Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя

Успешность деятельности воспитателя заключается в том, что он не только сам является участником воспитательного процесса, но и способствует усилению активности детей, содействуя их становлению как субъектов воспитания. Результаты деятельности учителя начальных классов во многом определяется системой профессионально значимых качеств его личности. К.Д.Ушинский уделял внимание личности учителя, настаивая на том, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», писал К.Д.Ушинский. (31, Т.1. С.191). Причем профессионально значимыми качествами принято считать и личностные качества учителя. Специфика его деятельности практически не предполагает выделение из них приоритетных. Все важны в одинаковой степени, поскольку воспитание Человека и Гражданина, не менее важный процесс, чем его обучение. Характеристика личностных качеств весьма трудное и неблагодарное дело, поскольку невозможно перечислить все качества, «запаковав» их в жесткую структуру. У каждого исследователя складывается своя система личностных качеств, определяющая успешность профессиональной деятельности. К ним можно отнести такие, как: любовь к детям, доброта, отзывчивость, чуткость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, терпеливость, щедрость, толерантность, уравновешенность, спокойствие, доброжелательность, дружелюбие, патриотизм, оптимизм, самокритичность, уважительность и др. Интегральным по отношению к остальным качествам выступает гуманизм – отношение к ребенку как к высшей ценности, принятие его как данности, содействие его становлению в жизненном пространстве.

К профессиональным качествам традиционно относят такие как: эрудированность, трудолюбие, работоспособность, организованность, требовательность, коммуникативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, самообладание, справедливость, педагогический такт, педагогическое мастерство и др.

Характеризуя профессиональные качества, невозможно отделаться от мысли, что жестко отделить их от личностных не всегда удается. К примеру, такое качество как «любовь к детям». Оно характеризует человека как личность, способную на высокие чувства, связанные с красотой и самопожертвованием. С другой стороны, может быть инженеру или космонавту не нужно чувство любви к объектам профессиональной значимости, а учителю, воспитателю без этого качества невозможно быть носителем гуманной педагогики. «Что самое главное было в моей жизни?, - писал учитель – гуманист В.А.Сухомлинский, - Без раздумий отвечаю: л ю б о в ь к д е т я м» (27, С.3). Именно это качество определяет выбор любого школьного учителя гуманистической воспитательной парадигмы. В основе ее лежит принятие ребенка как высшей ценности как активного участника воспитательного процесса, как пытливого исследователя жизненно-ценных установок, предлагаемых ему учителем, воспитателем. Успешный воспитатель не навязывает знания о нравственных нормах и жизненных ценностях своим детям, а подводит их к самостоятельному и активному овладению этим жизненным багажом, содействуя тем самым их становлению как субъектов воспитания. Известный педагог Ш.А.Амонашвили разработал систему установок учителя-гуманиста. В них он включил 5 значимых для личности учителя блоков: (2, С.476-477).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: