Как же создать детскую организацию, какие при этом возникают вопросы и проблемы? Важно помнить, что создать объединение могут сами дети, это записано в Конвенции о правах ребенка. В ней ребенком признается человеческое существо от рождения и до 18 лет. Однако без участия взрослых такое объединение не будет зарегистрировано. Право создать объединение имеют и взрослые, что нашло отражение в Законе РФ «Об общественных объединениях». Организация, как, впрочем, и любой другой вид объединения, — отряд, дружина, общество и т.д., — дело сугубо добровольное и не обязательное для всех. Этим положением и следует руководствоваться директору школы или другому инициатору.
Все остальное фиксирует документ, регулирующий или регламентирующий деятельность конкретного вида объединения; организации, союза, ассоциации, отряда, дружины и т.п., на конкретном пространстве. Федеральный закон, соответствующие нормативно-правовые акты субъектов России поддерживают все виды детского движения: и организации, и общества, и объединения, и отряды. Право выбора за самими создателями (или создателем). Это формирование может быть не только организацией. Очень важен вопрос о цели взрослого, желающего объединить подростков. Организаторы и будущие участники (члены) детского объединения должны осознать, для чего они хотят объединиться. Может быть, для того чтобы совместно заботиться о каком-то больном или слабом, о своем поселке, о природе, о животных...
|
|
Организация хороша уже тем, что в ней существуют правила (взрослые устанавливают их вместе с ребятами), а подростки всегда любят игры по правилам. С их помощью будут строиться отношения, планироваться конкретные дела. Здесь важно участие самих подростков. Учителя и воспитатели должны развивать инициативу ребят. Позаботиться надо только об одном — чтобы инициатива была полезной и значимой для школы, для поселка, для города, для них самих.
Организация — это определенный стиль, тон отношений, который задается установленными в ней законами, правилами и традициями. При этом педагогическому коллективу и школе в целом важно занять свободное время своих учеников полезным делом, оградив их тем самым от дурной компании. Если между детьми, членами организации и руководством школы возникает конфликт (и такое бывает), то оптимальны выход из него — переговоры, путь к регулированию и оформлению отношений, т.е к совместной разработке правил (они могут быть и неписаными), касающихся наиболее типичных случаев жизни в школе. Конфликтов, скорее всего, удастся избежать, если будет составлен договор.
|
|
Правомерен вопрос, с чего начинать. Если речь идет об организации, то лучше сначала определиться с ее образом, статусом, характером, базой, программой (или основными направлениями) действий, а уж потом искать тех, кому эти идеи более всего по душе.
Еще лучше создать для начала небольшую команду сторонников из подростков и с ними обсудить главную идею. Что касается других видов формирований — движения, клуба, союза и т.п., то возможен и иной порядок: при наличии идеи и человека, ее «носителя» детали уже дорабатываются и уточняются в процессе тех дел, проектов и программ, за которые объединение взялось с первых шагов.
Как показывает практика, серьезные затруднения у организаторов новых детских объединений вызывает создание документа (Устава, Положения и др.), особенно формулирование цели и результата. Многое из того, что ясно для взрослых, для детей сложно. Можно предложить создать сразу два документа, один — для детей и, возможно, с их участием (кратко изложенные и понятные законы или правила, привлекательные символы, стимулы), другой — для взрослых в котором развернуто, подробно раскрываются цель, направления, содержание деятельности, структура и прочее.
Есть организации (к примеру, скаутская), которые придают созданию документов очень большое значение. С таким опытом стоит ознакомиться, чтобы подумать над собственными вопросами и проблемами. В своих авторских проектах и программах следует предусмотреть раздел «Ожидаемые результаты».
В начале 90-х прошлого века в школах запрещены политические объединения, но общественные неполитические могут действовать. Они еще только начинают складываться в детской среде. В их составе могут быть девочки и мальчики разного возраста, которые приходят в объединение добровольно. Руководство ими берут на себя тоже взрослые-добровольцы. Местом базирования таких объединений сегодня являются не только школы, но и клубы по месту жительства, спортивные клубы, дома офицеров и дома культуры. Закон РФ «Об общественных объединениях» потребовал нового подхода к деятельности и отношениям педагогических коллективов и детских общественных объединений. Многие школы, отказавшись от прежнего опыта, не захотели осваивать новый. Подростки получили право выбрать, в какое именно объединение им вступать. И если в той или иной школе нет какой-то организации или объединения, то это вовсе не означает, что ее ученики никуда не входят. Скорее это свидетельствует об отсутствии ясных представлении у руководства и педагогов многих школ об отношении подростков к общественной деятельности.
Для того чтобы знать, какие школьники и в каких именно сообществах участвуют, необходимо организовать специальное исследование, обратившись к подросткам и к их родителям с просьбой заполнить анкету. Затем полученные данные обработать: посчитать, проанализировать, выявить тенденции, составить аналитическую записку (справку), которая поможет педагогическому коллективу в воспитательной работе. Результаты полезно сначала обсудить на семинарах классных руководителей, воспитателей, на педагогическом совете школы, родительском комитете, родительских собраниях в классах и общешкольном родительском собрании, а также на встрече руководителей школы и родительского комитета, затем ознакомить с ними органы школьного самоуправления, выбрав оптимальный вариант подачи полученной информации.
Руководители школы, родительский комитет, орган ученического самоуправления вместе сумеют договориться о том, какие шаги предпринять. Все поступившие в процессе обсуждения предложения составят основу для плана школы по взаимодействию с детским объединением или представителями разных формирований. Вполне возможно, что идей, в том числе оригинальных, у самих ребят будет много. Начните с анкетирования, учитывая условия, в которых вы работаете, и особенности подростков (их интерес к общественной жизни). Не забудьте только организовать рабочую группу, которая под руководством опытного исследователя (его необходимо назначить приказом) проведет обработку полученных данных и подготовит аналитическую справку с необходимыми предложениями.
|
|
(Семенов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. – 2004. № 5. С.30-38)
Приложение №31