Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны - как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие эти организации для детей.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности, делала их более "взрослыми".
Второй аспект, не противоречащий "детской" цели предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка. Результатом этого является желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.
Рассматривая с этих позиций цель деятельности, можно выделить её главные составляющие, соответствующие возрастным и социальным функциям человеческой жизни. Речь идет о формировании у членов детских организаций готовности:
|
|
- к цивилизованным экономическим отношениям;
- к политическим отношениям на основе норм демократической культуры;
- к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Классифицировать все детские организации можно по тем задачам, которые ставят перед собой дети и взрослые, создавая их. Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет предположить, что в ближайшее время возникнут организации детей, различающиеся между собой по идеологическому признаку. Такими могут стать организации при различных партиях, религиозных, национальных и иных идеологических объединениях, В основе этих и специально создаваемых детских объединений на первый план может выдвинуться задача защиты прав детей от неправомерных действий взрослых и государственных органов.
Нетрудно прогнозировать и развитие организаций, создаваемых в соответствии с интересами детей, призванных развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга.
В особую группу можно выделить детские физкультурно-спортивные организации. Несмотря на их близость по сути к организациям по интересам, у них есть особенности, связанные со специфическими задачами.
Развитие различных трудовых хозрасчетных объединений учащихся, включение их в предпринимательскую деятельность, убежденность детей и взрослых в необходимости заработка детьми денег свидетельствуют о тенденции роста числа экономических объединений подростков.
|
|
Будут развиваться и региональные детские организации (микрорайон, район, город, область, республика) с интегративным характером задач. Эти организации лучше учитывают особенности региона, традиции детского движения в нем.
Перечисленные признаки не исчерпывают всего диапазона детских организаций. Многообразие социальных отношений может привести к выделению новых признаков. Важно, что все они в той или иной мере должны способствовать социализации личности ребенка.
Несмотря на возрастные различия, есть общие формы работы детских организаций, которые в большей степени способствуют социализации личности ребенка и в основе их лежит коллективная творческая организация детской жизни.
Формы работы можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.
Прежде всего, реальные социально-значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть ученические бригады, ученические кооперативы, организация экспедиций, мероприятия по защите природы, милосердные акции и т.п.
Вторая группа - имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения (экономическая игра "Менеджер", "Конкуренция", политическая игра "Парламент" и т.п.).
И, наконец, третья группа - это формы досуговой деятельности детей, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.
Таким образом, детские и подростковые организации, с одной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребностей детей, с другой, - способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.
(Волохов А.В. Выбираем свой путь. Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М.,1992. С.14-17.)