Инфернальное зло

Близок к архетипу Мистического духа, но в отличие от него существует независимо от основных персонажей и проявляется опосредованно. Например, в какой-то глобальной угрозе, с которой приходится бороться героям: терроризм и Бен Ладен в фильме «Фаренгейт 9/11», голод ленинградской блокады, советская репрессивная система и пр.

Интересно проследить, как отражается этот персонаж в официальных трактатах и документах: «Молот ведьм», антитеатральные петиции пуритан, протоколы церковных судов над учеными и развенчания учеными церкви, газетные статьи с призывами уничтожить белогвардейцев, большевиков, кулаков, интеллигенцию, диссидентов, террористов… Более всего присутствие архетипа в них выдают тон и форма, которые у авторов всех времен и народов почему-то оказываются очень схожими. При этом не имеет никакого значения, реальное ли это зло или выдуманное. Главное то, что для самих авторов оно — неоспоримая психологическая реальность.

Кроме перечисленных, постоянно встречаются такие архетипичные персонажи, как Герой, Мятежный дух или Бунтарь (Прометей, лермонтовский Демон, набоковский Лужин, булгаковский Мастер и т. п.), Вечный Жид и т. д. Все они кочуют из сюжета в сюжет, поэтому найти и выявить их типологию читатель легко сможет и сам.

Не обязательно использовать архетип впрямую. Конечно, если материал укладывается в схему некоего мифа — это прекрасно. Но ведь мы можем воспользоваться приемом невыявленного мотива: не только мифа, но и народной сказки, притчи, какого-нибудь народного ритуала. И не важно, что зритель, возможно, никогда не осознает этих аллюзий. Важно то, что найденная, выявленная (она не придумывается, а именно выявляется, «раскапывается») в героях и материале архетипичная структура даст возможность точнее выстроить форму сюжета, найти интересные «ходы».

То же касается и символики: самые яркие примеры нетрудно найти в мифах, сказках, фьябах, плутовских рассказах, анекдотах, а также в народных песнях, пословицах преданиях, поверьях, в старинных ритуалах праздников… Только не стоит хватать первое попавшееся под руку. Такие формы и символика — всегда «палка о двух концах»: можно удивить зрителя, а можно и самому «на грабли наступить».

Причем самые интересные в этом отношении сказки — не авторские или претерпевшие авторскую обработку, а народные. Например, лучше использовать русские сказки не А. Н. Афанасьева (его обработки нам читали в детстве), а из «Сказаний русского народа» Ивана Сахарова, который записывал их так, как ему рассказывали в деревнях. Это гораздо ближе к архетипу, чем моралистские сказки Л. Н. Толстого или басни И. А. Крылова.

Приложение III. Практикумы монтажа

Предлагаемые здесь монтажные практикумы опробованы мной сначала на себе, в бытность студентом ЛГИТМиКа (ныне СПГАТИ), а потом и на моих студентах. Какие-то из этих упражнений были подсказаны моими учителями и доработаны на свой вкус, какие-то пришлось выдумать самому. Но все они имеют одну цель: освоить язык монтажа и не оказаться при этом в положении «сороконожки», которая запуталась в собственных ногах.

Таких упражнений был придуман не один десяток. Приводить их все не имеет смысла. Ведь поняв принцип, любой творческий человек сам в состоянии придумать для себя тренинги, которые помогут ему постепенно освоить любые приемы. Поэтому я отобрал наиболее, на мой взгляд, действенные. Тем, кому они покажутся слишком простыми, советую все же попробовать их сделать, точно следуя заданию, получив в результате нечто, достойное интереса обычного зрителя. Уверяю вас, если вы не лауреат международных кинофестивалей, с первого раза точно не получится. Зато потом, отработав элементы, вы не будете «тратиться» на них в работе, т. е. поставите на «автомат». Но без формальных упражнений не обходится ни одна «школа», а без «школы» достичь профессионализма трудно.

Как показывает практика, толк, при тщательном выполнении этих упражнений, есть — и немалый. Да, гению, как говаривал К. С. Станиславский, никакие системы не нужны. Но на то они и гении. Впрочем, если внимательно почитать черновики Пушкина, то и там видно и школу, и систему, и тщательно составленный план каждой поэмы, пьесы, романа… А уж он-то точно был гений!

Не рассчитывайте на достойный результат от этих упражнений с первого раза. Будьте тщательны как ни в одной эфирной работе — ведь вы создаете себе профессиональный капитал на всю жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: