II. Кредитно-денежная политика государства

I. Понятие и организация денежной и валютной системы

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, т.е. движения денег в наличной и безналичной формах. Она включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, порядок обращения денег и платежей, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Понятие денежной системы включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, эмиссионную систему, кредитную систему. Денежная единица - денежный знак, установленный в законодательном порядке. Эмиссионная система - это система выпуска монет, дополнительных банкнот и безналичных денег центральным банком в обращение. Кредитная государственная система - это система кредитных институтов, осуществляющих функции кредита. В кредитную и денежную системы входят ЦБ и его расчетная сеть в виде РКЦ, коммерческие банки, клиринговые центры, небанковские кредитно-финансовые организации, банковские ассоциации, ассоциации небанковских кредитных институтов. Ядром кредитной и денежной государственной системы является банковская система.

Основные черты современных денежных систем:

- обращение наличных денег в виде банкнот и монет, а также казначейских билетов (только в двух странах);

- отмена золотого обеспечения денег;

- преобладание безналичного денежного обращения и безналичных денег;

- выпуск денег в обращение в соответствии с потребностями экономики и достижениями науки и практики;

- секъюритизация (повышение на денежном рынке роли новых видов ценных бумаг);

- усиление государственного регулирования денежного обращения.

II. Кредитно-денежная политика государства

В первой половине 80-х годов экономика Республики Эквадор находилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней задолженности, нарастающей инфляцией и массовым бегством частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Эквадора традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизованность государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу. В результате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики, развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.

в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").
В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, не требующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя- "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Эквадор иностранных капиталов, а также частных капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых "беглых" капиталов из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.
Либерализация государственного регулирования банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь по следующим направлениям:


1) операции Банка Эквадора как кредитора всех банков в последней инстанции;


2) поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;


3) хранение всеми банками депозитов до востребования, а также кассовой наличности в Банке Эквадора;


4) интервенции Центрального Банка на денежном рынке;


5) осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей в основном через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;


6) введения для банков нового норматива контроля - "коэффициента инвалютной ликвидности";


7) создание специальных резервов банков под сомнительные долги;


8) разработка более строгих правил и условий для предоставления кредита лицам и организациям, связанных с акционерами и руководством банка;


9) более четкое определение содержания должностного преступления в банковской сфере и применение соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;


10) разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых учреждений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: