С младшими школьниками

Современная личностно-ориентированная парадигма воспитания, создание гуманистического воспитательного пространства требует тщательного механизма отбора ее технологических компонентов. Деятельность воспитателя во многом определяется наличием умений отбирать адекватные педагогические техники в решении задач воспитания младших школьников, способствующие становлению их субъектами воспитания. Диалектичность процесса воспитания предполагает с одной стороны использование мастерства, «актерства», с другой стороны достаточно жесткой регламентации, что выражается в подборе педагогических техник. Об этом говорит и семантика слова технология. Оно произошло от слияния двух греческих слов – мастерство, искусство (techne) и учение (logos).

Мощная лавина инноваций, обрушившаяся в последние десятилетия на нашу педагогику, обостряет вопрос отбора адекватных систем воспитания ребенка. Традиционные способы информации теснят на просторах воспитания информационные технологии, властно входящие в жизнь образовательных учреждений и семей школьников. Рынок современного труда также предъявляет качественно новые требования к выпускникам школ. Вхождение российского образования в Болонский процесс регламентирует некоторым образом эти процессы. Сам термин «воспитательные технологии» не так давно появился в педагогической литературе, хотя суть его имеет глубокие исторические корни. Вопросам и педагогического мастерства занимались такие философы, как Сократ, Платон, Демокрит. В более поздние периоды – Песталлоци И.Г., Д.Локк, Кампанелла К. Известный чешский педагог Я.А.Коменский, основоположник основных законов и технологических приемов дидактики, изложенных в книге «Великая дидактика», считал, что «…можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» (23, Т.2. С.199). Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский, не занимаясь специальными исследованиями в области технологий, тем не менее, тоже указывал на необходимость с помощью специальных приемов формировать нравственность ребенка. Впервые понятие «педагогическая технология» появилась в трудах А.С.Макаренко. Автор призывал «прикасаться к личности» тонким инструментом – коллективным влиянием, коллективным требованием. Он разработал технологии формирования детского коллектива. Современные исследователи (Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, Г.К.СелевкоВ.М.Коротов, Л.Ю.Гордин, А.В.Мудрик и др.) достаточно широко освещают проблему педагогических технологий.

Классификация воспитательных технологий широко и разнообразно представлена в современной педагогической литературе. К их выбору надо подходить творчески, осмысленно. Поэтому мы попытались систематизировать выявленные нами подходы к характеристике технологий. Такой обзор, на наш взгляд существенно облегчит современному воспитателю, работающему с младшими школьниками, выбор необходимых педагогических техник.

Наиболее развернутая и подробная характеристика технологий дана Г.К.Селевко (38, С.25-31), который выделяет несколько обобщенных групп, классифицируя их по определенному признаку.

По уровню применения: общепедагогические, частнометодические, локальные.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические.

По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.

По ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, саморазвития, формирования, эвристические.

По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитательные, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманистические и технократические. По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные, дифференцированное обучение.

По типу управления познавательной деятельностью: классическое лекционное, обучение с помощью ТСС, Система «консультант», обучение по книге, система малых групп, компьютерное обучение, система «репетитор», программное управление.

По подходу к ребенку: авторитарные, дидакто -,социо-,антропо -,педоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические.

По доминирующему методу: догматические (репродуктивные), программированное обучение, объяснительно-иллюстративные, диалогические, развивающее обучение, игровые, проблемные, саморазвивающееся обучение, творческие, информационные (компьютерные).

По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности детей, на основе эффективности организации и управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.

По категории обучающихся: массовая технология, продвинутого образования, компенсирующие, виктимологические, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными.

Питюков В.Ю. выделяет в качестве элементов педагогических технологий: общение, оценку, требование, конфликт и информативное воздействие. Ближе все к выделению именно воспитательных технологий подошла Н.Ф.Голованова, представляющая все технологии воспитания на трех уровнях организации воспитательного процесса в целом. Ею выделены следующие технологии: повседневные технологии воспитания, ситуативные технологии воспитания, перспективные технологии воспитания. Классификацирует технологии воспитания Голованова Н.В по следующим основаниям:

По философской основе: материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские.

По научной концепции: поведенческие, деятельностные, интереоризаторские, нейролингвистические программирование.

По категории объекта: индивидуальные, коллективные групповые, массовые.

Как мы видим из приведенных классификаций, педагогические технологии понимаются разными педагогами исходя из принятых ими педагогических концепций. В ходе практической деятельности воспитатель может выбирать те воспитательные технологии, которые наиболее всего соответствовали бы нескольким важным условиям, способствующим, на наш взгляд, активному становлению младшего школьника субъектом воспитания:

· применимость выбранной технологии в условиях организации воспитательного процесса;

· результативность технологии;

· возможность неоднократного применения.

В применении педагогических технологий большое значение имеет личность «технолога». Важно как воспитатель владеет собой, своим поведением. Это тем более актуально, что воспитатель, учитель начальных классов всегда находится в «свете софитов» ребячьих глаз. Из чего же складывается портрет хорошего технолога?

Выразительное лицо. Мимикой воспитатель должен уметь выразить малейшие нюансы. Подбодрить ребенка в его проявлениях. Или, наоборот, показать ему свое осуждение или несогласие с его действиями. Для становления младшего школьника субъектом воспитания это очень важно, поскольку он, как правило, усваивая жизненные ценности, ориентируется на мимику своего учителя.

Владение речью. Речь должна быть выразительной, четкой, понятной ребенку. Воспитатель должен уметь моделировать голосом те же нюансы, что и мимикой. Причем она может быть как громкой, так и тихой. Все зависит от того, какую атмосферу создал учитель в классе. Дети следуют тому, что им предлагает их «проводник».

Пластика тела. Легкость в движениях, выразительность позы, все должно показывать ребенку отношение воспитателя к его действиям. Опытные учителя знают. Иногда хватает невидимого для других жеста, и ребенок успокаивается, или, наоборот, активизируется.

Внешний вид. Эстетика в одежде, вкус в выборе своего образа. Умение изменять образ в соответствии с условиями. Для учителя начальных классов это не менее важно, чем владение психолого-педагогическими знаниями и умениями. Младшие школьники придают большое значение внешности своего учителя. Они хотят постоянно им гордиться, сравнивают с учителем из другого класса, подражают его внешнему виду.

Таким образом, воспитательная технология так или иначе отвечает на вопросы КТО и КАК. Какими качествами должен обладать учитель начальных классов, «технолог», чтобы содействовать становлению младшего школьника субъектом воспитания. Как правильно технологично организовать «завтрашнюю радость» ребенка, которую А.С.Макаренко считал важнейшим объектом работы в педагогической технике, чтобы среда пребывания ребенка стала гуманистической. Технологичным может быть как отдельное действие воспитателя, так и созданная им воспитательная система, применимая к индивидуальному ребенку в индивидуальных условиях. Только такой подход приведет к достижению поставленной цели воспитания.

Следует понимать, что в силу специфики воспитания как процесса многофакторного, длительного, вариативного, нельзя «затехнотизировать» любое воспитательное действие. Творческий педагог очень бережно, осторожно относится к выбору педагогической техники, помня о том, что технологичным может стать практически каждое его действие, движение. Особенно, если он является учителем начальных классов, практически непререкаемым авторитетом для младшего школьника. Но независимо от выбора, целесообразно придерживаться следующей структуры, представленной в виде взаимосвязанных компонентов и усиливающей успешность действий воспитателя в силу своей органичности и системности.

1. Построение концепции воспитания. Использование технологических элементов воспитания должно в целом исходить из философского, психологического, социального определения насущных целей воспитания. Без теоретического, научного обоснования не выстроить адекватной технологической модели. В соответствии с нашим пониманием цели воспитания, основным элементом является выделение условий организации гуманистического пространства, в котором подобранные воспитателем техники будут «увязаны» в систему и, следовательно приносить проектируемые педагогические результаты.

2. Определение цели конкретных воспитательных операций. Современная воспитательная парадигма строится на принятии ребенка как данности, актуализации его потребностей, личностных ориентаций. Следовательно, цель любого технологического воспитательного блока направлена на формирование социально значимых качеств личности, в нашем понимании тех качеств, которые способствуют его становлению субъектом воспитания.

3. Содержание технологии. Этот компонент определяется предыдущими и зависит от конкретных педагогических условий, в которых протекает процесс воспитания. Это может быть «технология игры», «технология поручения», «технология коллективного дела» и т.д. В реализации данного компонента большое значение имеет наличие умений у воспитателя соотносить содержание разнообразных технологий с возрастными особенностями. Следует понимать, что любые предложенные техники для младшего школьника и старшего школьника реализуются в разных условиях и с разной долей их самостоятельности в подготовке и проведении разнообразных воспитательных мероприятий.

4. Процесс реализации технологии. Этот компонент предусматривает, прежде всего, организацию воспитательной технологии. Какие методы, средства использует воспитатель в применении технологических приемов, как опирается на индивидуальные, половые особенности ребенка. Безусловно, высокие результаты приносит наличие у воспитателя умений органично выстраивать такую воспитательную систему, которая включала бы необходимые для прироста личностных качеств каждого школьника элементы технологий воспитания. Реализацию этого компонента можно изобразить в формуле: КТО – С КЕМ – КОГДА – КАК. Это может быть выражено во взаимосвязи следующих этапов, знание которых позволит воспитателю целесообразнее организовывать гуманистическое воспитательное пространство, системно подходить к выбору намеченных воспитательных техник:

Цель. С позиции организации воспитательного процесса, цель выступает как близкая и понятная ребенку задача реализации его жизненных устремлений.

Выбор педагогической техники.. Он связан прежде всего с конкретными задачами на определенный период воспитания, с направлениями воспитания, с возрастными особенностями детей и с особенностями организации школьного коллектива. Воспитатель может выбрать традиционную или инновационную технологию, может сам ее разработать, используя свой профессиональный опыт и особенности детей. Важно, чтобы это было не единичное мероприятие, а система, целостно отражающая потребности конкретных участников воспитательного процесса.

Подготовка к проведению. Этот компонент предусматривает отбор содержания, выбор средств и методов проведения, организационные мероприятия. Можно создать активную «группу содействия», состоящую из школьников, старших ребят, родителей. Подготовка включает и материальные средства – это подготовка костюмов, зала, символов и прочей наглядности.

Проведение. Эффективность проведения определяется логично выстроенной целью, правильно отобранным содержанием. Важно четко структурировать используемую технологию. Если это все соответствует намеченному, само проведение будет восприниматься школьниками как СОБЫТИЕ в их жизни.

Анализ. Эффективность проведения любого вида технологии воспитания определяется системой научно-педагогической подготовки ее проведения. Она включает активность школьников, формирование их потребностно-мотивационной сферы, интерес к проведению той или иной формы воспитания, сочетание интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов.

Как мы уже говорили выше, вопрос о классификации педагогических технологий широко представлен в педагогической литературе. Если говорить о традиционных, таких как технология воспитательного дела (мероприятия), технология коллективного творческого дела, игры, классные часы, то их характеристика в более или менее обобщенном виде, нашла отражение в трудах таких авторов, как Безрукова В.С., Иванов И.П., Шмаков С.А., Подласый И.П., Щуркова Н.Е. и др. Инновационные технологии, столь любимые и распространенные в практической деятельности воспитателей образовательных учреждений нет смысла классифицировать, поскольку сколько творчески настроенных педагогических работников, столько и названий.

Мы посчитали целесообразным систематизировать воспитательные технологии, предлагаемые разными авторами и объединить их в группы: коллективные технологии и индивидуальные технологии. Остановимся более подробно на характеристике этих групп, и покажем, как можно реализовать модель создания гуманистического воспитательного пространства, максимально способствующего становлению младшего школьника как субъекта воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: