Смерть - освобождение

Смерть - это разрушение того сосуда, в котором был наш дух. Не надосмешивать сосуд с тем, что влито в него. Когда мы рождаемся, наши души кладутся в гроб нашего тела. Гроб этотнаше тело - постепенно разрушается, и душа наша все больше и большеосвобождается. Когда же тело умирает по воле Того, Кто соединил душу стелом, душа совсем освобождается. По Гераклиту Как от огня топится воск в свече, так от жизни души уничтожается жизньтела. Тело сгорает на огне духа и сгорает совсем, когда приходит смерть.Смерть уничтожает тело так же, как строители уничтожают леса, когда зданиеготово. Здание - духовная жизнь, леса - тело. И тот человек, который построилсвое духовное здание, радуется, когда умирает, тому, что принимаются лесаего телесной жизни. Думаем мы, что при смерти кончается жизнь потому, что мы считаем жизньюжизнь тела от рождения до смерти. Думать так о жизни, все равно что думать,что пруд это не вода в пруду, а его берега, и что если бы ушла вода изпруда, уничтожилась бы та вода, которая была в пруду. Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение ксвоему корню означает успокоение, согласное с природой. Согласное с природойозначает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакойопасности. Лао-Тсе Мы наверное знаем, что тело оставляется тем, что живило его, иперестает быть отделенным от вещественного мира, соединяется с ним, когда впоследние, предсмертные минуты духовное начало оставляет тело. О том же,переходит ли духовное начало, дававшее жизнь телу, в другую, опятьограниченную, форму жизни или соединяется с тем безвременным,внепространственным началом, которое давало ему жизнь, мы ничего не знаем ине можем знать. Человек, всю жизнь стремившийся к покорению своих страстей, в чемпрепятствовало ему его тело, не может не радоваться освобождению от него. Асмерть ведь есть только освобождение. Ведь совершенствование, о котором мыне раз говорили, состоит в том, чтобы отделить, насколько возможно, душу оттела и приучить ее собираться и сосредоточиваться вне тела в себе самой;смерть же дает это самое освобождение. Так разве не было бы странно, чточеловек, всю жизнь готовящийся жить так, чтобы быть как можно свободнее отвласти тела, в ту минуту, когда освобождение это готово совершиться, был бынедоволен им? И потому, как мне ни жалко расставаться с вами и опечалитьвас, я не могу не приветствовать смерти как осуществления того, чего ядостигал в продолжение жизни. Из прощальной беседы Сократа с учениками Не верит в бессмертие только тот, кто не думал по-настоящему о жизни. Если человек только телесное существо, то смерть - конец чего-то стольничтожного, что не стоит и сожалеть о нем. Если же человек существо духовноеи душа только временно живет в теле, то смерть только перемена. Мы боимся смерти только потому, что считаем собою то орудие, которым мыпризваны работать, - свое тело. А стоит привыкнуть считать собою то, чтоработает орудием, - дух, и не может быть страха. Человек, считающий своетело только данным ему для работы орудием, испытает в минуту смерти толькосознание неловкости, которое испытал бы работник, когда у него отнятопрежнее орудие, которым он привык работать, а новое не дано еще. Человек видит, как зарождаются, растут, крепнут, плодятся растения иживотные и как потом слабеют, портятся, стареются и умирают. То же самое видит человек и на других людях, и то же самое знаетчеловек и про свое тело, знает, что оно состарится, испортится и умрет, каки все, что родится и живет на свете. Но, кроме того, что он видит на других существах и на себе, каждыйчеловек знает в себе еще то, что не портится и не стареется, а, напротив,нечто такое, что чем больше живет, тем больше крепнет и улучшается: знаеткаждый человек в себе еще свою душу, с которой не может быть того, чтосовершается с телом. И потому страшна смерть только тому, кто живет недушою, а телом. Одного мудреца, говорившего о том, что душа бессмертна, спросили: "Ну,а как же, когда мир кончится?" Он отвечал: "Для того, чтобы душа моя неумерла, не нужно мира". Душа не живет в теле, как в доме, а как странник в чужом пристанище.Индийский Курал Жизнь человеческую можно представить так: движение по коридору илитрубе, сначала свободное, легкое, потом, при все большем и большемсаморасширении, все более и более стесненное, трудное. Во время движениячеловек все ближе и ближе видит перед собой полный простор и видит, какидущие перед ним скрываются, исчезая в этом просторе. Как же, чувствуя всю напряженность, сдавленность движения, не желатьпоскорее дойти до этого простора? И как же не желать и бояться приближения кнему? Чем жизнь наша становится духовнее, тем более мы верим в бессмертие. Помере того как природа наша удаляется от животной грубости, уничтожаются инаши сомнения. Покрывало снимается с будущего, мрак рассеивается, и мы здесь ужечувствуем свое бессмертие. Мартино Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть. Знающий других людей - умен, знающий самого себя - просвещен. Побеждающий других - силен; побеждающий самого себя - могуществен. Тот же, кто знает, что, умирая, он не уничтожается, - вечен. Лао-Тсе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: