Цели, содержание и формы деятельности детских организаций

Цель деятельности детской организации можно расс­матривать в двух аспектах. С одной стороны - как цель, кото­рую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие эти организации для детей.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добро­вольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, что­бы организация повышала социальную значимость их дея­тельности, делала их более "взрослыми".

Второй аспект, не противоречащий "детской" цели предпо­лагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка. Результатом этого является желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.

Рассматривая с этих позиций цель деятельности, можно выделить её главные составляющие, соответствующие возрастным и социальным функциям человеческой жизни. Речь идет о формировании у членов детских организаций готовности:

- к цивилизованным экономическим отношениям;

- к политическим отношениям на основе норм демократической культуры;

- к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Классифицировать все детские организации можно по тем задачам, которые ста­вят перед собой дети и взрослые, создавая их. Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет предположить, что в ближайшее время возникнут организации детей, различающиеся между собой по идеологическому признаку. Такими могут стать организации при различных партиях, религиозных, национальных и иных идеологических объединениях, В основе этих и специально создаваемых дет­ских объединений на первый план может выдвинуться задача защиты прав детей от неправомерных действий взрослых и государственных органов.

Нетрудно прогнозировать и развитие организаций, созда­ваемых в соответствии с интересами детей, призванных развивать способности, создавать условия для проведения со­держательного досуга.

В особую группу можно выделить детские физкультурно-спортивные организации. Несмотря на их близость по сути к организациям по интересам, у них есть особенности, связан­ные со специфическими задачами.

Развитие различных трудовых хозрасчетных объединений учащихся, включение их в предприниматель­скую деятельность, убежденность детей и взрослых в необ­ходимости заработка детьми денег свидетельствуют о тен­денции роста числа экономических объединений подростков.

Будут развиваться и региональные детские организации (микрорайон, район, город, область, республика) с интегративным характером задач. Эти организации лучше учитывают особенности региона, традиции детского движения в нем.

Перечисленные признаки не исчерпывают всего диапазона детских организаций. Многообразие социальных отношений может привести к выделению новых признаков. Важно, что все они в той или иной мере должны способствовать социализации личности ребенка.

Несмотря на возрастные различия, есть общие формы работы детских организаций, которые в большей степени способствуют социализации личности ребенка и в основе их лежит коллективная творческая организация детской жизни.

Формы работы можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.

Прежде всего, реальные социально-значимые дела. Их от­личает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Приме­ром таких дел могут быть ученические бригады, ученические кооперативы, организация экспедиций, мероприятия по за­щите природы, милосердные акции и т.п.

Вторая группа - имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения (экономическая игра "Менеджер", "Конкуренция", политичес­кая игра "Парламент" и т.п.).

И, наконец, третья группа - это формы досуговой деятельности детей, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального ре­зультата и не имитируют его.

Таким образом, детские и подростковые организации, с од­ной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребно­стей детей, с другой, - способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.

(Волохов А.В. Выбираем свой путь. Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М.,1992. С.14-17.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: