Номер и наименование раздела* (части, блока) содержания учебной дисциплины. Форма контроля по разделу | Трудоемкость раздела, час. | Примерные сроки, отведенные на освоение раздела (номера недель в семестре) | |||
аудиторная | вне-аудиторная | ||||
все-го | лек-ции | др. ви-ды | |||
Введение | - | ||||
1. Цитологические основы наследственности. | |||||
2. Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации | 3-7 | ||||
3. Хромосомная теория наследственности. | 8-9 | ||||
4. Молекулярные основы наследственности. | 10-11 | ||||
5. Цитоплазматическая наследственность. | |||||
6. Изменчивость. | 13-14 | ||||
7. Полиплоидия и другие изменения числа хромосом. | |||||
8. Отдаленная гибридизация. | |||||
9. Инбридинг и гетерозис. | |||||
10. Генетические процессы в популяциях. | |||||
Итого по учебной дисциплине |
* В скобках указать принадлежность раздела к региональному или университетскому компоненту (если он отнесен к ним целиком)
|
|
Примерный план лекций, лабораторных и практических занятий по дисциплине «Генетика»
№ п/п | Темы лекции и лабораторных занятий, перечень изучаемых вопросов | Трудоём-кость, час. |
Лекции | ||
1. Предмет и задачи генетики. Этапы развития генетики. Методы генетики, связь генетики с другими науками, значение генетики для решения задач сельского хозяйства, медицины, биотехнологии. Цитологические основы наследственности. Клетка, клеточные органоиды, их роль в явлениях наследственности. Деление клетки. Споро- и гаметогенез. Оплодотворение. Апомиксис. | ||
2. Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. Метод Менделя, его значение. Моно - ди и полигибридные скрещивания. Законы наследственности, цитологические основы расщепления. Наследование признаков при взаимодействии генов. Типы взаимодействия неаллельных генов; комплементарность, эпистаз, полимерия. Формулы расщепления. Особенности наследования количественных признаков. | ||
3. Хромосомная теория наследственности. Полное и неполное сцепление. Работы Т.Моргана по доказательству кроссинговера при использовании дрозофилы. Частота кроссинговера. Хромосомный механизм определения пола. Наследование сцепленное с полом, переопределение пола. | ||
4. Молекулярные основы наследственности. Нуклеиновые кислоты (ДНК, ДНК), их химическое и пространственное строение, основные функции. Репликация ДНК, транскрипция, трансляция. Генетический код Регуляция биосинтеза. Гипотеза Жакоба и Моно. Строение гена. Генетическая инженерия, практические достижения. | ||
5. Нехромосомная наследственность. Критерии ЦН. Пластидная наследственность. Митохондриальная наследственность. Цитоплазматическая мужская стерильность. | ||
6. Изменчивость. Типы изменчивости. Модификационная изменчивость, ее статистическое изучение. Значение положительных модификаций. Физический и химический мутагенез. Классификация мутаций. Практическое использование мутагенеза. | ||
7. Гетероплоидия. Полиплоидия, классификация полиплоидов. Автополиплоидия. Мейоз у автополиплоидов. Триплоидия. Аллополиплоидия. Работы Карпеченко, получение тритикале. Использование авто-, аллополиплоидии в селекции растений. | ||
8. Отдаленная гибридизация. Причины нескрещиваемости и стерильности при отделенной гибридизации. Методы преодоления. Работы Мичурина. Формообразовательный процесс у отдаленных гибридов. Синтез и ресинтез видов. Гибридизация соматических клеток. Практическое использование отдаленной гибридизации в селекции растений. | ||
9. Инбридинг и гетерозис. Генетическая сущность инбридинга. Получение инцухт-линий. Гетерозис его типы, и особенности проявления. Теории гетерозиса. Использование ЦМС для получения гетерозисных гибридов. Практическое использование гетерозиса в селекции растений у различных с.-х. культур. | ||
10. Генетические процессы в популяциях. Генетические системы популяций самоопылителей и перекрестников. Закон Харди-Вайнберга. Динамика популяций, факторы генетической динамики популяций, их влияние на структуру популяций. | ||
Итого | ||
Лабораторные занятия | ||
Цитологические основы наследственности. Изготовление временных ацетокарминовых препаратов из зародышевых корешков лука для изучения митоза | ||
Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. Моно- и дигибридное скрещивание | ||
Комплементарное, эпистатическое, полимерное взаимодействие неаллельных генов | ||
Хромосомная теория наследственности. Наследование признаков, сцепленных с полом. Полное и неполное сцепление | ||
Молекулярные основы наследственности. Репликация. Транскрипция. Трансляция | ||
Нехромосомная наследственность. Пластидная наследственность, цитоплазматическая мужская стерильность | ||
Наследование признаков при автополиплоидии. | ||
Наследование признаков при алло- и анеуполиплоидии. | ||
Изучение модельных популяций, расчет генетической структуры популяций. | ||
Итого | ||
Практические занятия | ||
Цитологические основы наследственности. Изготовление временных ацетокарминовых препаратов из зародышевых корешков лука для изучения митоза | ||
Изменчивость организмов. Статистическое изучение модификационной изменчивости | ||
Итого |
ПРОГРАММА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
|
|
1. Плановая процедура итогового контроля: Форма итогового контроля - экзамен. Форма проведения – письменно, в третьем семестре. Форма методобеспечения контроля – билет. В каждом билете три вопроса. Время на подготовку к ответу 90 минут. Время на заполнения экзаменационных ведомостей и зачетной книжки студента 4 минуты/чел.
2. Основные критерии оценки знаний по учебной дисциплине при итоговом контроле: - при оценке «отлично» студент должен грамотно отвечать на вопросы билета, кроме знаний, полученных на лекциях и практических занятиях должен показать знания, полученные при чтении специальной литературы и дополнительной литературы, отвечать отлично на дополнительные вопросы преподавателя.
|
|
-при оценке «хорошо» студент должен хорошо отвечать на вопросы билета, в основном излагать материал лекций и показать знания, полученные на практических занятиях.
- при оценке «удовлетворительно» студент должен отвечать недостаточно точно и хорошо, не в полном объеме, материал излагать в основном материал лекций.
- при оценке «неудовлетворительно» студент обнаруживает значительные пробелы в знаниях закономерностей наследования признаков, генетических процессах на уровне клеток, организмов, популяций, не умеет практически применять теоретические знания к возможности их использования при решении генетических задач
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (базовый вариант)
Автор(ы) | Наименование | Год издания, издатель-ство | Наличие, экз. | |
на ка-федре | в биб- лиотеке ОмГАУ | |||
1. Основная | ||||
Жученко А.А., Пухальский В.А. | Генетика | Колос 2003 | ||
2. Дополнительная | ||||
Гончаров. | Генетика. Задачи, | Саратов, 2005 | - | |
Жученко А.А., Пухальский В.А. | Генетика | Колос 2003 | ||
Генетика. Учебник для вузов | М, 2006 | |||
Жимулев И.Ф. | Общая и молекулярная генетика | Сиб. университетское издательство, 2003 | ||
Плотникова Л.Я. | Задачник по генетике. | Омск, 2008 | ||
Л.Я. Плотникова, С.П. Корнева | Генетика с основами селекции: руководство по изучению дисциплины: учеб. пособие | Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008 | ||
Пухальский В.А. | Введение в генетику, | М.,Колос 2007 | ||
Храмцова Н.В., Потоцкая И.В., Корнева С.П. | Сборник тестов по генетике: учеб. пособие | Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008 | ||
Щелкунов С.Н. | Генетическая инженерия | Сиб. университетское издательство, 2004 | ||
Практикум по генетике: уч.пособ., | М., 2007 | |||
Задачи по современной генетике | М., 2005 | - | ||
Итого | ||||
Расчетные показатель обеспеченности, экз. осн. лит./ студ.: 2,3 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
А.1.ИНФОРМАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
А.1.1. Перечень рекомендуемой учебно-методической литературы и разработок
|
|
Автор(ы) | Наименование | Год издания или разработки | Наличие, экз. | |
на ка-федре | в биб- лиотеке ОмГАУ | |||
1. Учебно-методическая литература | ||||
Жученко А.А., Пухальский В.А. | Генетика | Колос 2003 | ||
Плотникова Л.Я. | Задачник по генетике. | Омск, 2008 | ||
Л.Я. Плотникова, С.П. Корнева | Генетика с основами селекции: руководство по изучению дисциплины: учеб. пособие | |||
Храмцова Н.В., Потоцкая И.В., Корнева С.П. | Сборник тестов по генетике: учеб. пособие | |||
Гончаров О.В. | Генетика. Задачи. | - | ||
Болгова И.В. | Сборник задач по общей биологии | - | ||
Пухальский В.А. | Введение в генетику, | |||
Генетика. Учебник для вузов | ||||
Жимулев И.Ф. | Общая и молекулярная генетика | |||
Щелкунов С.Н. | Генетическая инженерия | |||
Практикум по генетике: уч.пособ., | ||||
Задачи по современной генетике | - | |||
2. Методические разработки на правах рукописи | ||||
Храмцова Н.В. | Тестовые задания для входного контроля. | - | ||
Храмцова Н.В. | Вопросы для подготовки к контролю по разделу: Цитологические основы наследственности | -//- | - | |
Храмцова Н.В. | Вопросы для подготовки к разделу: Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. | -//- | - | |
Храмцова Н.В. | Вопросы для подготовки к контролю по разделу: Хромосомная теория наследственности. | -//- | - | |
Храмцова Н.В. | Вопросы для подготовки к контролю по разделу: Молекулярные основы наследственности. | -//- | - | |
Храмцова Н.В. | Вопросы для подготовки к контролю по разделу: Изменчивость. | -//- | - | |
Храмцова Н.В. | Тестовые задания для проверки остаточных знаний по курсу: «Генетика». | -//- | - | |
Плотникова Л.Я. | Задачник по генетике | - | ||
Итого | - | |||
Расчетные показатель обеспеченности (с учетом заочного отделения), экз./студ.: 3,3 |
А.1.2. Методические средства контроля хода и результатов изучения учебной дисциплины
Вид контроля | ФормаÄ | Методическое обеспечение контроля | |||
контроля | проведения | формаÄ | количество в комплекте, шт. | №№ по списку по А.1.1 | |
Итоговый | экзамен | письменно | билет | ||
Остаточных знаний | тестирование | письменно | тест | 2,7 | |
Текущий | тестирование, задачи | письменно | контрольные вопросы, тесты, сборники задач | 1,1; 1,2; 1,3; 1,4 | |
Входной | тестирование | письменно | тест | 2,1 |