Индивидуальные технологии

Любое воспитательное взаимодействие с ребенком должно быть индивидуализировано. Прежде всего, этого требует гуманизация воспитательного пространства, ибо, не зная детально каждого ребенка, как может воспитатель сделать условия его пребывания более комфортными. Следовательно, успешность деятельности воспитателя во многом определяется наличием у него знаний об индивидуальном подходе как педагогическом феномене и воспитательной технологии. Так же важен такой момент как уверенность профессионала в необходимости применения к каждому ребенку индивидуальной техники. Ну и конечно, владение умениями, включающими разнообразные действия, такие как изучение личности ребенка, подбор индивидуальных методов взаимодействия – все это работает на гуманизацию воспитательных технологий, а значит, отвечает тем требованиям, которые ставит перед школой общество.

Технология осуществления индивидуального подхода достаточно сложна, поскольку проявление многообразия индивидуальностей школьника бесспорный факт. Вопрос об индивидуальных особенностях личности интересует ученых с давних пор. Следы попытки решения этой проблемы мы видим в различных древних образовательных системах – египетских, греческих, римских. Такие известные философы как Демокрит, Сократ, Платон занимались вопросами значимости индивидуальной работы с детьми.

К примеру, Платон в своей книге «Законы», призывал учитывать личные склонности ученика, сообразно его общественному призванию. И в зависимости от того, чем хотел овладеть ученик, он должен был упражняться с раннего возраста. Воспитатель же индивидуализирует свое педагогическое воздействие, исходя из индивидуальных возможностей каждого.

В общей педагогической концепции старославянского воспитания, выраженной в книге «Поучение Владимира Мономаха», изданной в 1096 году, указывалось на то, что ребенок должен быть воспитан на любви к богу и уважении к старшим. Главным способом воспитания было подражание ребенка отцу, как наивысшему авторитету. В этом можно усматривать некую индивидуализацию воспитания, так как каждый отец владел индивидуальным набором качеств, которые он хотел передать своему наследнику и, следовательно, педагогические условия такой передачи могли быть только индивидуальны.

Таким образом, мы видим, что с незапамятных времен люди пытались найти возможности выявления индивидуальных, неповторимых особенностей личности и, связывая их с социальной направленностью, пытались строить индивидуально-воспитательные отношения.

Естественно, что с изменением общественного строя в разных странах менялась и педагогическая парадигма. Но во всех образовательных системах можно выделить компоненты индивидуализации воспитательного пространства для ребенка.

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский утверждал, что индивидуальный подход должен способствовать развитию в ребенке свойственных ему сил и способностей. «Дитя есть драгоценное сокровище, даже гораздо дороже всякого золота, но и более хрупкое, нежели стекло, которое легко разбить или испортить так, что может произойти непоправимый вред» (23, Т.2.С.189). Предвестник гуманного подхода к ребенку, Коменский предвидел трудности, связанные с осуществлением индивидуального подхода. Хрупкость души ребенка, потребность в безусловном и индивидуальном внимании, направленном именно на него требует от воспитателя душевных сил, педагогической энергии, а главное – желания увидеть в каждом ребенке не педагогического иждивенца, а друга, участника «сотворчества», личность, заинтересованную в результатах воспитания.

Гуманистический подход к вопросу об индивидуальных способностях детей, выдвигаемый Я.Коменским, получил свое развитие в учениях таких педагогов, как Ж.Ж.Руссо и Песталоцци.

В российской педагогике проблема индивидуального подхода связана с такими именами как В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. Блестящие прогрессивные литераторы понимали, что воспитание «нового человека» не может идти иным путем. Только, видя в каждом ребенке личность, можно подготовить ее к жизни в обществе.

Рассматривая проблему индивидуального подхода, В.Г.Белинский, развивая идеи Я.Коменского, считал необходимым учитывать природные способности ребенка, Но при этом, видя в ребенке существо общественное, он считал, что общество должно обеспечить всем детям равное воспитание, направленное на развитие их индивидуальных способностей и склонностей. «Каждый человек есть индивид, и как хорошим, так и худым может сделаться по-своему, индивидуально» (4, с.19). Следовательно, по мнению В.Г.Белинского, искусство учителя, прежде всего, заключается в изучении хороших и плохих сторон, в их учете и в последующем их развитии или ликвидации в процессе воспитания. Нужно было обладать большим гражданским мужеством, чтобы в эпоху сословного обучения и воспитания высказывать столь откровенные, общественно окрашенные сентенции, которые сегодня звучат так актуально в сфере рассматриваемого нами вопроса.

Значительный шаг в понимании индивидуального подхода делает К.Д.Ушинский. Выделяя основным условием воспитания детей учет их возрастных и психологических особенностей, он пи сал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (45, с.538). Только всестороннее глубокое знание учащегося может обеспечить правильное педагогическое воздействие на него. Высоко оценивая влияние учителя на учащегося, К.Д.Ушинский требовал от него внимания к каждому ребенку, глубокого изучения проявления их индивидуальных особенностей. По сравнению с предшественниками К.Д.Ушинский делает значительный шаг вперед в научном обосновании индивидуального подхода, доказывая необходимость индивидуализации методов и приемов педагогического воздействия, сообразуясь с индивидуальными особенностями каждого учащегося.

Вклад К.Д.Ушинского в решение проблемы индивидуального подхода бесценен и современен. Он разработал педагогические условия осуществления индивидуального подхода, что дало возможность педагогам последующих поколений разрабатывать эту проблему, основываясь уже на выдвинутых положениях.

Так в Российской педагогике в начале ХХ века ею занимались такие выдающиеся педагогики, как С.Г.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

С.Г.Шацкий в своих работах утверждал, что необходимо так строить учебный процесс, чтобы интересы детей и общества совпадали. Разрешение детского вопроса он видел не только в том, чтобы все дети были грамотными, а для того времени это была наиважнейшая задача, а и в том, чтобы они умели жить в обществе. «Воспитывая в том смысле, как мы понимаем – значит создавать в данной среде благоприятные условия для детей, черпающих мотивы и материалы для этой работы из этой среды» (47, С.84), писал С.Г.Шацкий, указывая на такое важное условие осуществления индивидуального подхода, как выявление мотивов деятельности ребенка. По его мнению, школа, опираясь на знание индивидуальных особенностей ребенка, должна находить для них те «дела», которые имели бы общественное значение и были бы посильны для коллективного их решения. Именно в создании благоприятных условий ярче проявляется индивидуальность. Обращаясь к опыту этого педагога, совершенно ясно понимаешь, как современно звучат его педагогические воззрения сегодня. Именно создание благоприятных условий в школе, в семье, в социальных институтах, дают возможность выявить неповторимые, единичные грани каждого ребенка, позволяющие ему социализироваться применительно к своим индивидуальным особенностям.

Великий разработчик теории коллектива А.С.Макаренко, вопреки бытующему еще мнению о том, что коллектив в его учениях подавляет индивида, уделял огромное внимание индивидуальному подходу, как важнейшему принципу педагогики. Во взаимодействии ребенка и коллектива он видел гармонию развития личности. «Индивидуальный подход к учащемуся заключается в том, чтобы применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива»(25, Т.5, с.28). Условием для этого А.С.Макаренко считал именно организацию педагогического пространства с помощью методов формирования коллектива, где будут созданы условия, при которых максимально раскрывается потенциал личности. Он указывал на то, что в педагогической практике существует страх перед человеческим разнообразием, который приводит к стремлению «остричь всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов» (25, Т.5, с.353). Как не вспомнить массовую. Школу с ее стремлением подойти к каждому ребенку однотипно, не особенно вникая в его индивидуальные особенности. Следует отметить, что в современной педагогической теории и практике значительно «потеплело» в отношении создания для ребенка благоприятных условий, предназначенных для реализации его индивидуальной неповторимости. Это личностно-ориентированный подход к воспитанию. Но об этом, в свое время, писал и А.С.Макаренко. «Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях» (25, Т.5, с.364). Ребенок открыт для добра, и если он капризен, совершает плохие поступки, прежде всего надо посмотреть, а в каких условиях происходит его общение с миром, кто общается с ним и с какой целью. Трудность индивидуального воспитания состоит в том, что педагогу надо сиюминутно решать сложные педагогические задачи, касающиеся такой тонкой материи, какой является ребенок. Если он пассивен, податлив, излишне терпелив, надо ли это пытаться менять, или, наоборот, оставить все как есть и организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы именно эти качества положительно влияли на его становление.

А.С.Макаренко считал, что коллектив помогает выявить индивидуальные особенности ребенка и тонко их «обработать». Индивидуальный подход не должен сводиться к «парной педагогике». Он должен опираться на основу взаимодействия коллектива и индивида, которую Антон Семенович назвал «принципом параллельного действия», во время которого каждое педагогическое действие направлено одновременно на коллектив и на личность. Это единственно правильный подход к реализации принципа индивидуального подхода. У учителя вряд ли хватит времени на то, чтобы с каждым, именно с каждым все время говорить по душам, и он, по мнению. А.С.Макаренко, должен передать часть своих «индивидуальных полномочий» коллективу детей, призванному раскрывать неповторимую индивидуальность каждого ребенка.

Аналогичные рассуждения мы находим в педагогических воззрениях педагога Януша Корчака. Если воспитатель «хочет сделать всех на один лад, увлечь всех в одном направлении, его введут в заблуждение: одни подделаются под его требования, другие искренне поддадутся внушению – до поры, до времени» (24, С.12). Педагог призывает нас считаться с индивидуальными особенностями ребенка, больше доверять ему, понимая, что «…ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь» (24, с.15). Вчитайтесь в эти строки, во времена достаточно жесткие в признании богатства человеческой личности, нас призывают доверять ребенку, признавать за ним право совместного с учителем выбора своего пути. Корчак большое значение уделял формированию у ребенка чувства собственного достоинства – Человек САМ создает себя. Однако, рядом, конечно, должен быть умный и опытный взрослый, который поможет, направит, поддержит. По мнению Я.Корчака ребенок интуитивно чувствует, что хорошо, а что плохо. В «Доме сирот», где работал Корчак, воспитание строилось на самовоспитании. Дети сами воспитывали детей и создавали условия для того, чтобы каждый воспитанник задумался над своими поступками, посмотрел на себя со стороны. Задача воспитателя – познавать ребенка и ориентироваться на результаты его возможного развития. Воспитание личности зависит от способностей ребенка, от интуиции воспитателя, говорил Януш Корчак. Чтобы добиться в воспитании желаемых результатов, надо относиться к ребенку как к взрослому, не подавляя его внутреннюю свободу. «Я не стану бороться с неизвестной наследственностью, с ее инстинктами и склонностями, не берусь излечивать воспитанника от травм и обид его раннего детства. Я не знахарь, я лечу только гигиеной. Я создаю условия, способствующие выздоровлению. Светом, теплом, свободой и энтузиазмом. Верю, что ребенок сам начнет исправляться» (24, с.31). Другими словами, создавая необходимые условия, воспитатель раскрывает индивидуальный потенциал каждого ребенка. Выступая против утилитарного и тоталитарного воспитания, Януш Корчак признавал за ребенком право оставаться таким, какой он есть. Тоталитарное же воспитание ведет к потере личной инициативы, детской фантазии, всего того, что формирует личность ребенка, делая ее ярче, самобытнее, богаче. Утилитарное же готовит угрюмых исполнителей, чиновников, самоуверенных тупиц.

В современной педагогической литературе индивидуальный подход трактуется, как принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его черт личности и условий жизни.

С некоторыми изменениями определение дается разными авторами. Так Б.Г Ананьев отмечает, что индивид выступает «как психологическая неповторимость отдельного единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях» (21 С.330). И.И.Резвицкий считает, что «индивидуальный подход означает, прежде всего, знание и учет индивидуальных качеств каждого человека, с которым имеет дело воспитатель. Он требует подходить к человеку конкретно, учитывать его различные индивидуальные особенности, своеобразие его природных и социальных свойств» (35, С.43).

Е.А.Климов отождествляет понятия «индивидуальный» и «личностный» подход. Он понимает его, как «формирование индивидуального стиля деятельности в разрешении типичных объективно значимых задач», что предполагает признание разных, но равноценных по конечным результатам способов деятельности и соответствующих им психологических свойств.

К.К.Платонов, наоборот, разводит эти понятия. Личностный подход, по его мнению, это «подход к человеку, с которым устанавливаются какие-либо отношения или который в частности, является объектом изучения, это подход к нему, как к целостной личности с учетом всей ее сложности, истории ее развития и всех ее индивидуальных особенностей»(33, С.198).»Индивидуальный подход пишет он, кратко может быть определен, как знание и учет конкретных индивидуальных особенностей, присущих данному человеку (или вообще данному объекту или случаю)» (33, с.202).

Говоря об уникальности личности, о ее индивидуальных чертах, нельзя не затронуть осуществление индивидуального подхода к трудным детям, отличающимся ассоциативным поведением. Еще А.С.Макаренко, уделяя этому вопросу внимание, писал, что трудным, как правило, ребенка делают взрослые. Это может быть связано с ограничением прав ребенка, с неприятием его «взрослости», с неуважением к нему со стороны окружающих, с обидами на несправедливые решения и со многими другими сложностями взрослой жизни. Интересно то, что А.С.Макаренко «трудными» считал именно нормальных детей. «Нормальные дети, - писал он, - или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения, Они требуют от нас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики» (25,Т.1, С.619). Но нам привычнее считать трудными именно тех, которые выпадают из коллектива, остаются вне внутриколлективных отношений.

Таким образом, проблема индивидуального подхода актуальна на протяжении существования этого феномена в человеческой жизни. Она имеет внешнюю и внутреннюю структуры. К внешней мы можем отнести взаимодействие индивида с обществом через социально-педагогические институты, которые призваны осуществить эту связь. А к внутренней – развитие в процессе этого взаимодействия индивидуальных особенностей, индивидуального своеобразия каждой личности. Исходным же положением в развитии человеческой индивидуальности является объективное существование общего в отдельном, общественного в индивидуальном, и, наоборот, существование всякого отдельного и индивидуального во взаимосвязи с общим. Общее дети усваивают в виде общественных требований, в том числе и требований коллектива, в котором они находятся, что детерминирует их индивидуальное развитие.

Большинство авторов, занимающихся данной проблемой, определяют индивидуальный подход как двусторонний процесс, одной стороной которого является изучение личности ребенка с учетом всех ее особенностей, а с другой – подбор необходимых мер индивидуального взаимодействия. Мы же, не вступая в полемику с вышеозначенными авторами считаем, что осуществление индивидуального подхода – это, прежде всего создание условий для оптимального развития индивидуальных особенностей ребенка. Создание условий вбирает в себя и социальную детерминацию воспитательного процесса и индивидуальное сопровождение ребенка, и, конечно же, учет его интересов, склонностей, особенностей.

Нельзя не отметить ряд, присущих данной проблеме противоречий. К ним можно отнести:

между воспитывающим действием любого воспитательного учреждения и отрицательным влиянием на ребенка сферы свободного общения или семьи;

§ между коллективным характером воспитания и необходимостью тонко влиять на каждую личность;

§ между требованиями к учету индивидуальных особенностей детей и реальными возможностями учителей-воспитателей;

§ между необходимостью осуществления индивидуального подхода и нежеланием индивидуализировать педагогические действия.

На сглаживание, или, наоборот, углубление этих противоречий влияет ряд факторов: общее состояние воспитательной работы, которая до сих пор осуществляется по «остаточному» педагогическому принципу; психолого-педагогическая культура воспитателя, его педагогическое мастерство; умелое соотношение функции коллектива и индивида; принятие ребенка как данности, уважение к нему, как к «партнеру» по воспитанию и пр. Преодоление противоречий поможет построить воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, что, несомненно, повысит его эффективность по подготовке ребенка к жизни в обществе.

Видный педагог современности Ш.А.Амонашвили говорил, что если воспитатель пользуется различными педагогическими методами без учета и индивидуальных особенностей ребенка, то он уподобляется врачу, который различает лекарства по их цвету и форме, не зная о силе и характере их воздействия на больных. Трудно поспорить с мастером. Индивидуальные техники в сочетании с коллективными интересами, мощный фактор становления младшего школьника субъектом воспитания, поскольку выраженная индивидуальность позволяет ребенку занять свою нишу в социальной жизни, обусловливает развитие его самостоятельности и «самости».

Сложность использования подобных техник в педагогической деятельности ставит перед воспитателем ряд задач. Одной из них является изучение личности воспитанников. Всестороннее знание воспитанника делает более успешным профессиональную деятельность воспитателя. Изучение может осущест­вляться в трех направлениях: выявление положительных ка­честв личности, выявление отрицательных качеств личности и причин, их породивших, подбор средств индивидуализирующих воспитательного пространство вокруг ребенка.

Изучение учащихся целесообразно проводить в следую­щих аспектах: отношение к учебе, развитие нравственных и волевых качеств, вза­имодействие личности и коллектива, особенности реакции на различные методы педагогического воздействия, состояние здоровья. А в итоге «мы должны стремиться к овладению синтезом, целым неразложимым человеком и научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характе­ризовались совершенствованием системы данной личности в целом», указывал А.С.Макаренко на системность изучения личности школьников. (25, Т. 7. С.449). Реализация системного подхода к изучению личности каждого ребенка, обусловливает выдвижение такого его компонента, как принципы изучения, способствующие более целенаправленному использованию полученных данных. К ним можно отнести:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: