Воспитание – это целенаправленное воздействие на процесс формирования у обучаемых личностных качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
Воспитание в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке молодого поколения к жизни, осуществляемое всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, средствами культуры, семьей и школой.
Воспитание в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебных учреждениях и направленный на развитие личности.
Принципы воспитания:
индивидуальный и дифференцированный подход;
воспитание в группе и через коллектив;
воспитание в процессе деятельности;
сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них;
опора на положительное в личности;
единства, согласованности, преемственности в воспитании.
Методы воспитания: убеждения, упражнения, соревнования, поощрения, пример, принуждение.