Как создать детское общественное объединение

Как же создать детскую организацию, какие при этом возникают вопросы и про­блемы? Важно помнить, что создать объедине­ние могут сами дети, это записано в Кон­венции о правах ребенка. В ней ребенком признается человеческое существо от рождения и до 18 лет. Однако без участия взрослых такое объединение не будет за­регистрировано. Право создать объедине­ние имеют и взрослые, что нашло отра­жение в Законе РФ «Об общественных объединениях». Организация, как, впрочем, и любой другой вид объединения, — отряд, дружина, общество и т.д., — дело сугубо добровольное и не обязательное для всех. Этим положением и следует ру­ководствоваться директору школы или другому инициатору.

Все остальное фиксирует документ, ре­гулирующий или регламентирующий де­ятельность конкретного вида объедине­ния; организации, союза, ассоциации, отряда, дружины и т.п., на конкретном пространстве. Федеральный закон, соответствующие нормативно-правовые акты субъектов России поддерживают все виды детского движения: и организации, и общества, и объединения, и отряды. Право выбора за самими создателями (или создателем). Это формирование может быть не только организацией. Очень важен вопрос о цели взрослого, желающего объединить подростков. Ор­ганизаторы и будущие участники (члены) детского объединения должны осознать, для чего они хотят объединиться. Может быть, для того чтобы совместно заботить­ся о каком-то больном или слабом, о сво­ем поселке, о природе, о животных...

Организация хороша уже тем, что в ней существуют правила (взрослые устанавли­вают их вместе с ребятами), а подростки всегда любят игры по правилам. С их по­мощью будут строиться отношения, пла­нироваться конкретные дела. Здесь важ­но участие самих подростков. Учителя и воспитатели должны развивать инициати­ву ребят. Позаботиться надо только об одном — чтобы инициатива была полез­ной и значимой для школы, для поселка, для города, для них самих.

Организация — это определенный стиль, тон отношений, который задается установленными в ней законами, прави­лами и традициями. При этом педагоги­ческому коллективу и школе в целом важ­но занять свободное время своих учени­ков полезным делом, оградив их тем са­мым от дурной компании. Если между детьми, членами организации и руководством школы возникает конфликт (и такое бывает), то оптимальны выход из него — переговоры, путь к регулированию и оформлению отношений, т.е к совместной разработке правил (они могут быть и неписаными), касающихся наиболее типичных случаев жизни в школе. Конфликтов, скорее всего, удастся избежать, если будет составлен договор.

Правомерен вопрос, с чего начинать. Если речь идет об организации, то лучше сначала определиться с ее образом, ста­тусом, характером, базой, программой (или основными направлениями) дейст­вий, а уж потом искать тех, кому эти идеи более всего по душе.

Еще лучше создать для начала неболь­шую команду сторонников из подростков и с ними обсудить главную идею. Что ка­сается других видов формирований — движения, клуба, союза и т.п., то возмо­жен и иной порядок: при наличии идеи и человека, ее «носителя» детали уже дора­батываются и уточняются в процессе тех дел, проектов и программ, за которые объ­единение взялось с первых шагов.

Как показывает практика, серьезные затруднения у организаторов новых дет­ских объединений вызывает создание до­кумента (Устава, Положения и др.), осо­бенно формулирование цели и результа­та. Многое из того, что ясно для взрослых, для детей сложно. Можно предложить со­здать сразу два документа, один — для де­тей и, возможно, с их участием (кратко из­ложенные и понятные законы или прави­ла, привлекательные символы, стимулы), другой — для взрослых в котором развер­нуто, подробно раскрываются цель, направ­ления, содержание деятельности, структу­ра и прочее.

Есть организации (к примеру, скаут­ская), которые придают созданию доку­ментов очень большое значение. С таким опытом стоит ознакомиться, чтобы поду­мать над собственными вопросами и про­блемами. В своих авторских проектах и программах следует предусмотреть раздел «Ожидаемые результаты».

В начале 90-х прошлого века в школах запрещены политические объединения, но общественные неполитические могут действовать. Они еще только начинают складываться в детской среде. В их составе могут быть девочки и мальчики разного возраста, которые приходят в объединение добровольно. Руководство ими берут на себя тоже взрослые-добровольцы. Местом базирования таких объединений сегодня являются не только школы, но и клубы по месту жительства, спортивные клубы, дома офицеров и дома культуры. Закон РФ «Об общественных объединениях» потребовал нового подхода к деятельности и отношениям педагогических коллективов и детских общественных объединений. Многие школы, отказавшись от прежнего опыта, не захотели осваивать новый. Подростки получили право выбрать, в какое именно объединение им вступать. И если в той или иной школе нет какой-то организации или объединения, то это вовсе не означает, что ее ученики никуда не входят. Скорее это свидетельствует об отсутствии ясных представлении у руководства и педагогов многих школ об отношении подростков к общественной деятельности.

Для того чтобы знать, какие школьники и в каких именно сообществах участ­вуют, необходимо организовать специ­альное исследование, обратившись к подросткам и к их родителям с просьбой заполнить анкету. Затем полученные дан­ные обработать: посчитать, проанализи­ровать, выявить тенденции, составить аналитическую записку (справку), кото­рая поможет педагогическому коллекти­ву в воспитательной работе. Результаты полезно сначала обсудить на семинарах классных руководителей, воспитателей, на педагогическом совете школы, роди­тельском комитете, родительских собра­ниях в классах и общешкольном роди­тельском собрании, а также на встрече руководителей школы и родительского комитета, затем ознакомить с ними ор­ганы школьного самоуправления, выбрав оптимальный вариант подачи получен­ной информации.

Руководители школы, родительский комитет, орган ученического самоуправ­ления вместе сумеют договориться о том, какие шаги предпринять. Все поступив­шие в процессе обсуждения предложения составят основу для плана школы по вза­имодействию с детским объединением или представителями разных формирова­ний. Вполне возможно, что идей, в том числе оригинальных, у самих ребят будет много. Начните с анкетирования, учиты­вая условия, в которых вы работаете, и особенности подростков (их интерес к общественной жизни). Не забудьте толь­ко организовать рабочую группу, которая под руководством опытного исследовате­ля (его необходимо назначить приказом) проведет обработку полученных данных и подготовит аналитическую справку с не­обходимыми предложениями.

(Семенов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. – 2004. № 5. С.30-38)

Приложение №31


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: