Динамика развития временного детского коллектива в условиях летнего лагеря

Детский коллектив во время лагерной смены проходит определенные этапы развития, знание которых облегчает руководителю коллектива взаимодействие с 1 детьми. Многие совместные отрядные или коллективные дела возможны лишь на оп­ределенных этапах развития коллектива. Немаловажное значение имеет и настроение руководителя - гораздо легче жить, когда понимаешь, что происходит с детьми. Все детские коллективы проживают в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, можно назвать «хороший кол­лектив».

Наблюдения за работой многих временных коллективов позволили принять за основу изменений в жизни коллектива степень соответствия потребностей и желаний ребенка общественно полезной цели коллективной жизни. Такое соответствие прояв­ляется в следующем:

• по мере развития коллектива дети становятся инициаторами новых обще­ственно полезных дел отряда;

• повышается внимание к нравственному смыслу деятельности;

• увеличивается интерес к своей личности и личности товарищей.

На основе этих трех критериев выделяют четыре основных периода жизни временного коллектива.

I период (примерно 3-4 дня). Его условно называют временем первоначального привыкания. Происходит «знакомство» в самом широком смысле слова: у участников отря­да возникает потребность исследовать ситуацию, быть включенным в нее, устанавли­вать отношения с другими детьми, возникает очень много мелких групп, часто это пары, поведение зависимое - и от мнения большинства, и чаще всего от взрослых. Иногда сразу возникает антилидер. На этой стадии он, как правило, противостоит взрослым. Но напряженность в отношениях на этой стадии возникает редко - все пока хотят понравиться друг другу, все неопределенно. В это время в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных). Этот период благоприятен для выдви­жения на общем сборе отряда цели коллектива - прожить в лагере с пользой для себя и окружающих.

Главная педагогическая задача этого периода - содействовать формированию положительного отношения к общественно полезной цели жизни коллектива, вырабо­танным сообща нормам и правилам этой жизнедеятельности, к нужным и интересным творческим делам. Не надо забывать, что различные дела отряда в этот период долж­ны быть непродолжительными по подготовке и проведению, но яркими и увлекатель­ными по форме. Именно во время таких дел ребята лучше узнают друг друга, могут быстрее объединиться в микрогруппы, избрать актив. Основной двигатель в это время - вожатый и воспитатель. Дети могут проду­цировать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство.

II период. Период конфликтов, «раздел территории», или «борьба за власть», или «поиск крайнего». Главная потребность в это время - потребность во власти, в контроле над си­туацией. Уже проявляется соперничество между потенциальными лидерами и взрос­лыми, между группировками, стремление к власти может проявиться в попытке дав­ления через «общественное мнение», идет борьба за лидерство. В последние годы си­туация может быть парадоксально перевернутой: никто не хочет брать на себя ответ­ственность за дело, проявлять активность или стремиться к власти.

В это время в отряде неизбежны конфликты, стычки, может резко упасть ус­пешность, продуктивность работы, и ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя («А, они ничего так и не сделают», «Надоело, все сам сде­лаю», «Все равно подведут - самому надежнее») или «свалить кучей» на одного или нескольких детей. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда «на прочность» проверяются возникающие традиции и отношения. Здесь роль руководи­теля как модели поведения, установителя норм и организатора деятельности подвер­гается испытанию. Как и во многих делах, наилучшим является поиск «золотой сере­дины».

В начале принятая цель и нормы жизни далеко не для всех становятся побуди­тельной силой. Это вполне закономерно, поэтому бояться конфликтов не следует. Лучше это использовать для убеждения ребят в том, что интересная жизнь возможна лишь при сплоченности коллектива, в организации совместных полезных дел.

В этот период важно повышать внимание ребят к нравственным качествам сво­их товарищей, проявленным в делах, побуждать к преодолению отрицательных ка­честв. На этом этапе важно проводить дела, которые рассчитаны на безусловный ус­пех. Часть этих дел должна быть направлена на заботу об окружающих людях, млад­ших товарищах, взаимодействие с другими отрядами. В интересных и полезных де­лах, их коллективном осмыслении (при подведении итогов подчеркивать то, что при­ятно быть полезным людям) формируются общественно ценные мотивы поведения. Все это позволит коллективу перейти на новую стадию своего развития.

III период. Время интенсивной жизни коллектива. Главная потребность здесь - в привязанности; устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом, возможным становится партнерство, взаимное понимание. Здесь важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто ис­пытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие ус­тановки. Это же противоречие может быть проявлено внутри человека, оптимальным для организации группового отрядного взаимодействия являются дети, у которых это противоречие наименее проявлено. На этом этапе воспитатель или вожатый сохраня­ет свои функции как руководитель, модель поведения, носитель отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже дети. На этой стадии очень хорошо мо­гут проходить многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый. Задача вожатого содействовать тому, чтобы цель - быть полезным людям, нести им радость - стала бы определять деятельность не только коллектива, но и каждого его члена.

Дела, планируемые в этот период, могут и не обладать яркой внешней привле­кательностью. Вся предшествующая работа (дела на пользу и радость людям, внима­ние к нравственному смыслу таких дел, постоянная поддержка положительных дей­ствий ребят на сборах и вечерних «огоньках») должна осуществить своеобразный «перенос» в сознании ребят значимости дела с его формы на смысл «зачем оно нужно людям?». На основе такой работы у ребят (особенно подростков) может возникнуть стремление разобраться в том, что лежит в основе поступков человека, интерес к во­просам морали. На основе этого интереса особенно важно организовать сборы-дискуссии, откровенные разговоры, вечера вопросов и ответов.

IV период. Время активного усвоения тех ценностей, которые в предшест­вующей работе выработал коллектив. Настоящий коллектив продолжает влиять на

умы и сердца своих членов. Поэтому главная задача взрослого - содействовать такому усвоению каждым из ребят коллективного опыта, который вызовет желание перене­сти в свою дальнейшую жизнь приобретенной во временном коллективе ценности.

Для этого коллектива характерно эмоциональное единство, особая теплота от­ношений, во многом вызванная тем, что лагерная смена заканчивается. В беседах с ребятами, на прощальных кострах, разговорах «Расскажи мне обо мне», итоговом сборе важно всем вместе обсудить, что дал лагерь каждому, чему здесь научились.

(Большаков С.В., Гаврилова Т.П. и др. Лето. Лагерь. Вожатому: Методические рекомендации. – Пермь, 2000. С. 11-14.)

Приложение №35


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: