Методы формирования сознания

Методы этой группы объединяет общая характеристика – они словесные. Именно слово выступает главным инструментом. Слова учителя, воспитателя формируют понятия, представления детей о явлениях мира, способствуют развитию положительной мотивации. С помощью слова создается эмоциональный настрой деятельности. Это особенно важно в работе с младшими школьниками, у которых эмоциональная сфера наиболее развита. Дети чувствительны и отзывчивы на слова воспитателя. Словесные методы воздействуют на сознание личности младшего школьника, помогая овладевать необходимыми для формирования нравственных качеств знаниями.

Рассказ. Самый распространенный метод, используемый в начальной школе. Рассказ построен как монологическая структура. При умелом использовании он, воздействуя на чувства школьника, помогает ему понять смысл нравственных оценок, и а этой основе выработать свои оценочные суждения. Воспитатель может его использовать в своей работе, рассказывая интересные события, которые произошли в его жизни, или в жизни детей. Особенно для младшего школьника интересны рассказы, повествующие о жизни воспитателя, когда он был ребенком. Курьезные случаи, которые с ним происходили и пересказанные воспитателем в ходе своего взаимодействия с ребенком, показывают последнему, что трудности, возникаемые в детской жизни, преодолимы. Эти рассказы вселяют уверенность в возможности для каждого ребенка «покорения» трудных жизненных обстоятельств. Также рассказ реализуется в знакомстве школьников со сказками, былинами, легендами, притчами.

Беседа. Уникальный метод, создающий специальную теплую обстановку близости и доверия между воспитанником и воспитателем. По форме – это диалог. Главное достоинство этого метода в том, что с его помощью ребенок не только получает знания о каком-либо явлении или событии, но и вырабатывает оценочное суждение, которое, в свою очередь, во многом определяет позицию личности. Беседа может быть запланирована в рамках воспитательной программы, но может возникнуть и спонтанно, в ответ на какую-то нравственную коллизию, на которую воспитатель не может не отреагировать. Беседа как словесный метод, подчиняется определенным правилам организации. Ее длительность с младшими школьниками не должна превышать 30 минут, и то с детьми 9-10 летними. С первоклассниками можно ограничиться 15 минутами. Вопросы продумываются заранее и предусматривают приблизительные ответы. Если беседа тематическая, но необходима ее подготовка. Она может идти в различных формах. Школьникам дается задание нарисовать картинку, или написать сочинение на заданную тему. Может быть, разбиться на группы и подготовить девизы. Таким образом, дети опосредованно тоже готовятся к беседе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: