Вышеозначенные направления воспитания реализуются определенным способом в воспитательной работе. Пришла пора обсудить такой компонент воспитания, как методы. Применительно к современной школьной практике методами можно обозначить способы взаимодействия воспитателя и воспитанника в личностно-ориентированном воспитательном пространстве, реализующие цели воспитания. Многообразие взглядов на этот феномен, демонстрируемый в различных психолого-педагогических источниках, указывает на его сложность и многофакторность. Являясь компонентом системы воспитания, метод, в свою очередь, сам является системой и имеет определенную структуру, включающую цель постановки метода, средства его реализации и прием, как конкретизацию применяемого метода.
Цели, как планируемый результат взаимодействия, определяют выбор и содержание методов и средств. Они зависят от педагогических условий реализации системы методов, индивидуальных особенностей воспитанников и воспитателей.
Средства – это явления окружающей действительности, которые можно использовать в педагогических целях. К ним относят: художественные и словесные средства, природу и деятельность. Причем, диалектика средства определяется местом этого феномена в структуре метода. Средство – понятие широкое, включающее в себя педагогически целесообразную организацию путей реализации задуманного воспитателем. Следовательно, его можно понимать как совокупность действий воспитателя, то есть совокупность приемов.
|
|
Прием воспитания рассматривается как единичная часть метода, одно действие воспитателя. Прием субъективен и зависит от конкретного воспитателя, его педагогического мастерства, личностных качеств. Но при активном использовании он может превратиться в метод.
Цель, средства и прием, как компоненты метода, взаимосвязаны и взаимообусловлены. К примеру, воспитатель хочет показать ребенку его значимость и для этого поощрить его. Он использует похвалу. Поощрение - это метод. Слова, используемые воспитателем – средство, а похвала – прием.
Разнообразие методов, приемов и средств во многом затрудняют их выбор в практике воспитания. Разобраться в этом помогает классификация методов, призванная упорядочить информационный поток, характеризующий этот феномен.
Анализ представленных теорий приводит к пониманию основных направлений, которые можно выделить:
1. Методы словесного воздействия на личность ребенка. С помощью этих методов формируются взгляды детей, их чувства. Происходит осмысление их жизненного опыта.
2. Методы непосредственной организации деятельности, социального опыта воспитанников.
|
|
3. Методы, стимулирующие поведение детей, формирующие у них правильную мотивацию к последующим действиям.
Эти группы представлены такими авторами, как Щукина Г.И. П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый, Н.Ф.Голованова. В педагогике существует еще группа методов контроля, самоконтроля и самооценки, представленная В.А.Сластениным и И.Ф.Харламовым. Анализируя подходы к методам воспитания различных авторов, мы видим некоторый разнобой в их выделении. Так в первой группе такие авторы, как Г.И.Щукина и В.А.Сластенин выделяют основные методы формирование сознания, отнеся к ним беседу, пример и диспут. И.П.Сластенин значительно расширяет эту группу, включая туда такие методы, как объяснение, увещевание, внушение, просьбу и пример. Примечательно то, что пример некоторые авторы (П.С.Пидкасистый, Н.Ф.Голованова) включают во вторую группу методов, объединяющую методы организации деятельности. Мы не усматриваем в этом особого противоречия, поскольку все предложенные теми или иными авторами методы воспитания представляют собой систему, а значит, компоненты, входящие в нее могут быть подвижны, и рассматриваться на разных уровнях. Что касается второй и третьей группы методов, то вышеназванные авторы достаточно единодушны в их характеристиках. Можно назвать такие методы, как общественное мнение, требование, при учение, воспитывающие ситуации. Группа методов стимулирования представлена как основными: поощрение, соревнование и наказание, так и такими методами как метод естественных последствий (Г.И.Щукина) и методы одобрения и награждения (И.П.Подласый). Эти методы значительно обогащают палитру системы методов и дают возможность их использования в целях более глубокой индивидуализации воспитательного процесса. Такой неоднозначный подход к выделению методов воспитания обусловил составление схемы, максимально отражающей разные подходы разных авторов к классификации методов воспитания. Мы оставили за собой право ввести название групп методов, данное Г.И.Щукиной.
|
|
Классификация методов дает возможность воспитателю выбрать методы, адекватные педагогической ситуации, индивидуальным и возрастным особенностям школьников, способствующие становлению младшего школьника как субъекта воспитания. В воспитательном поле начальной школы работают все методы, но целесообразно с учетом специфики младшего школьного возраста охарактеризовать следующие методы воспитания.