Интонационная выразительность речи

Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. все то, что не может быть написано…

Фридрих Ницше

Как известно, выразительность – важнейшее коммуникативное качество речи. Под выразительностью понимаются такие ее особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, вызывать и поддержать внимание и интерес у адресата. Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление.

Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия. И в устной, и в письменной форме употребления языка главные ресурсы выразительности содержатся в лексике и фразеологии, располагают такими ресурсами также морфология и синтаксис.

Звуковая сторона устной речи играет важную роль, вот почему даже блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если произнесена невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

Для того, чтобы придать выразительность речи и сделать ее более убедительной необходимо познакомиться с техникой речи, которая включает:

- фонационное дыхание, которое дает силу голосу;

- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью;

- дикцию – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков;

- интонацию – ритмико-мелодичное и логическое членение речи;

- фонетическую культуру - правильное ударение в словах и правильное произношение слов.

Чрезвычайно важным аспектом в устной форме употребления языка является интонация. Именно она всегда считалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого слова или соединения слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Несмотря на то, что интонация прежде всего характеризует звучащую речь, письменный текст тоже всегда «звучит» для авторов и озвучивается— реально или мысленно —читателем. Для передачи интонации на письме —пусть и несколько условно и ограниченно — служат знаки препинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе автор письменного текста стремится передать его интонационную окраску, подчеркивая и уточняя содержание высказывания, стремясь донести до читателя его смысл.

Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают этот термин слишком узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие — шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса. Есть и более широкий подход, рассматривающий в качестве взаимосвязанных компонентов интонации технику речи, логику произнесения и эмоционально-образную выразительность.

Но все они сходятся в одном: интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяются больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII в., писал:«Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говори слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, —глуп как коза».

Интонация играет особую роль в рамках целого текста: различными образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. Таким образом, интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность.

Интонация(от лат. intonare — громко произношу) —звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

В высказывании интонация выполняет следующие функции:

- различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию(подразумевание);

- различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности;

- оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы);

- выражает конкретные эмоции;

- вскрывает подтекст высказывания;

- характеризует говорящего и ситуацию сообщения.

- различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;

- является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя;

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Интонация включает в себя несколько компонентов: мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.

Мелодика — это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.

В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:

- мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям,а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; она свидетельствует об окончании высказывания или его значимой части;

- вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственная вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);

- мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания, создавая ощущение будущего продолжения.

Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания.

Мелодика и особенно второй важный компонент интонации – громкость (интенсивность) используются для подчеркивания каких-то частей высказывания, называемое фразовым ударением. Нейтральная его разновидность называется синтагматическим ударением и рассматривается как средство организации синтагм. Под синтагмой понимается сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речи и тесной смысловой связью. В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы (если оно не является служебным словом, неспособным иметь собственное словесное ударение) подчеркивается больше, чем другие.

Так, предложение «Что вы делали вчера вечером?» наиболее привычно распадается на две синтагмы (границы их обозначены вертикальной чертой, а слово, получающее синтагматическое ударение, выделено курсивом). Отступлением от привычных норм синтагматического ударения является логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Это интонационный центр высказывания, то есть слог или слово, на котором происходит коммуникативно значимое изменение, акцентирование внимания. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника.

Например:

— Вы едете с нами загород? — Да, едем.

— Вы едете с нами загород? — Да, с вами.

Вы едете с нами загород? — Да, мы.

Логическое ударение может еще больше подчеркивать слово, которое и без того должно быть выделено синтагматичеким ударением. Например: «Это не новая книга, а всего лишь нова статья

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту).

В понятие темпа, по мнению Поля Л. Сопера, входят:

1) быстрота ре­чи в целом;

2) длительность звучания отдельных фраз;

3) интервалы и длительность пауз.

Он считает, что скорость речи связана с особенно­стями самого оратора и характером содержания речи. Как правило, отмечает Поль Л. Сопер, «чем важнее содержание, тем более сдер­жанна речь», а «частная беседа, особенно на случайные темы, проте­кает в более быстрых тонах, чем публичное выступление». Есть фра­зы, содержание которых предполагает определенный темп, задает его: Несется как угорелый! Исчез — как ветром сдуло! Ползет как черепа­ха! Еле-еле поворачивается!

Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.

Замедление темпа придает ощущение эпичности, ускорение (но не суетливость) помогает создать ощущение динамики, неожиданности и стремительности происходящего.

Следует помнить, что слишком быстрый темп, например судебной речи, не позволяет усвоить полностью информацию. Слишком медленная речь просто утомляет, создается впечатление, что оратор не знает предмета речи. Важно, чтобы речь была произнесена с изменением темпа. Разные композиционные части выступления требуют своего темпа. Например, анализируя материалы дела, доказывая и опровергая, возможно замедлять темп речи, что будет подчеркивать характер рассуждения. Общие места, где обсуждаются общие вопросы, могут быть произнесены в более быстром темпе. Безусловно, темп речи зависит от содержания высказывания и индивидуальных особенностей говорящего, но важно для юриста выработать умение слышать свою речь и оценивать ее.

Наверное, можно говорить о том, что голос — такая же харак­терная принадлежность человека, как отпечатки пальцев, почерк, по­ходка, привычные жесты. Имея магнитофонные записи, полиция может вычислить телефонного террориста, предъявить обвинения взяточнику или шпиону. Казалось бы, голос можно изменить до не­узнаваемости, но, во-первых, измененным голосом нельзя пользо­ваться долго, можно лишь прохрипеть или прошипеть несколько фраз, потом связки требуют отдыха. Во-вторых, исходный интонаци­онный рисунок, тон, тембр, интенсивность голоса можно реконст­руировать при помощи существующих сейчас приборов. Голос каж­дого человека обладает неповторимым сочетанием свойств.

Все знают игру, в которую играли в детстве: водящему завязывают глаза, а кто-то из остальных игроков произносит фразу, по которой его нужно узнать. Если это не одно слово, а именно фраза, то узнают, как правило, без затруднений. Что этому способствует? Наличие практи­чески неповторимых свойств каждого звучащего голоса, точнее — их совокупность, сочетаемость. Эти свойства, с одной стороны, можно рассматривать в качестве объективных характеристик: объективна такая характеристика, как тон голоса: высота его измеряется в герцах в секунду (чем больше герц в секунду, тем выше звук, следовательно, и голос); сила звука — его интенсивность зависит от амплитуды ко­лебаний голосовых связок и измеряется в децибеллах; тембр — сово­купность основного тона и дополнительных — обертонов. Другое дело, что слушатель не в состоянии определить и измерить без соот­ветствующих приборов вышеперечисленные характеристики, ему это даже в голову не приходит: он пользуется субъективным восприяти­ем.

Слушателем положительно воспринимается мелодическое разно­образие звучащей речи, отрицательно — монотонная речь (Гнусит на одной ноте! Заладил как пономарь!). Плохо воспринимается также слишком высокий (До чего визгливый голос!) или слишком низкий (Гудит как шмель!) голос. Такие голоса утомляют и раздражают. Очевидно, что ухо человека не в состоянии принимать в течение длительного времени слишком высокие или слишком низкие голоса. Задача говорящего — разнообразить тональность диапазона. Есть и еще одна тонкость: если аудитория возбуждена, у говорящего появ­ляется неосознанное желание повысить голос, усилить громкость, чтобы все-таки донести до слушателей свои мысли. К сожалению, реакция будет прямо противоположной: аудиторию перекричать не­возможно. Напротив, нужно несколько понизить тон голоса, умень­шить интенсивность звучания. Это заставит слушателей притихнуть, прислушаться.

Тембр голоса каждого человека представляет собою одно из наиболее характерных индивидуальных свойств, отличающих его от других людей. Как нет двух лиц, абсолютно похожих друг на друга, так нет и двух абсолютно одинаковых по тембру голосов. Основные характерные элементы тембра каждого голоса можно считать величиной постоянной, не изменяющейся с момента мутации голоса. Бывают случаи, когда не узнают по лицу человека, которого не видели много лет, но узнают по тембру разговорного голоса. Тембр голоса еще называют «окраской звука» или просто «цветом голоса». Именно по тембру мы узнаем голоса знакомых людей. Тембр является настолько характерным, неотъемлемым свойством каждого человека, что итальянцы в старину включали в паспорт в числе особых примет также и тембр голоса.

Варьирование же тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах. Приятный, красивый тембр голоса позво­ляет быстро найти контакт с аудиторией, завораживает слушателей. Недостатками тембра являются разного рода шумовые призвуки: оси­плость, охриплость.

Важной характеристикой звучащей устной речи является темп. Слишком быстрая частная речь собеседников — явление нор­мальное, если они хорошо понимают друг друга, но слишком быстрая речь выступающего публично заслуживает порицания. Большинство ораторов произносит 120-150 слов в минуту. Вместе с тем замедлен­ная речь воспринимается слушателями еще более негативно, чем из­лишне быстрая. Человек, говорящий слишком медленно, не осознает, что теряет внимание слушателей. Вдвойне плохо, если такая речь — следствие невладения материалом. Следовательно, чтобы избежать вялой и тягучей речи, нужно хорошо подготовиться к публичному общению. Но темп — это не только быстрое произнесение фраз, от­дельных слов, но и паузы.

Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Пауза — это продолжение разговора невербальными средствами, недаром существуют выражения «красноречивая пауза», «красноре­чивое молчание». Существуют различные классификации пауз. Так, некоторые ученые делят их на синтаксические и несинтаксические, среди которых выделяются паузы припоминания, умолчания и на­пряжения; паузы логические, психологические, физиологические. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

- синтаксические, соответствующие на письме знакам препинания. Синтаксические паузы различаются длительностью: более длин­ная пауза на месте точки, более короткая — на месте запятой — этому нас всех учили еще в начальной школе. Кроме того, такие паузы используются в неполном предложении на месте пропу­щенного члена предложения: Вихрем мчится упряжка лошадей. А за ней // еще одна, другая, а за ними // толпа ребятишек;

- паузы хезитации, обдумывания. В процессе этой паузы говоря­щий старается подобрать слово, сформулировать мысли, найти новый аспект для обсуждения. Паузы возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе речевых средств. Иногда эта пауза заполняется жестами (прищелкивание пальцами), иногда — фразами типа Как бы это точнее выразить­ся? В принципе эти паузы не мешают восприятию речи, если речь не перенасыщена ими, напротив, редкое использование этого типа пауз способствует привлечению внимания слушателей, они вслед за говорящим пытаются подобрать, подсказать ему более точное слово или выражение. Опытные лекторы часто используют этот прием (провоцирование аудитории на подсказку с помощью ими­тирования паузы хезитации), чтобы активизировать внимание слушателей, чтобы проверить, насколько они внимательны. Кто-то из слушателей не постесняется подсказать вслух, кто-то поше­велит губами, произнося слово про себя, кто-то только подумает, а цель достигнута — все сосредоточились на содержании изла­гаемого материала;

- пустые паузы — мучительные и плохо воспринимаемые слуша­телями. Во время этой паузы говорящий вспоминает текст, кото­рый знает нетвердо. Эти паузы заполняют речь людей малообра­зованных, не представляющих, о чем бы еще и какими словами сказать.

Таким образом, «при правильном применении пауза всегда жела­тельна. Она полезна во многих отношениях, к тому же ее легко сде­лать. Тем более удивительно, что лишь немногие ораторы разумно ею пользуются. Она облегчает дыхание, так как для выдыхания излишне­ет, пусть и незначительная, оценка говорящего, а также эмоции гово­рящего по этому поводу. Оценка редко выступает в речи без эмоций, информация — вне того и другого. Например, эпидейктическая речь (основное содержание которой — оценка, «хвала и хула» по поводу предмета речи) не только оценивает, но и выражает и возбуждает эмоции, и нередко развлекает слушателей, и информирует, и содер­жит элементы аргументации. Самое главное — какое намерение пре­обладает.

Логические паузы отделяют один смысловой отрезок речи от другого, помогая уяснить смысл высказывания. Часто логическая пуза выстраивает перспективу высказывания. Например, «Господа судьи// Я приступаю к своей вступительной речи / завершающей первые выступления главных обвинителей на данном процессе / с полным сознанием / его величайшего исторического значения». Логически значимыми словами являются с полным сознанием его величайшего исторического значения, они выделены паузой.

Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается логическая мелодия фразы. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Степень повышения или понижения голоса, а также усиления или ослабления его зависит от степени важности, значительности логического ударения. Психологические паузы привлекают внимание к наиболее значимой части высказывания. Они подчеркивают эмоциональные моменты, усиливают психологическое воздействие речи. В предложении «Скоро / очень скоро /вы удалитесь в совещательную комнату / для того // чтобы постановить приговор» паузы после слов в совещательную комнату акцентируют внимание всех присутствующих в зале суда на судьбе подсудимых.

Будучи неотъемлемым атрибутом речи, интонация тесно связана с лексическими и синтаксическими средствами выразительности. Прежде всего — с фигурами речи, напрямую связанными с интонационным оформлением: риторическими вопросом, восклицанием, обращением; умолчанием, эллипсисом, парцелляцией, сегментацией, эпифразом.

Мы уже говорили о некоторых из этих фигур речи. С помощью риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения эмоциональность высказывания может быть повышена, а внимание читателя или слушателя привлечено к определенным частям текста Теперь обратимся к следующим фигурам.

Умолчание – фигура, предоставляющая читателю или слушателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Парцелляция и эпифраз относятся к структурно-графическим выделениям. С помощью этих фигур внимание читателя обращается на один из компонентов высказывания, который в общем потоке речи мог бы остаться незамеченным. Как и другие фигуры речи, парцелляция и эпифраз тесно связаны с пунктуационным оформлением в письменном варианте текста, в устной форме им помогает интонация.

Парцелляция — в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних слов высказывания для привлечения к ним внимания читатели и придания им нового звучания: «Процесс пошел. Вспять?»

«Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать». Эпифраз, или присоединение, — добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению: «Кто мог бы подумать, что вопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы?» Эпифраз не только помогает расставить логические акценты, но и добавляет информации.

Таким образом, тренировка интонации включает:

- интонационную развертку знаков препинания;

- работу над темпом речи;

- работу над стилем речи (на уровне предложения);

- работу над голосом.

Контрольные вопросы

1. Что такое эффективная речевая деятельность юриста?

2. Какие этапы выделяют в реализации речевого действия?

3. Какие виды речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации?

4. Каких позитивных результатов может достичь юрист, сформировав у себя навыки слушания? Охарактеризуйте составляющие навыка слушания: концентрация внимания; критическое восприятие услышанного; анализ услышанного; конспектирование полученной информации.

5. В чем заключаются особенности нерефлексивного, рефлексивного и эмоционального слушания?

6. Из каких этапов состоит процесс чтения? Как достичь эффективности этого вида речевой деятельности?

7. Юридические штампы и клише. В чем их различия?

8. Особенности юридического языка. Характерные черты письменной и устной юридической речи.

9. Что входит в понятие культуры речи?

10. Почему необходимо говорить о культуре речи юриста?

11. Назовите важные коммуникативные качества речи.

12. Чем достигается логичность речи?

13. Что такое уместность речи?

14. Что создает неясность речи?

15. Какие из коммуникативных качеств речи обеспечивают правильность, какие – речевое мастерство?

16. В чем причина речевых ошибок? Назовите эти причины.

17. Какую вы бы предложили стратегию для устранения речевых ошибок?

18. В чем причина коммуникативной неудачи?

19. Насколько важна для вас речевая культура собеседника?

20. Как бы вы оценили уровень своей речевой культуры?

21. Что значит нейтральность юриди­ческого письма?

22. Какие требования предъявляют к созданию текста юридического документа?

23. Вспомните законы риторики. Почему можно считать, что изобразительно-выразительные средства языка способствуют выполнению этих законов?

24. Что такое риторический троп? Приведите примеры.

25. Чем хороша ирония как риторическая фигура? Можно ли сделать свою речь ироничной?

26. Расскажите о разных группах риторических фигур. Умеете ли вы пользоваться в своей речи тропами и фигурами речи?

27. Как интонация помогает достичь логичности высказывания?

28. Какие интонационные средства способствуют выразительности и индивидуальности речи оратора?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: