Принципы ведения земельного кадастра

В установленном постановлением Правительства Р.К Порядке ведения государственного земельного кадастра в Республике Казахстан указано, что кадастр представляет собой систему сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель республики, местоположении, размерах, границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете и оценке земельных участков, иных необходимых сведений. Земельный кадастр является составной частью государственной системы кадастров и представляет собой систематизированный свод сведений о состоянии, использовании и охране земельных ресурсов Республики Казахстан, постоянно обновляемых в процессе его ведения.

Единицей учета и хранения, данных кадастра является земельный участок, выделенный в замкнутых границах, закрепленный в установленном порядке за субъектами земельных правоотношений.

Переход на новую единицу учета - земельный участок - является важным отличием от принятого порядка учета в советском кадастре, где основной единицей учета являлось землепользование. Это вызвано тем, что в результате проводимой земельной реформы субъектами владения и пользования землей стали не только государственные юридические лица, а прежде всего граждане и негосударственные юридические лица. В связи с этим вместо основной базовой единицы земельного учета в советское время – землепользование - в новых условиях более целесообразно применение в качестве базовой единицы учета – понятия земельный участок, наряду с которым применяются и другие единицы учета –земельно-кадастровый квартал, землепользование, землевладение, район, область.

В кадастре для каждого земельного участка фиксируются физические характеристики, позволяющие однозначно выделить его в пространстве, определить размеры и местоположение, а также стоимостная оценка (цена земли). Сведения о земельных участках соотносятся с земельно-кадастровыми картами, на которых отражаются его кадастровый номер, местонахождение, границы, текстовые описания. Накопление данных производится на уровне соответствующих административных районов, где фиксируется и хранится информация о кадастровом номере участка, наименовании физического или юридического лица- субъекта прав на земельный участок, актах исполнительных органов и других документах, местонахождении и размере, оценочной стоимости земельного участка, целевом назначении, делимости и неделимости, сервитутах, ограничениях по его использованию. Эти данные систематизируются по формам собственности, категориям земель, по районам, области, городу и республике в целом.

Основными принципами земельного кадастра являются следующие:

Единство системы земельного кадастра. Это означает, что он должен вестись на единой методической основе по единой системе. В основу его должны быть положены научно обоснованные показатели, характеризующие единый государственный земельный фонд в природном, хозяйственном и правовом отношениях. При этом в системе кадастра должна быть определенная согласованность, во-первых, в содержании и последовательности осуществления его составных частей, во-вторых, в постановке земельного кадастра, содержании сведений и способах их получения в отдельных его звеньях (предприятие, район, область, республика), в-третьих, в содержании земельнокадастровой документации, начиная от низшего и кончая высшим звеном. Основываясь на единстве, эта система должна отражать зональные особенности в состоянии и использовании земель.

Достоверность сведений земельного кадастра означает, что они должны быть объективными, то есть точно отражать фактические размеры, распределение и качественное состояние земельных ресурсов. При земельном кадастре необходимо применять такие способы регистрации земельных участков, изучения, учета и оценки земель, которые бы обеспечивали получение сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель с точностью, необходимой для решения производственных и других задач, связанных с использованием земель. Земли классифицируются по угодьям в зависимости от их использования и состояния. Достоверность характеризуется степенью соответствия кадастровых сведений фактическим размерам, качественному состоянию и использованию земель. Это требование может быть выполнено лишь при использовании современных методов съемок и обследований земель на местности.

Полнота сведений земельного кадастра. Земельный кадастр должен содержать всю совокупность необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель без лишней их детализации. Из этого принципа следует, что степень детализации кадастровых сведений и содержание его документации зависят от того, где он проводится (район, область, республика).

Охват кадастром всех земель единого государственного земельного фонда. Для получения точных и полных сведений о размерах, состоянии и использовании земельного фонда необходимо учитывать все земли, независимо от того, используются ли они фактически и кому они предоставлены в момент проведения кадастра.

Непрерывность земельного кадастра. Все изменения в земельном фонде (трансформация угодий, отводы земель, передачи участков, освоение новых участков и пр.) необходимо учитывать и отражать в кадастровой документации. В зависимости от характера изменений одни сведения (учетные, регистрационные) систематически отражаются по мере того как они произошли, другие (оценочные) – периодически обновляются в сплошном или выборочном порядке. Таким образом, обеспечивается непрерывность ведения земельного кадастра и поддержание его данных на уровне современности.

Документальность земельного кадастра. Этот принцип означает, что получение и запись сведений о природном, хозяйственном и правовом положений земель должны проводиться только на основании соответствующих документов и материалов. Так, при регистрации земельных участков исходят из решений соответствующих государственных органов или нотариально удостоверенных документов по сделкам с ними. При учете и оценке земли важное значение имеют материалы съемок и обследований.

Наглядность, ясность и доступность кадастровых данных. Материалы и сведения земельного кадастра должны быть максимально наглядны и доступны для физических и юридических лиц при решении различных хозяйственных, правовых и других вопросов использования и охраны земель. Наглядность, ясность и доступность достигаются не только путем рационального и удобного расположения материалов в кадастровой документации, но и применением различных картографических материалов и компъютерной технологии сбора, анализа, обработки, хранения и выдачи кадастровой информации, включая электронные карты и планы, картограммы, диаграммы и пр.

Экономичность земельного кадастра. Применение современных методов измерений и обследований, а также компъютерной техники обеспечивает получение необходимых сведений и поддержание их на уровне современности при минимуме затрат. Использование материалов аэрофотосъемки и аэрокосмической съемки позволяет получить обширную информацию о всей территории страны, учесть текущие изменения в распределении, состоянии и использовании земельного фонда в сжатые сроки.

Централизованное государственное руководство земельным кадастром. Такое централизованное руководство позволяет обеспечить проведение кадастровых работ по единой методике и получить достоверные, сопоставимые данные по стране о состоянии и использовании земельного фонда. В Республике Казахстан руководство государственным земельным кадастром, его ведение возложено на Агентство по управлению земельными ресурсами и его территориальные органы. Агентство по управлению земельными ресурсами руководит работами по регистрации землепользований, землевладений, государственному учету земель и другими земельнокадастровыми работами. Оно разрабатывает и утверждает инструкции и методические указания по проведению почвенных и геоботанических обследований, по составлению планово-картографических материалов, по регистрации, учету земель и их оценке. Агентство обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и землепользователям, а также издание подлежащих опубликованию земельнокадастровых материалов.

Проведение земельнокадастровых работ наряду с территориальными органами Агентства осуществляют различные предприятия и организации землеустроительной службы республики, некоторые виды работ в настоящее время выполняются и негосударственными кадастровыми фирмами и бюро.

Предприятия, организации и учреждения ежегодно представляют в установленные сроки в соответствующие районные, городские органы отчеты по установленной форме о происшедших изменениях в составе земель. Централизованное руководство и контроль со стороны Агентства по земельному кадастру в масштабе всей республики обеспечивает единство его системы и методики.

Вопросы к разделу:

1.Назовите основные задачи земельного кадастра.

2.Что является единицей учета и хранения данных земельного кадастра?

3.Дайте определение земельного участка.

4.Кем установлен Порядок ведения государственного земельного кадастра?

5.Что представляет собой система земельного кадастра в РК?

6.Что является объектом государственного земельного кадастра в РК?

7.Кто устанавливает содержание земельнокадастровой документации, данных, форм, содержание отчетности?

8.Кто осуществляет ведение земельного кадастра?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: