В последние десятилетия в нашей стране проведено значительное число исследований, посвященных феномену временного детского коллектива, выявлены особенности временного коллектива, его воспитательные возможности, особенности эмоционального развития, специфические формы и методы работы.
Вожатый, разрабатывая модель отрядной работы, должен помнить и руководствоваться следующими положениями:
I. Временный коллектив имеет воспитательные потенциалы, представленные тремя группами условий, в которых эти воспитательные потенциалы проявляются и реализуются.
1. Индивидуально-психологической, определяющей особенностью временного коллектива: кратковременность функционирования; относительная пространственная автономность существования; сборность состава; преимущественно коллективный характер жизнедеятельности. Эти особенности дают возможность для изменения позиции и социальных ролей детей.
2. Социально-психологической, констатирующей факт сжатия во времени всего комплекса процессов коллективообразования: чрезвычайно быстрое развертывание межличностного познания и развитие взаимопонимания; ускоренное формирование и качественное преобразование системы межличностных отношений; краткосрочность становления благоприятной эмоционально-психологической атмосферы; динамичное созревание общности детей как коллектива.
3. Организационно-педагогической, предполагающей разнообразие форм, видов и способов осуществления деятельности, создающих возможность для разностороннего проявления свойств и качеств личности, ее самореализации и самочувствия; насыщенность жизнедеятельности, проявляющаяся в многочисленности разнообразных коллективных дел и воспитательных ситуаций; интенсивность общения вожатых и детей по объему, равному общению учителя с учениками в течение учебного года; преимущественно «субъект-субъектный» характер взаимодействия; благоприятные возможности для развития инициативы и самостоятельности детей.
II. Осознание значения временного коллектива в лагере как инструмента, педагогического средства, использующегося в воспитании всех и развитии каждого. Признание факта создания временных коллективов в лагере не как самоцели, а необходимого условия для реализации целей и задач, направленных на развитие личности каждого члена временного коллектива: и ребенка, и вожатого.
Поэтому важно при организации жизнедеятельности временного коллектива учитывать:
- возрастной подход: учет и ориентация в работе на возрастные особенности детей;
- индивидуальный: учет особенностей, присущих конкретному ребенку;
- личностный: способность педагога в каждом ребенке видеть уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому;
- дифференцированный: учет особенностей, характерных для реальных групп детей (приятельских, дружеских) или номинальных (активисты, пассивные, индивидуалисты и др.)
Во временном коллективе есть необходимость осуществления всех подходов, в силу того, что он становится на определенное время микросредой жизнедеятельности детей, фактически исключающей влияние со стороны других коллективов, семьи и иных факторов,
III. Временный коллектив - развивающееся явление. Кратковременность его существования только усиливает все процессы коллективообразования и развития. Высокие темпы развития коллектива могут привести к непредсказуемым результатам. Чтобы избежать этого, важна мгновенная реакция, решительная и своевременная коррекция процесса развития коллектива со стороны педагогов и организаторов самоуправления в коллективе.
Планируя деятельность временного коллектива, наполняя его жизнь событиями, ситуациями, располагая их в определенной последовательности, необходимо ориентироваться на динамику развития временного коллектива, на закономерности эмоциональной жизни коллектива, на логику развития лагерной смены. …
Предлагаем рассматривать один из возможных вариантов развития временного детского коллектива: