Характеристика программы Школяр

Принципиальная установка, определяющая содержание данного курса, отстаивает самоценность муз. искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание – запечатленный в музыке духовный опыт чел-ва, рассматривающий вопросы смысла жизни, существования чел-ка на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Цель – воспитание муз культуры как части всей духовной культуры, где возвышенное содержание муз ис-ва разворачивается перед детьми во всем богатстве его формы и жанров, худ стилей и направлений.

Задачи:

1) раскрытие уч-ся природы муз ис-ва как результата деят чел-творца.

2) формирование у уч-ся эмоц-ценностного отношения к муз и жизни.

3) воспитание устойчивого интереса к деят музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего муз.

4) развитие муз восприятия как эмоц-интеллектуального тв-го процесса – основы любой формы приобщения к ис-ву.

5) овладение интонационно-образным языком на основе складывающегося опыта тв-ой деят и взаимосвязей между различными видами ис-ва.

Основа программы – русс и зарубежное классич муз наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни, пласт народной муз, муз и поэтич фольклора, духовная и современная муз. При отборе муз. материала важную роль играет принцип незаменимости той или иной муз. для данного возраста. Это та музыка, кот. может вызвать потрясение в душе ребенка.

Принципы: преподавание муз как живого образного ис-ва; возвышение ребенка до филосовско-эстетич сущности ис-ва; проникновение в природу ис-ва и его закономерностей; принцип моделирования худ-творч процесса, принцип деятельного освоения ис-ва.

В данной программе в качестве видов муз. деятельности выдвигается деят-ность композитора, исполнителя, слушателя. Игра на муз. инстр., слушание муз., вок.-хор. исполнит. выступают как формы приобщения к музыке.

1 кл. Идея - дать обобщенный образ муз. (происхождение муз. как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующ. в мире независимо от нашего к нему отношения; раскрытие истоков муз. искусства)

2 кл – музыка – Как живет музыка? Музыка как живой организм: рождается, имеет определенное строение, растет, развивается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и др видами ис-ва.

3 кл – отражение истории и души народа в муз России. Музыка как универсальн. средство общения. Истоки народного творч-ва, сущность национального муз ис-ва. Соотношение народной и композиторской муз как двух этапов становления нац. муз культуры. Кульминация проблематики года – вопрос о месте и значении русс класс муз в муз культуре мира.

4 клМуз. партитура мира и голос России в ней. Взаимодействие рус. муз и муз зарубежн. – чему и как рус муз училась у муз др стран, чему и как она учила заруб муз. (исторически, на уровне форм, жанров, интонационн. своеобразие). Обобщается вся проблематика нач школы от родовых истоков муз ис-ва до познания основ муз драматургии, реализуется способность к содержательному анализу сложного произведения.

Методич. идея программы – любая деят. учащ. на уроках должна осуществляться как художественная по содержанию и учебная по форме.

Методич. принцип –принцип моделирования худ процесса – формирование у детей осознанного переживания «своего онтологического единства с миром», воспитание родственного отношения к миру (А.А.Мелик-Пашаев).

Методы: сочинения сочиненного (В.О.Усачева) – самостоятельность в добывании и присвоении знаний; способность к творч-ву; развитие восприятия как способности к индивид. слышанию; творческая интерпретация муз.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: