Характер протекания летных характеристик ТРД существенным образом зависит от особенностей регулирования двигателя. Под регулированием понимается поддержание на различных режимах полета таких параметров рабочего процесса двигателя, которые обеспечивают значения тяги и удельного расхода топлива, удовлетворяющих условиям полета. Параметры рабочего процесса, изменяемые по определенному закону, называют регулируемыми параметрами. Характер изменения регулируемых параметров в зависимости от режима работы двигателя и условий полета называют законом регулирования (управления) двигателя.
Эффективность работы ТРД при заданных условиях полета однозначно определяется выбором двух параметров рабочего процесса: степени повышения полного давления воздуха в компрессоре к* и полной температуры газов перед турбиной Тг*. В виду этого к* и Тг* по существу являются параметрами регулирования двигателя. Однако вместо к* в качестве регулируемого параметра обычно выбирают частоту вращения ротора n. Это обусловлено тем, что к* и n однозначно связаны между собой, а последнюю сравнительно просто заменить и регулировать. Поэтому современные ТРД имеют следующие два регулируемых параметра: частоту вращения ротора n и полную температуру газов перед турбиной Тг*. В некоторых случаях ограничиваются регулированием только частоты вращения ротора n.
Воздействие на регулируемые параметры в ТРД осуществляются посредством изменения регулирующих факторов: расхода топлива Gт и площади критического сечения реактивного сопла Fкр. При установке на ТРД дозвукового реактивного сопла критическим сечением является выходное
сечение F. Реализацию требуемых законов регулирования двигателя обеспечивает система автоматического управления (САУ), в которой регулирующие факторы воздействуют определенным образом на регулируемые параметры.
Выбор закона регулирования определяется схемой двигателя, а также эксплутационными требованиями к нему. При этом любой закон регулирования должен обеспечивать устойчивую работу всех элементов двигателя на всех режимах полета. Для одновальных ТРД применяют следующие законы регулирования:
- Закон регулирования на максимальную тягу достигается при поддержании постоянными максимальных значений частоты вращения ротора и температуры газов перед турбиной, т.е. при
nмах. = const,
Тг* мах = const.
- Закон регулирования: постоянная частота вращения ротора при нерегулируемом дозвуковом сопле, т.е.
n = const,
F = const.
- Закон регулирования на полное подобие режимов в работе турбокомпрессора достигается при поддержании постоянными приведенных значений частоты вращения ротора и температуры газов перед турбиной, т.е. при
nпр. = const,
Тг* пр.= const.