Сущность восприятия музыки

1. приобщение личности к общечеловеческой музыкальной культуре в процессе порождения, освоения и развития индивидом музыкальных смыслов, образов и их значений;

2. восприятие музыки как полимодальный процесс (модальность – однородная область стимулов, вызывающих чувственные ощущения одного из анализаторов нервной системы (органов чувств): слуха, зрения, осязания и т.д.)

3. процесс восприятия муз. как присвоение культурно-социальных эстетических установок, норм, стереотипов, значений, способов и т.д. восприятия и момент порождение своего, индивидуального, уникального смысла, способа, слышания, понимания, исполнения и т.д.

4. развитие личности через музыку, осуществляемое опосредованно в развитии и усложнении структуры и деятельности музыкального сознания.

5. восприятие музыки как познавательный акт, что позволило некоторым современным ученым говорить об особом аффективном или эмоциональном интеллекте (Д. Босвел, В.П. Морозов), развиваемом музыкой

6. восприятие музыки как бессознательная часть психики человека.

Две линии исследования и психологической трактовки восприятия музыки:

1. Одна линия идет от Г. Гельмгольца и его знаменитой работы «Учение о слуховых ощущениях». В дальнейшем эту тематику разрабатывал К. Штумпф. Восприятие музыки следует за ощущением, а вернее - отдельными ощущениями, которые возникают от структурных элементов музыкальной ткани, суммируясь в образе-восприятии. Всё многообразие ощущений синтезируется в восприятии и сознании, вследствие чего получается перцептивный образ музыки как синтез отдельных музыкальных ощущений.

2. Другая концепция восприятия музыки (Э. Курт), основанна на представлениях гештальт-психологии.

Вначале формируется первичный образ восприятия, а потом, в результате охвата звучащего во времени – завершенный музыкальный образ.

Концепция В.В. Медушевского о «двойственности музыкального восприятия», где восприятие музыки представляется происходящим на двух уровнях: аналитическом и интонационном.

Аналитический уровень восприятия музыки характеризуется активной дифференциацией единого смыслового потока на дискретные компоненты: звуковысотные и метроритмические, тембровые и гармонические, все возможные нюансы музыкальной ткани, фиксируя происходящие изменения в ходе разворачивания формы.

Интонационный уровень восприятия музыки, о чем писали В.В. Медушевский и Д.К.Кирнарская, нацелен на считывание эмоционально-смысловых аспектов произведения в целостном континуальном развитии.

Выделенные уровни восприятия музыкианалитический и интонационный – обращены к разным слоям музыкального образа и музыкальной формы – дискретному (раздельно-структурированному, прерывистому, «точечному») и континуальному (непрерывному, «потоковому»). Разные музыкально-педагогические методы могут акцентировать внимание и музыкальное сознание учащихся при восприятии произведений на том или ином «слое», значит, активизировать тот или иной уровень восприятия. Так, целостный музыковедческий анализ, частично вводимый в урок, способствует развитию дискретного («точечного») восприятия-мышления, а любые формы интуитивного пластического выражения, «переинтонирования» на языках других искусств ведут к развитию континуального интонационного (и протоинтонационного, то есть глубинного, «в потоке») восприятия.

Д.К. Кирнарская совершенно справедливо связывает с этими уровнями восприятия типы слушателей: музыканты-профессионалы более ориентированы на «аналитическое» восприятие, немузыканты – на «интонационное». «Эмоционалы» и «интеллектуалы» восприятия. Ф.Ли выделял слушателей целеустремленных и нецелеустремленных, а О.Зих – «слушателя настроений» и «слушателя представлений».

В.В. Медушевский ввел термин «Адекватное восприятие». Именно то, что заложил в это произведение композитор, муз.-язык., жанровые, стилистические и дух.-ценностн. принципы. Но музыкальное произведение, как и любое произведение искусства, имеет избыточную содержательную наполненность, которая может раскрыться в различных временах и различных условиях по-разному, разнообразно высветиться при встрече с человеческой индивидуальностью.

Важнейшую роль в восприятии музыки играет апперцепция (прогнозирующее восприятие, зависимое от музыкального опыта).

Апперцепция (лат. ad - к и лат. perceptio - восприятие) - одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.

В то время как перцепция обозначает простое, еще не дошедшее до сознания впечатление, которое известное явление производит на органы наших чувств, апперцепция означает ощущение, уже воспринятое сознанием.

Пути активизации муз. восприятия:

1. В первую очередь необходимо учитывать, что в основе музыкального образа находится переживание, «движение психических энергий», как писал Э.Курт. Переживание опирается на псих. опыт чувственно наполненный. Переживание в естественном процессе всегда предшествует называнию, словесному обозначению образа.

2. Работа по активизации целостного муз. восприятия, организация разных муз. переживаний.

3. Муз. образ, перцептивный образ как результат опосредования речью, словом. Слово служит для формирования образа. Однако теряется непосредственно-чувственная наполненность муз. образа.

4. «Вербальном заслон», мешающем что-либо понять или объяснить. В восприятии музыки эффект вербального заслона может проявиться в навязывании педагогом ученику собственных представленийдля описания воспринятого как единственно верных.

5. Наблюдение музыки, специально организованное способствует не только сосредоточению внимания, но и развитию муз. памяти.

6. Нужно учитывать возрастные особенности и индивидуальные. При этом имеется в виду, что задачи, которые ставит перед учеником учитель, предлагая то или иное музыкальное произведение для знакомства или освоения, должны опираться на возможности «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

7. Анализ музыкального произведения – незаменимый метод развития дискретно-аналитического восприятия музыки, необходимого способа постижения музыкальной культуры развитым слушателем. Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева, А.А. Пиличаускас.

Выделяют основные стадии восприятия музыки, отражающие процессуальность формирования образа произведения:

докоммуникативная, связанная с готовностью слушать, с мотивацией и установкой;

коммуникативную, отражающую реальный процесс восприятия музыки;

посткоммуникативную, связанную с послечувствием и осмысливанием после окончания звучания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: