Формирование базовой культуры личности

В педагогических исследованиях выделяют понятие «базовая культура личности» — реализуемые в деятельнос­ти человека знания, умения, навыки, уровень интеллекту­ального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения.

Воспитание направлено на развитие и формирование ба­зовой культуры личности. П.И. Пидкасистый выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

•^ к природе (нравственное воспитание, создание пра­вильных устойчивых отношений как качества личности);

•^ к жизни (декларирование прав человека и их ценност­ного значения, формирование ценностных категорий, та­ких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равен­ство, братство и др.);

•^ к обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы лич­ной роли в обществе: собственное «Я» и общество; патрио­тическое воспитание);

•^ к труду (научение трудовым навыкам).

В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию


базовой культуры личности. Большинство ученых выделя­ют следующие направления воспитательной деятельности (Б. Лихачев, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и др.):

• формирование научного мировоззрения;

• гражданское воспитание;

• трудовое воспитание;

• нравственное воспитание;

• эстетическое воспитание;

• физическое воспитание.

Рассмотрим содержание некоторых ведущих направле­ний воспитательной работы.

Формирование научного мировоззрения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокуп­ность определенных знаний о мире. Эти знания и пред­ставления относятся не только к настоящему, но и к про­шлому, и к ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. В мировоззрение входит и миро­восприятие, которое выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жиз­ни, искусстве, литературе, науке и религии.

Мировоззрение связано с убеждениями. Мировоззрен­ческие взгляды складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы человека. Такие взгля­ды становятся фундаментом его духовной культуры, сущ­ностью его «Я», определяют жизненные позиции.

Мировоззрение может формироваться стихийно, на ос­нове обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени. Современные представления о мире сложились целиком на основании достижений науки XX в. (Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наслед­ственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетическую теорию, которая помогла по­нять единство всего живого; космология раскрыла един­ство и целостность космоса; синергетика продемонстриро­вала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе; и т.д.)


Именно для нашего времени характерно всеобщее приз­нание ценностей демократии и прав человека, его эконо­мические и политические свободы, свобода совести и мировоззрения. Возрастающую ценность приобретает и образование. С ним связывают перспективы развития об­щества, все в большей степени его учитывают при разра­ботке стратегических социальных программ.

Главная задача формирования научного мировоззрения _ дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире.

Гражданское воспитание. Теория гражданского воспи­тания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером. Проблемы гражданского воспитания освещали Платон Аристотель, Ж-Ж. Руссо и др. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах АД. Радищева, В Г. Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А. Герцена и др. Идея народности в воспитании сформулирована К.Д. Ушинским. Она осно­вана на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина В. А. Сухомлинский рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом, уделяя внимание формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы се­мьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности гармонично сочетать патриотические, национальные и ин­тернациональные чувства.

Цель гражданского воспитания — формирование в че­ловеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру. К основным элементам граж­данственности относятся нравственная и правовая культу-Ра, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к дру­гим гражданам. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утвержда­ет гуманный подход к развитию личности человека.


Формирование опыта гражданского действия, позволя­ющего человеку практически реализовывать важнейшие, человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззре­ния, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе — одно из основных направлений гражданского воспитания.

Содержание деятельности по гражданскому воспита­нию"1 включает изучение конституционных и правовых норм поведения; воспитание в духе мира и ненасилия; формирование гражданского сознания как формы обще­ственного сознания выражающей интересы общества и личности; культуры межнационального общения, право­вых отношений; системы знаний и представлений о дости­жениях нашей страны; опыта гражданского действия, по­зволяющего человеку практически реализовать себя в обществе.

Повышению эффективности гражданского воспитания способствует создание условий для психологического на­строя на восприятие идей гражданственности; признание взаимных обязанностей граждан друг перед другом; уме­ние жить вместе; осознание необходимости умеренности в своих требованиях, поведении, поступках, действиях, же­ланиях с учетом интересов других; самоконтроль как усло­вие гражданского общения для сохранения мира, взаимо­понимания, терпимости и порядка в обществе.

Патриотическое воспитание. Его цель состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, верно ей служить и защищать ее, сформировать бережное отношение к исто­рии отечества, культурному наследию, обычаям и традици­ям своего народа и других стран.

Содержание деятельности по патриотическому воспита­нию включает изучение Государственных символов Россий­ской Федерации (Герба, Флага, Гимна), символики других стран; расширение круга знаний, позволяющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотизма (как люб­ви к своему Отечеству) и интернационализма (как сформи­рованного дружественного отношения к другим людям, странам и государствам). К патриотическому воспитанию также относится изучение природы родного края, его исто­рического прошлого; освоение иностранных языков, рас­крывающих историю, культуру других стран, традиции и


обычаи их народов; изучение фактического материала о во­инской доблести и славе народов нашей страны.

Правовое воспитание. Цель правового воспитания зак­лючается в формировании правовой культуры и правового поведения, понимания требований правовых норм. Систе­ма правового воспитания определяется характером и поли­тикой государства. Его часто рассматривают в рамках гражданского воспитания. Между ними много общего, но правовое воспитание ориентировано на осознанное вос­приятие законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма — идеальная модель должного поведе­ния человека в обществе. Взаимодействие права и воспи­танника осуществляется в основном опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в воспитаний. Не яв­ляясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона: его особый статус закреп­лен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Кон­венции о правах ребенка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания дети усваивают привычки право­мерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, первичные навыки социальной деятель­ности.

В России вопросам правового воспитания уделяли вни­мание в своих трудах П.Ф. Каптерев («Об обществен­но-нравственном развитии и воспитании детей», 1908), К.Н. Корнилов («Конституция республики учащихся», 1917), Н.Н. Иорданский («Нравственно-правовые представ­ления и самоуправление у детей», 1925) и др., вопросы правосознания рассматривались П.П. Блонским, А.С. Ма­каренко. В 1970 г. Д.С. Яковлева предложила особую мо­дель правового воспитания (приучение к строгому соблю­дению основных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; воспитание чувства хозяи­на страны и другие составляющие), которая испытывала сопротивление среды и не могла быть реализована.

Задачи патриотического воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания Конвен­ции о правах ребенка и разработки практических методик. Целесообразно организованная педагогическая деятель­ность в области правового воспитания, формирующая ус­тановки на уважение к закону, интерес к праву, осуществ-

*> Педагогика


ление гражданского долга в правовой сфере, социально по­лезна, приемлема для воспитанников.

Содержание деятельности по правовому воспитанию включает устранение обстоятельств, способствующих фор­мированию правонарушающего поведения (неблагоприят­ные условия жизни и воспитания); изучение среды, условий жизни и воспитания учащихся, их времяпрепровождения; коррекцию личностной позиции воспитанника; работу с воспитанниками, уже совершившими преступление.

Нравственное воспитание. Это один из определяющих компонентов воспитательного,процесса, предполагающий формирование умений и навыков, дающих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения.

В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложилось четыре основных традиции:

• патерналистская (нравственное воспитание как почи­тание старших);

• религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

• просветительская (нравственное воспитание как ре­зультат освоения научных знаний);

• коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Различают нравственные и правовые нормы поведения. Нравственные нормы побуждают человека к определен­ным поступкам и действиям. Они позволяют сравнительно самостоятельно выбирать Порядок взаимоотношений с об­ществом, коллективом, другими людьми, тогда как право­вые нормы поведения — это точно определенные нормы поведения, зафиксированные в законе. Нарушение нрав­ственных норм сопровождается общественным осуждени­ем, нарушение правовых норм влечет уголовное наказание, ответственность перед законом.

Целью нравственного воспитания является воспитание человека ответственного, отдающего себе отчет в своих поступках и в том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного, совестливого, не способного на обман и воровство.

Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автоно-162


мии является законом самой личности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в оп­ределенный отрезок времени с помощью конкретных дей­ствий. Ее называют целью целей, которая находится в осно­вании самой человеческой деятельности.

Нравственное воспитание включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности, взаим­ного уважения между людьми, товарищеской взаимопомо­щи и требовательности, заботы о старших и младших, уважительного отношения к представителям противопо­ложного пола; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегуляции. Каждый человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определен­ных поступков, поведение.

Содержание деятельности по нравственному воспита­нию предполагает организацию коллективной учебной и. общественно полезной деятельности,,_ где воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления Ра­боты о других, оказания помощи и поддержки, защитить младшего, слабого; анализ проблем добра и зла, гуманизме подлинного и абстрактного, социальной справедливости несправедливости, что помогает глубже понимать и ценить* идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Экологическое воспитание. Его цель заключается в формировании у воспитанников ответственного отношения к окружающей среде; системы знаний о природе и гуман­ном, ответственном отношении к ней как к национальной и общечеловеческой ценности. Экологическое воспитание включает изучение природы конкретного района прожива­ния с целью прогнозирования будущих изменений в случае нарушения экологической обстановки, а также формирова­ние доброты по отношению ко всем субъектам природы через наслаждение окружающей средой (лозунг международной экологической общественности).

Теоретические и прикладные аспекты нравственно-эсте­тического воспитания средствами природы развивал В.А. Сухомлинский.

Современный этап развития экологического воспитания строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отноше-


ний человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. На основе данных принципов определяет­ся оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами; понимание многосторонней ценности приро­ды как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

Реальное значение в жизни воспитанника имеет способ­ность защищать природную среду от загрязнения и разру­шения. Важная роль здесь принадлежит умениям трех ви­дов. Первый вид связан с соблюдением культуры личного поведения, второй направлен на предотвращение негатив­ных последствий в природном окружении в результате по­ступков других людей, третий связан с выполнением по­сильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.

Содержание деятельности по экологическому воспита­нию включает изучение природы, которая окружает воспи­танников; анализ ее экологического состояния; знакомство с проблемами экологических систем мира, страны, места проживания; изучение поведения человека и его возмож­ное (как положительное, так и негативное) влияние на эко­логическую обстановку в масштабе конкретного региона и мира в целом.

Эстетическое воспитание. Это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности.

Оно реализуется и приобретает ценность при самообра­зовании, саморазвитии личности. Эстетическое воспитание включает направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Цели эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эс­тетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, ду­ховной и физической культуры.

Научное осмысление эстетического воспитания про­ходило сложный путь в различных исторических услови-164


ях. Для России наиболее перспективна ориентация (опирающаяся на концепции Ф. Шиллера, С.М. Эйзенштейна, Л. С. Выготского, П.А. Флоренского и др.), определяющая процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.

Эстетическое воспитание направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).

В современных условиях среди приоритетных выделя­ются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и т.д.

Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концент­рирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого челове­ка. Обращение к искусству как средству эстетического вос­питания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях ис­кусства, характера творческой индивидуальности.

Особое условие и средство эстетического воспитания, модель межличностного контакта представляет эстетическое общение. Тактичная передача воспитателем его миро-отношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе раз­вивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания воспитанников.

Показателем результативности эстетического воспита­ния выступает уровень развития эстетического сознания воспитанников, их творческое отношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.


Содержание деятельности по эстетическому воспита­нию включает проведение экскурсий в музеи, выставочные залы, бесед и конференций по произведениям художе­ственной литературы; встреч за круглым столом; коллекци­онирование записей лучших исполнителей (солистов, хоро­вых и оркестровых коллективов); создание уголка живой природы и др.

Физическое воспитание — педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению /способов, знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания — разносто­роннее развитие личности человека, сто—физических качеств и способностей, формирование двигательных на­выков и умений, укрепление здоровья.

Основные средства физического воспитания — физи­ческие упражнения, использование естественных сил природы (солнечной энергии, воздушной и водной среды и т.п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, быто­вой и т.д. Физические упражнения разносторонне воздей­ствуют развитие физических способностей. Познание закономерностей их влияния на организм и методика вы­полнения дают возможность использовать физическую культуру для достижения целей физического воспитания. Осуществляется такое воспитание по трем основным на­правлениям: общая физическая, профессиональная физи­ческая и спортивная подготовка. На развитие теории физического воспитания большое влияние оказали идеи Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В России научные основы физического (воспитания были разработаны Н.И. Пироговым и И.М. Сеченовым. Основоположником научной системы физического воспитания считают П. Ф. Лесгафта, который ввел понятие «физическое образование».

Содержание деятельности по физическому воспитанию включает утреннюю гимнастику, пребывание на свежем воз­духе, вечерние прогулки, дни здоровья, занятия в различных спортивных секциях, туристические походы и пр.

Трудовое воспитание. Его целью является формиро­вание системы научных знаний о современной технике, технологии и организации производства, общетрудовых умений и навыков, ответственного отношения и психоло-1


гической готовности к труду, желания трудиться, уважения к тем, кто работает.

Содержательную основу трудового воспитания составля­ют учебный труд (умственный и физический), труд по само­обслуживанию (в школе и дома), общественно полезный (трудовая практика во время каникул, работа в строитель­ных отрядах, лесничествах, тимуровское движение) и произ­водительный труд (создание материальных ценностей).

Экономическое воспитание направлено на приобрете­ние воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении мате­риальных и духовных благ.

Основная цель экономического воспитания — форми­рование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность эконо­мически целесообразно.

Эта цель достигается путем решения комплекса задач: формирования у воспитанников потребностей в экономи­ческих знаниях и экономической деятельности; усвоения основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности; приобретения навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирования психологической готовности к возможным трудностям.

На необходимость экономического воспитания и образо­вания указывали К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Многие ав­торы (А.Г. Калашников, М.Н.- Скаткин и др.) связывали эко­номическое воспитание с политехническим образованием.

Содержание экономического воспитания предполагает использование различных предметов для освоения учащи­мися экономических знаний; изучение специальных курсов по началам экономики как в учебное, так и во внеучебное время («бизнес-клуб», «клуб менеджеров», «маркетинг-клуб» и т.д.); профессиональное обучение. Формы и методы эконо­мического воспитания направлены на выработку потребнос­тей и умений самостоятельно приобретать экономические знания и использовать их в нестандартных ситуациях.

Профессиональная ориентация — информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учеб­ных заведений, государства, общества и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выбо­ре, подборе или перемене профессии с учетом индивиду-


альных интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических производственно-технических мер, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Специальные исследования по вопросам теории и мето­дики профориентации школьников проводились педагогами и психологами (Е.А. Климовым, П.П. Костенковым, А.Д. Сазоновым, В.Ф. Сахаровым, С.Н. Чистяковой, Л.П. Крившенко и др.).

Система профессиональной ориентации включает в себя:

• профессиональное просвещение — сообщение воспи­танникам определенных знаний о социально-экономичес­ких, психофизиологических особенностях тех или иных профессий;

• профессиональную диагностику — изучение особен­ностей высшей нервной деятельности человека, состояния его здоровья, интересов и мотивов, ценностных ориента­ции, установки в выборе профессии;

• профессиональную консультацию — установление со­ответствия между требованиями, предъявляемыми к про­фессии, и индивидуально-психологическими особенностя­ми конкретной личности;

• профессиональный отбор — осуществляют учрежде­ния, принимающие человека на работу;

• профессиональную адаптацию — процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, приспособле­ние к системе производства, особенностям специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: