Преданность

Как мы видим, Ш.А.Амонашвили придавал большое значение гуманистической направленности педагогической деятельности учителя. Эта структура, созданная много лет назад актуальна для современной педагогики, и воспитателю, придающему большое значение качеству взаимодействия с воспитанниками, есть, что позаимствовать из предложенных положений. Прежде всего, этот своеобразный «свод правил» направлен на гуманизацию воспитательной среды, в которой развивается ребенок. Но, используя советы Мастера, нужно помнить, что самые золотые правила нельзя применять без изменений, не адаптируя их на ту действительность, в которой они могут быть использованы с наибольшей пользой.

Выделение школьниками таких личностных качеств учителя, как доброта, откровенность, искренность и преданность своему делу, объясняется на наш взгляд особой деятельностью воспитателя. Безусловно, эти качества востребованы и в средних и в старших классах, но особенно их наличие является ценным в работе с младшим школьником. Нельзя забывать, что учитель начальных классов для ребенка на несколько лет является образцом для подражания. Он конкурирует даже с родителями, чем нимало огорчает некоторых. Невозможно переубедить школьника, если он уверен, что его учительница сказала сделать именно так. «Людмила Петровна сказала…». Эта фраза становится главной на первые годы его пребывания в школе. У ребенка складывается определенный образ учителя, наделенный основными в понятии ребенка личностными качествами. Это – доброта, справедливость, понимание, чуткость, терпеливость. Особенно интересно понимается младшим школьником такое качество его учителя, как доброта. Пожалуй, в первом классе оно выступает неким системообразующим эталоном. Добрый учитель – это и чуткий, и понимающий, и не ругающий, и красивый и справедливый. Взрослея, школьники на первый план выдвигают такое личностное качество учителя как справедливость. Именно оно становится главным качеством учителя в средней школе. А в старших классах уделяется больше внимание владению учителем интеллектуальными качествами.

Учитель-гуманист, это, прежде всего взрослый человек, который в любой момент может опуститься на уровень ребенка. Он смотрит на него не сверху, с «башни» своей жизненного опыта и багажа знаний. Нет, он смотрит на ребенка на одном уровне, «глаза в глаза» и помнит, что он тоже был маленьким, тоже ошибался. Такая позиция очень привлекательна для младшего школьника, поскольку она дает ему шанс быть уверенным, что у него тоже все получится. Ведь его Мария Ивановна не родилась такой умной, доброй, справедливой и умелой. Она тоже была маленьким ребенком и осваивала жизненные ценности, ошибаясь и поправляя свои ошибки. Именно наличие гуманистических черт определяет, насколько ребенок может доверять учителю, насколько может быть с ним откровенным. Дети ценят преданность учителя-воспитателя своему делу, своему классу, своим ученикам.

Наличие системы профессионально-значимых качеств, безусловно, влияет на результат воспитательных усилий учителя начальных классов. Но его функционирование в воспитательном поле как профессионала предполагает наличие педагогической компетентности как компонента педагогической деятельности воспитателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: