Культура и личностный стиль педагогической деятельности

В педагогической психологии, как правило, когда речь идет о стилях деятельности, за основу берется социально-психологический контекст этого понятия, т.е. ситуация взаимодействия учителя учеником. За рамками внимания исследователей остается личностный аспект оценки стиля педагогической деятельности. Первичная классификация этих стилей возможна по уровням смысловой сферы личности: регулятивно-прагматической, эгоцентрической, стереотипно-зависимый и субъектно-универсальный. …Первые три уровня отражают дезаптированный в личностном и профессиональном планах вариант деятельности педагога.

Регулятивно-прагматический уровень характеризуется как «поток сознания», связанный с познавательными усилиями, необходимыми для решения практических задач, возникающих в конкретных ситуациях. В этом случае профессиональное самосознание учителя находится в зачаточном состоянии в силу сниженной потребности в самопознании.

На эгоцентрическом уровне преобладают мотивы личной выгоды, удобства, престижности и т.п. Удовлетворенность собой и свой деятельностью (лишь этой саморегулирующей сферой профессионального самосознания учителя) достигает максимального значения и превращается в свою противоположность – маховик, разрушающий систему саморегуляции, что ведет к еще большим деформациям самосознания.

Жизнедеятельность педагога со стереотипно-зависимым уровнем самосознания определяется его близким окружением, сообществом, с которым он себя либо отождествляет, либо ставит выше. Следствием такого уподобления обычно становится утрата творческого начала и неизбежное следование ценностным групповым ориентациям не всегда высокого качества. Такому учителю приходится прибегать к педагогическому насилию по отношению к детям. Ответная агрессия с их стороны негативно влияет на профессиональную мотивацию и самочувствие учителя, обусловливая профессионально-личную дезаптацию.

Субъектно-универсальный уровень представляет высшую степень профессионального самосознания учителя. Его главные характеристики связаны с внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов труда, которые принесут благо другим. Он становится основанием для достижения высшей степени самосознания, которая поражена свободой от эгоцентризма и групповых корпоративных интересов, а вследствие этого обусловливает стремление к творчеству, самовыражению и самоактуализации.

…Обратим внимание на тот факт, что стиль деятельности рассматривается как необходимое условие адаптации субъекта к тем или иным ситуациям. Идея о том, что в стиле профессиональной деятельности проявляются адаптивные механизмы личности, представляется нам весьма плодотворной с той оговоркой, что понятие адаптация трактуется в более широком смысле, чем просто приспособление к среде.

…Личностный стиль связан с внутренней организацией активности, т.е. имеет внутреннюю детерминацию.

…Он, как и индивидуальный стиль, представляет собой систему психологических средств для выполнения той или иной деятельности.

…Личностный стиль деятельности ярко проявляется и значимо влияет на эффективность профессиональной деятельности в знаковой системе «человек-человек». Особенно велико его значение для антропоцентрированной профессии, какой и является учительская.

…Экспертная оценка уровня профессиональной культуры учителей, которая кроме упомянутых выше критериев профессионального мастерства, включает характеристики ресурсосберегающего профессионального поведения и стилистику деятельности, регулируемую на уровне личности, отразила явный «дефицит» у действующих педагогов того, что относится к профессиональной культуре.

Что же обеспечивает педагогу возможность сохранить свой профессиональный имидж в сложных кризисных условиях? Думается, что первый план выходят рефлексия и способность к децентрации. Последняя понимается, как стремление соотносить свое поведение с действиями партнеров, понимать относительность субъективных мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников сотрудничества, умение сгладить конфликт.

…Саморегуляция психических состояний учителя осуществляется на уровне волевого поведения личности. Таким образом, стиль деятельности педагога определяется не столько эмоциональной окраской, как это часто принято считать, сколько уровнем волевого контроля и рефлексии, и тогда он приобретает личностный характер. (Цитаты из статьи Г.Г.Гореловой «Культура и личностный стиль педагогической деятельности»// Педагогика, №6, 2002, стр.61-66).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: