого приложения — лишь показать направление поисков и практического использования. Иначе по объему оно рискует превратиться в отдельную книгу, а тема использования — в монументальное исследование, что в задачи автора совершенно не входит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: