Содержательная структура учебной дисциплины

Номер и наименование раздела* (части, блока) содержания учебной дисциплины. Форма контроля по разделу Трудоемкость раздела, час. Примерные сроки, отведенные на освоение раздела (номера недель в семестре)
аудиторная вне-аудиторная
все-го лек-ции др. ви-ды
           
Введение     -    
1. Цитологические основы наследственности.          
2. Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации         3-7
3. Хромосомная теория наследственности.         8-9
4. Молекулярные основы наследственности.         10-11
5. Цитоплазматическая наследственность.          
6. Изменчивость.         13-14
7. Полиплоидия и другие изменения числа хромосом.          
8. Отдаленная гибридизация.          
9. Инбридинг и гетерозис.          
10. Генетические процессы в популяциях.          
Итого по учебной дисциплине          

* В скобках указать принадлежность раздела к региональному или университетскому компоненту (если он отнесен к ним целиком)

Примерный план лекций, лабораторных и практических занятий по дисциплине «Генетика»

№ п/п Темы лекции и лабораторных занятий, перечень изучаемых вопросов Трудоём-кость, час.
  Лекции  
  1. Предмет и задачи генетики. Этапы развития генетики. Методы генетики, связь генетики с другими науками, значение генетики для решения задач сельского хозяйства, медицины, биотехнологии. Цитологические основы наследственности. Клетка, клеточные органоиды, их роль в явлениях наследственности. Деление клетки. Споро- и гаметогенез. Оплодотворение. Апомиксис.  
  2. Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. Метод Менделя, его значение. Моно - ди и полигибридные скрещивания. Законы наследственности, цитологические основы расщепления. Наследование признаков при взаимодействии генов. Типы взаимодействия неаллельных генов; комплементарность, эпистаз, полимерия. Формулы расщепления. Особенности наследования количественных признаков.  
  3. Хромосомная теория наследственности. Полное и неполное сцепление. Работы Т.Моргана по доказательству кроссинговера при использовании дрозофилы. Частота кроссинговера. Хромосомный механизм определения пола. Наследование сцепленное с полом, переопределение пола.  
  4. Молекулярные основы наследственности. Нуклеиновые кислоты (ДНК, ДНК), их химическое и пространственное строение, основные функции. Репликация ДНК, транскрипция, трансляция. Генетический код Регуляция биосинтеза. Гипотеза Жакоба и Моно. Строение гена. Генетическая инженерия, практические достижения.  
  5. Нехромосомная наследственность. Критерии ЦН. Пластидная наследственность. Митохондриальная наследственность. Цитоплазматическая мужская стерильность.  
  6. Изменчивость. Типы изменчивости. Модификационная изменчивость, ее статистическое изучение. Значение положительных модификаций. Физический и химический мутагенез. Классификация мутаций. Практическое использование мутагенеза.  
  7. Гетероплоидия. Полиплоидия, классификация полиплоидов. Автополиплоидия. Мейоз у автополиплоидов. Триплоидия. Аллополиплоидия. Работы Карпеченко, получение тритикале. Использование авто-, аллополиплоидии в селекции растений.  
  8. Отдаленная гибридизация. Причины нескрещиваемости и стерильности при отделенной гибридизации. Методы преодоления. Работы Мичурина. Формообразовательный процесс у отдаленных гибридов. Синтез и ресинтез видов. Гибридизация соматических клеток. Практическое использование отдаленной гибридизации в селекции растений.  
  9. Инбридинг и гетерозис. Генетическая сущность инбридинга. Получение инцухт-линий. Гетерозис его типы, и особенности проявления. Теории гетерозиса. Использование ЦМС для получения гетерозисных гибридов. Практическое использование гетерозиса в селекции растений у различных с.-х. культур.  
  10. Генетические процессы в популяциях. Генетические системы популяций самоопылителей и перекрестников. Закон Харди-Вайнберга. Динамика популяций, факторы генетической динамики популяций, их влияние на структуру популяций.  
  Итого  
  Лабораторные занятия  
  Цитологические основы наследственности. Изготовление временных ацетокарминовых препаратов из зародышевых корешков лука для изучения митоза  
  Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. Моно- и дигибридное скрещивание  
  Комплементарное, эпистатическое, полимерное взаимодействие неаллельных генов  
  Хромосомная теория наследственности. Наследование признаков, сцепленных с полом. Полное и неполное сцепление  
  Молекулярные основы наследственности. Репликация. Транскрипция. Трансляция  
  Нехромосомная наследственность. Пластидная наследственность, цитоплазматическая мужская стерильность  
  Наследование признаков при автополиплоидии.  
  Наследование признаков при алло- и анеуполиплоидии.  
  Изучение модельных популяций, расчет генетической структуры популяций.  
  Итого  
  Практические занятия  
  Цитологические основы наследственности. Изготовление временных ацетокарминовых препаратов из зародышевых корешков лука для изучения митоза  
  Изменчивость организмов. Статистическое изучение модификационной изменчивости  
  Итого  

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

1. Плановая процедура итогового контроля: Форма итогового контроля - экзамен. Форма проведения – письменно, в третьем семестре. Форма методобеспечения контроля – билет. В каждом билете три вопроса. Время на подготовку к ответу 90 минут. Время на заполнения экзаменационных ведомостей и зачетной книжки студента 4 минуты/чел.

2. Основные критерии оценки знаний по учебной дисциплине при итоговом контроле: - при оценке «отлично» студент должен грамотно отвечать на вопросы билета, кроме знаний, полученных на лекциях и практических занятиях должен показать знания, полученные при чтении специальной литературы и дополнительной литературы, отвечать отлично на дополнительные вопросы преподавателя.

-при оценке «хорошо» студент должен хорошо отвечать на вопросы билета, в основном излагать материал лекций и показать знания, полученные на практических занятиях.

- при оценке «удовлетворительно» студент должен отвечать недостаточно точно и хорошо, не в полном объеме, материал излагать в основном материал лекций.

- при оценке «неудовлетворительно» студент обнаруживает значительные пробелы в знаниях закономерностей наследования признаков, генетических процессах на уровне клеток, организмов, популяций, не умеет практически применять теоретические знания к возможности их использования при решении генетических задач

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (базовый вариант)

  Автор(ы)   Наименование Год издания, издатель-ство Наличие, экз.
на ка-федре в биб- лиотеке ОмГАУ
  1. Основная      
Жученко А.А., Пухальский В.А. Генетика Колос 2003    
  2. Дополнительная      
Гончаров. Генетика. Задачи, Саратов, 2005   -
Жученко А.А., Пухальский В.А. Генетика Колос 2003    
  Генетика. Учебник для вузов М, 2006    
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика Сиб. университетское издательство, 2003    
Плотникова Л.Я. Задачник по генетике. Омск, 2008    
Л.Я. Плотникова, С.П. Корнева Генетика с основами селекции: руководство по изучению дисциплины: учеб. пособие Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008    
Пухальский В.А. Введение в генетику, М.,Колос 2007    
Храмцова Н.В., Потоцкая И.В., Корнева С.П. Сборник тестов по генетике: учеб. пособие Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008    
Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия Сиб. университетское издательство, 2004    
  Практикум по генетике: уч.пособ., М., 2007    
  Задачи по современной генетике М., 2005   -
Итого    
Расчетные показатель обеспеченности, экз. осн. лит./ студ.: 2,3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

А.1.ИНФОРМАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

А.1.1. Перечень рекомендуемой учебно-методической литературы и разработок

  Автор(ы)   Наименование Год издания или разработки Наличие, экз.
на ка-федре в биб- лиотеке ОмГАУ
1. Учебно-методическая литература
Жученко А.А., Пухальский В.А. Генетика Колос 2003    
Плотникова Л.Я. Задачник по генетике. Омск, 2008    
Л.Я. Плотникова, С.П. Корнева Генетика с основами селекции: руководство по изучению дисциплины: учеб. пособие      
Храмцова Н.В., Потоцкая И.В., Корнева С.П. Сборник тестов по генетике: учеб. пособие      
Гончаров О.В. Генетика. Задачи.     -
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии     -
Пухальский В.А. Введение в генетику,      
  Генетика. Учебник для вузов      
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика      
Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия      
  Практикум по генетике: уч.пособ.,      
  Задачи по современной генетике     -
         
2. Методические разработки на правах рукописи
Храмцова Н.В. Тестовые задания для входного контроля.     -
Храмцова Н.В. Вопросы для подготовки к контролю по разделу: Цитологические основы наследственности -//-   -
Храмцова Н.В. Вопросы для подготовки к разделу: Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. -//-   -
Храмцова Н.В. Вопросы для подготовки к контролю по разделу: Хромосомная теория наследственности. -//-   -
Храмцова Н.В. Вопросы для подготовки к контролю по разделу: Молекулярные основы наследственности. -//-   -
Храмцова Н.В. Вопросы для подготовки к контролю по разделу: Изменчивость. -//-   -
Храмцова Н.В. Тестовые задания для проверки остаточных знаний по курсу: «Генетика». -//-   -
Плотникова Л.Я. Задачник по генетике     -
Итого   -
Расчетные показатель обеспеченности (с учетом заочного отделения), экз./студ.: 3,3

А.1.2. Методические средства контроля хода и результатов изучения учебной дисциплины

  Вид контроля ФормаÄ Методическое обеспечение контроля
  контроля проведения формаÄ количество в комплекте, шт. №№ по списку по А.1.1
Итоговый экзамен письменно билет    
Остаточных знаний тестирование письменно тест   2,7
Текущий тестирование, задачи письменно контрольные вопросы, тесты, сборники задач   1,1; 1,2; 1,3; 1,4
Входной тестирование письменно тест   2,1
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: