Программа начальной школы направлена на максимальное раскрытие духовно-нравственного потенциала муз. иск-ва и «базовых» категорий музыки – интонация, жанр, стиль, образ, муз. язык.
Цель – формирование муз. культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
· Воспитание интереса и любви к муз. иск-ву, худ-ого вкуса, чувства музыки как основы муз-ой грамотности;
· Развитие активного прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой муз. культуры прошлого и настоящего.
Приоритетным в данной программе явл-ся введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы рус-ой муз-ой культуры.
Методические принципы программы:
· Увлеченность;
· Опоры на отечественную муз. культуру;
· Интонационности;
· Триединства понятия «композитор – исполнитель - слушатель»;
· Концентричность.
Содержание программы базируется на худ-но-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового муз. ис-ва.
В программе 1го класса 2 раздела:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас». Муз. и ее роль
в повседневной жизни чел-ка. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-муз-ых впечатлений детей.
Раздел2. «Музыка и ты». Муз. и жизнь ребенка. Своеобразие муз. произв-ия в выражении чувств чел-ка и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных муз-ых образов.
В программе 2-4-ых классов 7 разделов, кот-ые повторяются в каждом классе на новом уровне.
Раздел 1. «Россия – Родина моя». Муз-ые образы родного края. Песенность как отличительная черта русск. муз. Жанры народных песен, их интонационные особ-ти. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий». Мир ребенка в муз. интонациях, образах. Выразительность и изобразительность в муз. разных жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь, что стремиться в храм». Праздники православн. церкви. Образ матери в муз., поэзии, изобразит. иск-ве. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание, хорал.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Мотив, напев в народной муз. Муз. в народном стиле. Обряды и праздники русск. народа. Интонационная выразительность народных песен.
Раздел 5. «В муз-ом театре». Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфон-ий орк. Темы – х-ки действующих лиц. Детский муз. театр. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Восточные мотивы в операх и балетах русских композиторов. Мюзикл как жанр «легкой» муз. Жанры и формы легкой музыки.
Раздел 6. «В концертном зале». Муз. портреты и образы в симфонической и фортепианной муз. Различные жанры вокальной фортепианной и симфонической муз. Муз. драматургия сонаты.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Композитор – исполнитель – слушатель. Жанры музыки. Муз. речь и муз. язык. Выразительность и изобразительность в муз. Формы музыки. Сходство и различие муз. языка разных эпох, композиторов, народов. Произв. композиторов-классиков и мастерство известных композиторов. Джаз – муз. XXвека. Авторская песня. Международные конкурсы. Муз. – источник вдохновения и радости.
Приоритетные методы муз. обучения и воспитания в программе начальной школы: метод худ-ого, нравственно-эстетического познания музыки; интонационно-стилевого постижения муз.; эмоц-ой драматургии; забегания вперед и возвращения к пройденному; создания композиций (в форме диалога, муз. ансамблей и др.); метод игры.
Урок муз. в данной программе трактуется как урок иск-ва, нравственно-эстетическим стержнем кот-го явл-ся худ-педагогич-ая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для форм-ия личностных кач-в ребенка вечные темы иск-ва: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защиты Отечества и др.; запечатленные в худ-ых образцах.