double arrow

Тема: Составные части земельного кадастра. Понятие о регистрации земельных участков и учете земель. Роль и значение дисциплины среди других наук.

1. Составные части земельного кадастра. В Казахстане государственный земельный кадастр состоит из следующих составных частей - регистрация земельных участков, учет земель и землепользования, качественная характеристика земли, оценка земельных участков и АИС ГЗК. Между этими составными частями кадастра, как целостной системы, существует определенная связь и логическая последовательность осуществления.

Поскольку единый государственный земельный фонд - объект государственной собственности - земельные участки предоставляются государством на правах пользования и владения, то всякое использование земли должно быть юридически оформлено, а сами земельные участки как определенная территория и недвижимость, должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Эту функцию выполняет государственная регистрация земельных участков. Ее данные служат основанием для использования определенной площади земли конкретным физическим или юридическим лицом. При учете земля характеризуется по ее размеру, пространственному положению, качественному состоянию и использованию. Данные регистрации при учете служат основанием для записи размеров земельных участков каждого конкретного пользователя (арендатора) или собственника. Свободные земли государственного запаса учитываются по их местонахождению, как отдельно расположенные земельные массивы.

При учете определяют и фиксируют не только количественные, но и качественные показатели земли как природного ресурса и средства производства. Но так как природные свойства почв имеют неодинаковое значение, возникает необходимость их сравнительной оценки, то есть проведения бонитировки почв. Сведения регистрации и учета земель служат исходной информацией при бонитировке почв отдельных участков, их качественной оценке и учете. Качество земли зависит не только от природных факторов, но и экономических условий, поэтому возникает необходимость в экономической, а в новых условиях в денежной оценке земли, как средства производства.

Данные этой оценки основываются на регистрационно - учетных сведениях. Такова связь и последовательность осуществления земельного кадастра как целостной системы. В свою очередь, каждая из частей кадастра имеет конкретное назначение и содержание, определенные методы и способы ведения. Каждая из них в определенных условиях может проводиться и самостоятельно.

Земельный кадастр в зависимости от характера и объема выполняемых работ разделяется на два вида - основной (первичный) и текущий (последующий).

Изменившиеся, в результате развития земельных отношений в РК, условия действия системы земельного кадастра: 1) наличие разных форм собственности и землепользования; 2) резко возросшее число собственников и землепользователей; 3) переход к единице учета - земельный участок; 4) приравнивание земли к недвижимости; 5) введение права собственности на землю и права землепользования (аренды) в рыночный оборот; 6) введение платности землепользования; 7) необходимость охраны права государственной и частной собственности и права землепользования.

Эти особенности обусловливают необходимость формирования новой системы земельного кадастра. При этом, крайне важно, признать необходимость централизованного государственного руководства земельным кадастром, то есть ведение земельного кадастра - это функция государственных органов, финансировать эти работы должно государство. В отношении составных частей и их функций отметим, что их характеристики и содержание изменились, так возросли функции земельного кадастра в отношении правовых вопросов распределения, предоставления, изъятия земельных участков, так как государственная земельная регистрация должна обеспечивать гарантии охраны прав субъектов земельных правоотношений. Учет земель, сохранив свои важные задачи и основные методические приемы, в настоящее время усложняется, переводится на автоматизированные методы сбора, анализа и хранения информации.

Большие изменения происходят в фискальном (налоговом) блоке земельного кадастра, обеспечивающем государственные органы достоверной информацией о стоимости тех или иных земельных участков, ценовом зонировании, сборе, анализе и хранении информации о рыночных сделках с землей, обеспечении земельного налогообложения. В формирующемся земельном кадастре большое место отводится автоматизированной системе земельного кадастра (АИС ЗК), одновременно выполняющей функции единого банка информации о земле (ЕРБИЗ), эта часть кадастра постепенно формируется в республике на разных уровнях. В целом в республике идет формирование современной многофункциональной автоматизированной системы государственного земельного кадастра, на основе сложившейся ранее системы советского земельного кадастра и введения новых функциональных частей и автоматизации кадастровых работ.

Кадастровая документация разделяется на основную и вспомогательную. Основными земельно-кадастровыми документами, предусмотренными постановлением Кабинета Министров Р.К. «О порядке ведения государственного земельного кадастра», являются земельно - кадастровое дело земельного участка, Государственная земельно-кадастровая книга района (города) и земельно-кадастровая карта земельного участка, квартала, района.

Для получения сведений и заполнения кадастровой документации используются данные первичных документов. К ним относятся материалы съемок и обследований, корректировки планов, данные инвентаризации, проектов землеустройства, лесоустройства, мелиорации и пр. Первичные документы имеют важное значение, так как от их полноты и точности в значительной мере зависит точность и достоверность данных земельного кадастра. При заполнении основной документации большое значение имеют документы, являющиеся юридическим основанием записи соответствующих данных. К ним относятся постановления Кабинета Министров РК, решения исполнительных органов (областных, районных, городских, поселковых, аульных). При земельном кадастре ведется также специальная отчетная документация. Она, как правило, является текстовой, в качестве приложения к ней могут быть различные картографические материалы, диаграммы и т.п.

Виды кадастровых документов, материалов, работ, обследований, изысканий, действий необходимых для ведения отдельных частей земельного кадастра:

1. Регистрация земельных участков – законодательные и нормативные документы, порядок предоставления и оформления прав на земельные участки, формы документов, отвод земель, установление границ, площадей, состава угодий, делимости, обременений и других ограничений в использовании, картографические работы и другие.

2. Учет земель – данные регистрации, учетная и отчетная документация, картографические материалы, данные бонитировки, оценки земель, ведение учета по земельным участкам, категориям земель, видам земельных угодий, субъектам права и т.п.

3. Оценка земель – зонирование земель, методика бонитировки почв, оценки земель, данные учета земель, материалы почвенных, геоботанических и др. обследований и изысканий, картографические материалы, материалы бонитировки почв и оценки земель по областям, районам, землепользованиям.

4. Автоматизированная система земельного кадастра (АИС ЗК) – обеспечение компьютерной техникой, обучение персонала, программное обеспечение всех видов кадастровых работ.

Составные части земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр
Автоматизированная информационная система земельного кадастра (аис зк)
Регистрация земельных участков, учет земель (количественный и качественный), оценка земель (бонитировка почв, экономическая и стоимостная оценка земель)

Для современного земельного кадастра характерна его многофункциональность, что обусловлено сложностью задач, специфичностью объекта, поэтому считаем правильным, в составе государственного земельного кадастра Республики Казахстан выделить следующие взаимоувязанные блоки: 1) правовой; 2) финансовый; 3) многофункциональный;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: