Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности

Воспитание можно рассматривать как процесс организации деятельности детей. Оно направлено на формирование определенного типа поведения воспитанника. Методы этой группы опираются на практическую деятельность воспитанников, на накопленный ими жизненный опыт. Социальный опыт ребенок приобретает и в ходе стихийного воздействия на него окружающей действительности, и в ходе самостоятельного ознакомления с разными сторонами общественной жизни. С помощью методов формирования положительного опыта воспитателю удастся несколько упорядочить стихийное воздействие на ребенка, ввести его в педагогическое русло, оставляя при этом те крупицы его опыта, которые наиболее ценны для формирования личностных качеств.

Педагогическое требование.

Представленный метод имеет побуждающее значение. «…Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива». Так характеризовал А.С.Макаренко педагогическое требование (25, С.45). Предъявленные ребенку требования могут, как стимулировать его активную деятельность, так и тормозить ее. Это зависит, прежде всего, от цели использования данного и метода и от формы предъявления требования, которая может быть прямой и косвенной. Прямое (непосредственное) требование выражается в указаниях, командах, инструкциях, создавая условия строгой деловой активности. Косвенное (опосредованное) требования – это мягкая форма обращения воспитателя к воспитаннику. Требование – совет, требование – намек, требование – просьба, требование – одобрение дают возможность ребенку для активности и самостоятельности в выборе деятельности удовлетворяющей требованию. Педагогическое требование представляется трудным методом, поскольку «уважение к требованию зависит от уважения к требующему» (А.С.Макаренко), а значит, этот метод связан как с личностными особенностями воспитателя, так и с его педагогическим мастерством. Он побуждает ребенка принять требование воспитателя и действовать в соответствии с ним. Метод педагогического требования, особенно применяемый в косвенной форме, выполняет функцию побуждения ребенка к разумным действиям. Н.Ф.Голованова (12, С.125-126) предлагает педагогические условия применения педагогического требования. К ним она относит:

ü уменьшение прямых, жестких требований;

ü гуманистическое взаимодействие воспитателя с воспитанником;

ü уверенное использование требования воспитателем, целью которого является не немедленное послушание ребенка, реализация далеко идущих целей воспитания;

ü контроль воспитателя за выполнением требования.

Деятельность воспитателя, придерживающегося обозначенных Н.Ф.Головановой условий, будет более успешной и позволит использовать требования в щадящем для ребенка режиме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: