Наблюдение как метод изучения психических особенностей учащихся
Наблюдение – один из доступных педагогу методов изучения педагогических ситуаций и их отдельных сторон. Этот метод широко применяется для изучения обучаемых, их поведения, взаимоотношений. Он также результативен в познании деятельности педагога.
Основные особенности метода и условия его применения:
наблюдение возможно за психическими явлениями, выраженными в движениях, мимике, позе, речи;
наблюдение может быть кратковременным и длительным, одноразовым и многоразовым. Это зависит от цели наблюдения, особенностей психологического явления и условий его протекания
Организуя наблюдение, необходимо сформировать цель (для чего наблюдать), а также определить объект наблюдения; иметь хотя бы минимальные сведения о предмете (объекте) наблюдения; определить последовательность наблюдения (с чего начать, к чему перейти, чем закончить).
В ходе наблюдения держать в поле внимания основную цель и объект наблюдения; по возможности устанавливать причинную связь наблюдаемого с другими явлениями.
|
|
Результаты наблюдения надлежит фиксировать. В настоящее время для этого существует обширный арсенал технических средств: фото- и киносъемки, видео - и звукомагнитофоны. Однако технические средства не всегда могут быть, применены и тогда возникает необходимость в записи.
Вести запись в ходе наблюдения следует как можно подробнее. Фиксируются (переводятся в слова) движения, мимика, поза, речь. Желательно все проявления наблюдаемого фиксировать на фоне времени (хронометраж).