double arrow

Предисловие. Учебно-методический комплекс


Учебно-методический комплекс

по_________ ЕН.Ф. 06«Генетика»________________

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану )

в _______очной___________________ форме обучения по ООП ВПО _______________

(очной, заочной,очно-заочной )

______________ 110204.65 – Селекция и генетика с.-х. культур_____________ (код по ОКСО и наименование специальности)

Ведущий

преподаватель__канд. с.-х. наук, доцент Кузьмина С.П.___________________________

(ученая степень, звание, должность, Ф.И.О., подпись, дата)

Заведующий кафедрой канд. с.-х. наук, доцент Казыдуб Н.Г. _______________________

(ученая степень, звание, Ф.И.О., подпись, дата)

Председатель методической комиссии по

специальности_____канд. с.-х. наук, доцент Потоцкая И.В._____________________

(ученая степень, звание, Ф.И.О., подпись, дата)

Омск – 2011

Предисловие

Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов – основа современной биологии, поскольку она определяет развитие всех других биологических дисциплин. В отличие от других биологических наук генетика с момента своего возникновения стремилась быть точной наукой. И вся история развития генетики – это история создания и использования в эксперименте все более точных методов и подходов, что сближает ее с такими точными науками, как физика, химия и математика.

Историю генетики условно делят на три этапа.

В первый этап классической генетики (1880–1930 гг.) был накоплен большой фактический материал о закономерностях наследования качественных и количественных признаков, взаимодействии генов (менделизм), сформулирована хромосомная теория наследственности (работы Моргана и его школы).

Второй этап (1930–1953 гг.) связан с пересмотром ряда положений классической генетики, исследованиями по мутационной изменчивости, накопление данных о строении и генетической роли дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) как молекулярного носителя наследственности и способах реализации генетической информации в клетках и организмах.

Третий этап начинается с 1953 г., когда было описано строение ДНК и ее свойства, начаты и продолжаются работы по выделению ДНК и РНК и расшифровке генетического кода.

В настоящее время генетика проходит новый этап своего развития, связанный с изучением молекулярных основ строения и функционирования генов и геномов, проблем генетической инженерии и ее использования в медицине, биологической промышленности, сельском хозяйстве и других направлениях науки и практики.
Синтез достижений различных направлений ускорили развитие генетики, а также использование этой информации в практике сельского и лесного хозяйства, медицине, охране окружающей среды и т.д. Исследования закономерностей изменчивости популяций организмов с помощью статистических методов составили особый раздел – популяционную генетику. Научные работы в данной области способствовала пониманию процессов эволюции видов в природе, они необходимы для разработки теории селекции растений и животных.

Генетические и цитологические закономерности имеют фундаментальный (всеобщий) характер, они отражают универсальность законов наследственности и изменчивости для животных, растений и микроорганизмов, лежат в основе преемственности жизни и прогрессивной эволюции органического мира.

В системе подготовки специалиста дисциплина «Генетика» входит в естественно-научный цикл. Полученные знания способствуют усвоению других дисциплин: экологии, физиологии растений, биологической защиты растений, селекции растений.

Студенты агрономических специальностей и направления подготовки бакалавров должны освоить генетику, поскольку невозможно проводить биологические исследования без знания генетических закономерностей и методов генетических исследований.

Дисциплина «Генетика» изучается студентами на 2-ом курсе в 3-ом семестре. В соответствии с учебным планом трудоемкость дисциплины составляет 144 ч, в том числе на лекции отведено 20 ч, лабораторные занятия – 18 ч, практические занятия – 4 ч, на внеаудиторную академическую работу студентов – 44 ч.

ЦЕЛЬÄ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Иметь целостное представление о процессах, происходящих в живой природе, понимать возможности современных научных методов, познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач возникающих при выполнении профессиональных функций.

Познать механизмы наследственности и изменчивости живых организмов, понимать пути реализации генетической информации с целью повышения урожайности и качества урожая с.-х. культур.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общие требования: имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

По циклу ЕН знать: цитологические основы наследственности, молекулярные основы наследственности, закономерности наследования признаков при генотипической и фенотипической изменчивости, генетические основы гетероплоидии, гетерозиса, нехромосомной теории наследственности, генетические процессы в популяциях.

Уметь проводить генетический анализ по с-х культурам, которые представлены районированными в зоне сортами.

В соответствии с университетским компонентомÄ Уметь проводить генетический анализ по с.-х. культурам, которые представлены районированными в зоне сортами.

Умение работать с научной литературой, проводить цитологический анализ, проводить гибридологический анализ, овладеть навыками статистической обработки, сформировать и развить культуру учебной деятельности и умственного труда.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) по дисциплине Генетика:

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-11);


Сейчас читают про: