double arrow

Библиографический список. Исследование психической работоспособности оператора


Исследование психической работоспособности оператора. Методические указания. Изд. ОмГТУ, 1995г

Время МН, 3 августа 2001 г.

Анализ состояния безопасности полетов в организациях ГА, подконтрольных Приобскому МТУ Минтранса России за 2001г

Приложение№1

Экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки ( Л) или правой (П) Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один , то другой глаз. Предмет смещается , если вы закрываете правый глаз или левый ?

В. Станьте в «позу Наполеона» , скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху ?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху ?

Теперь посмотрите , что у вас получилось.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые

нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный , энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок , контактен , медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП- аналитический склад ума, основная черта – мягкость , осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин.Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям.

В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречаеться примерно вдвое чаще , чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – а этот тип , наоборот , более характерен для мужчин. Отличается независимостью , непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространённых типов.Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен.Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив , энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный , но ненавязчивый .Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.

ЛЛПП – характерны дружелюбие , простота , некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость , доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам.Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Приложение № 2.

Художник или мыслитель.

Ответьте на следующие вопросы. Категорическому отрицанию соответствует

0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если , например , первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в тоже время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов , то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку “ за настроение”.

1.У меня преобладает хорошее настроение.

2.Я помню то,чему учился несколько лет назад.

3.Прослушав раз-другой мелодию,я могу правильно воспроизвести её.

4.Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5.Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно даётся алгебра.

7.Я легко запоминаю незнакомые лица.

8.В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 ( левое полушарие) и 3,4,6,7,10 ( правое полушарие).

1. Если ваш “левополушарный “ (Л) результат более , чем на 5 баллов превышает “правополушарный” (П) , то значит , вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы в общем-то , оптимист и считаете , что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило , вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчёт, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации , полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертёжником…

2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях ( шум, различные помехи и т.п.).Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению,-художник, актёр, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком , в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления , открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там , где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Приложение № 3.

Шкала самооценки

Первая часть вопросов (РТ, пп. I - 20) преду­сматривает изучение состояния в момент обследования, а вторая - дает ответы на вопросы (ЛТ, пп. 21 - 40), характери­зующие постоянные свойства личности.

Для выполнения работы в отчете необходимо в столбик проста­вить номера вопросов от I до 40. Из шкалы самооценки напротив номера каждого пункта необходимо проставить соответствующую цифру из таблицы, в зависимости от того, как Вы себя чувствуе­те в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет, кроме того, каждому испытуемому полезно узнать про себя. Далее представьте соответ­ствующие цифры в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно ( пп. 21-40).

     
№ пп: Состояние     :нет, .это:не так Пожалуй, так верно Совершенно верно    
I. Я спокоен I  
2. Мне ничто не угрожает     I          
3. Я нахожусь в напряжении     I          
4. Я испытываю сожаление     I          
5. Я чувствую себя свободно     I          
6. Я расстроен     I          
7. Меня волнуют возможные неудачи   I  
8. Я чувствую себя отдохнувшим     I  
9. Я встревожен     I          
10. Я испытываю чувство удовлетворения     I  
 
11. Я уверен в себе     I          
12. Я нервничаю     I          
13. Я не нахожу себе места     I          
14. Я взвинчен     I          
15. Я не чувствую скованности, напряжения            
 
16. Я доволен     I          
17. Я озабочен     I          
18. Я слишком возбужден и мне не по себе              
 
19. Мне радостно     I          
20. Мне приятно     I          
               
№ пп: Состояние Никргда Иногда часто Почти всегда
21. Я испытываю удовольствие
22. Я быстро устаю
23. Я легко могу заплакать
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как. и другие
25. Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение
26. Я чувствую себя бодрым
27. Я спокоен, хладнокровен, собран
28. Ожидаемые трудности очень тревожат меня
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я вполне счастлив
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Я чувствую себя в безопасно­сти
34. Я стараюсь избегать крити­ческих ситуаций
35. У меня бывает хандра
36. Я доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
  38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
39. Я - уравновешенный человек
40. Меня охватывает сильное бес­покойство, когда я думаю о своих делах

Обработка таблиц (результатов исследования.)

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются отдельно.

РТ = S1 - S2 + 50

гдеS1 - сумма цифр по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 шкалы;

S2- сумма цифр до пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 шкалы.

ЛТ = S3 - S4 + 35

гдеS3 - сумма цифр по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40 шкалы;

S4- сумма цифр до пунктам 21,26,27, 30,33,36,39 шкалы.

Рекомендуются следующие критические оценки:

а) не более 30 - низкий уровень тревожности;

б) 31 - 45 - умеренный уровень тревожности;

в) 46 и более - высокий уровень тревожности.

Приложение№4

Определение психической работоспособности .

Для выполнения этой работы необходи­мы часы с секундной стрелкой (секундомер) и набор трех- или четы­рехзначных чисел.

Экспериментатор сообщает испытуемому, что после названия трех- или четырехзначного числа он должен быстро сложить его составные части, в уме определить, делится ли полученная сумма на три и быстро ответить "Да" или "Нет". Экспериментатор засекает время от получения задания до от­вета и записывает результаты. Отдельно фиксируется количество ошибочных (неправильных) ответов. Всего экспериментатор называ­ет пятнадцать чисел в любой последовательности (трех- или четырех­значные чисел в зависимости от способности испытуемых к арифметическому счету). При определении психической работоспособности учитывается время выполнения задания (сумма времени, затраченно­го на пятнадцать ответов) и количество допущенных ошибок.

число время ошибка
1…15      

При арифметическом задании выставляются следующие оценки:

отлично - I (время –2 мин, ошибки отсутствуют);

хорошо - 2 (время - 2 мин, ошибка - I);

удовлетворительно - 3.


Сейчас читают про: