Детский коллектив во время лагерной смены проходит определенные этапы развития, знание которых облегчает руководителю коллектива взаимодействие с 1 детьми. Многие совместные отрядные или коллективные дела возможны лишь на определенных этапах развития коллектива. Немаловажное значение имеет и настроение руководителя - гораздо легче жить, когда понимаешь, что происходит с детьми. Все детские коллективы проживают в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, можно назвать «хороший коллектив».
Наблюдения за работой многих временных коллективов позволили принять за основу изменений в жизни коллектива степень соответствия потребностей и желаний ребенка общественно полезной цели коллективной жизни. Такое соответствие проявляется в следующем:
• по мере развития коллектива дети становятся инициаторами новых общественно полезных дел отряда;
|
|
• повышается внимание к нравственному смыслу деятельности;
• увеличивается интерес к своей личности и личности товарищей.
На основе этих трех критериев выделяют четыре основных периода жизни временного коллектива.
I период (примерно 3-4 дня). Его условно называют временем первоначального привыкания. Происходит «знакомство» в самом широком смысле слова: у участников отряда возникает потребность исследовать ситуацию, быть включенным в нее, устанавливать отношения с другими детьми, возникает очень много мелких групп, часто это пары, поведение зависимое - и от мнения большинства, и чаще всего от взрослых. Иногда сразу возникает антилидер. На этой стадии он, как правило, противостоит взрослым. Но напряженность в отношениях на этой стадии возникает редко - все пока хотят понравиться друг другу, все неопределенно. В это время в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных). Этот период благоприятен для выдвижения на общем сборе отряда цели коллектива - прожить в лагере с пользой для себя и окружающих.
Главная педагогическая задача этого периода - содействовать формированию положительного отношения к общественно полезной цели жизни коллектива, выработанным сообща нормам и правилам этой жизнедеятельности, к нужным и интересным творческим делам. Не надо забывать, что различные дела отряда в этот период должны быть непродолжительными по подготовке и проведению, но яркими и увлекательными по форме. Именно во время таких дел ребята лучше узнают друг друга, могут быстрее объединиться в микрогруппы, избрать актив. Основной двигатель в это время - вожатый и воспитатель. Дети могут продуцировать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство.
|
|
II период. Период конфликтов, «раздел территории», или «борьба за власть», или «поиск крайнего». Главная потребность в это время - потребность во власти, в контроле над ситуацией. Уже проявляется соперничество между потенциальными лидерами и взрослыми, между группировками, стремление к власти может проявиться в попытке давления через «общественное мнение», идет борьба за лидерство. В последние годы ситуация может быть парадоксально перевернутой: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность или стремиться к власти.
В это время в отряде неизбежны конфликты, стычки, может резко упасть успешность, продуктивность работы, и ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя («А, они ничего так и не сделают», «Надоело, все сам сделаю», «Все равно подведут - самому надежнее») или «свалить кучей» на одного или нескольких детей. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда «на прочность» проверяются возникающие традиции и отношения. Здесь роль руководителя как модели поведения, установителя норм и организатора деятельности подвергается испытанию. Как и во многих делах, наилучшим является поиск «золотой середины».
В начале принятая цель и нормы жизни далеко не для всех становятся побудительной силой. Это вполне закономерно, поэтому бояться конфликтов не следует. Лучше это использовать для убеждения ребят в том, что интересная жизнь возможна лишь при сплоченности коллектива, в организации совместных полезных дел.
В этот период важно повышать внимание ребят к нравственным качествам своих товарищей, проявленным в делах, побуждать к преодолению отрицательных качеств. На этом этапе важно проводить дела, которые рассчитаны на безусловный успех. Часть этих дел должна быть направлена на заботу об окружающих людях, младших товарищах, взаимодействие с другими отрядами. В интересных и полезных делах, их коллективном осмыслении (при подведении итогов подчеркивать то, что приятно быть полезным людям) формируются общественно ценные мотивы поведения. Все это позволит коллективу перейти на новую стадию своего развития.
III период. Время интенсивной жизни коллектива. Главная потребность здесь - в привязанности; устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом, возможным становится партнерство, взаимное понимание. Здесь важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. Это же противоречие может быть проявлено внутри человека, оптимальным для организации группового отрядного взаимодействия являются дети, у которых это противоречие наименее проявлено. На этом этапе воспитатель или вожатый сохраняет свои функции как руководитель, модель поведения, носитель отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже дети. На этой стадии очень хорошо могут проходить многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый. Задача вожатого содействовать тому, чтобы цель - быть полезным людям, нести им радость - стала бы определять деятельность не только коллектива, но и каждого его члена.
Дела, планируемые в этот период, могут и не обладать яркой внешней привлекательностью. Вся предшествующая работа (дела на пользу и радость людям, внимание к нравственному смыслу таких дел, постоянная поддержка положительных действий ребят на сборах и вечерних «огоньках») должна осуществить своеобразный «перенос» в сознании ребят значимости дела с его формы на смысл «зачем оно нужно людям?». На основе такой работы у ребят (особенно подростков) может возникнуть стремление разобраться в том, что лежит в основе поступков человека, интерес к вопросам морали. На основе этого интереса особенно важно организовать сборы-дискуссии, откровенные разговоры, вечера вопросов и ответов.
|
|
IV период. Время активного усвоения тех ценностей, которые в предшествующей работе выработал коллектив. Настоящий коллектив продолжает влиять на
умы и сердца своих членов. Поэтому главная задача взрослого - содействовать такому усвоению каждым из ребят коллективного опыта, который вызовет желание перенести в свою дальнейшую жизнь приобретенной во временном коллективе ценности.
Для этого коллектива характерно эмоциональное единство, особая теплота отношений, во многом вызванная тем, что лагерная смена заканчивается. В беседах с ребятами, на прощальных кострах, разговорах «Расскажи мне обо мне», итоговом сборе важно всем вместе обсудить, что дал лагерь каждому, чему здесь научились.
(Большаков С.В., Гаврилова Т.П. и др. Лето. Лагерь. Вожатому: Методические рекомендации. – Пермь, 2000. С. 11-14.)
Приложение №35