ЧАСТЬ 3. Дидактика

Процесс обучения: упорядоченное взаимодействие педагога с обучающимся, направленное на достижение постоянной ели.

Педагогический процесс: целенаправленное, сознательно организованное, развивающееся взаимодействие педагога и обучаемого в образовательном учреждении, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи воспитания и образования.

Принципы обучения: системность, интегративность, дифференциация, преемственность, универсальность, единство социализации и профессионализации личности, модульность, профессиональная периодизация, демократизация, гуманизация, стабильность, динамичность.

Методы теоретического обучения: организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.

Методы профессионального (практического) обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, практические; самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий; устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационные пробные работы.

Задание. При посещении учебных занятий проследи:

1. Реализацию педагогом воспитательных задач по критериям:

Ÿ педагог реализует воспитательный потенциал уч. занятия;

Ÿ обеспечивает вовлечение обучаемых в активную познавательную деятельность;

Ÿ оценка знаний является воспитывающим фактором;

Ÿ доминирует положительное эмоциональное состояние;

Ÿ формируется личностное отношение к знаниям;

Ÿ оснащение способствует воспитанию эстетической культуры.

2. Во время посещения уч. занятий, внеучебных дел выяви наиболее часто применяющиеся педагогом (педагогами) методы и принципы воспитания.

______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проведи педагогические наблюдения за обучаемыми (в ходе посещения уч. занятия проведи наблюдения за обучаемыми).

  Наиболее дисципли нирован Недисциплинированные Наиболее эрудирован ные Самостояте льные, ответствен ные Лидер уч. группы
Уроки, перемены          
1 день          
2 день          
3 день          
4 день          
5 день          
Мнение куратора уч. группы          
Наиболее отличившиеся          

Прокомментируй поведение данных обучаемых. Постарайся найти мотивы их поведения и предложи возможные варианты воздействия на них, если это необходимо__________________________________________________

___________________________________________________________________

В процессе наблюдения за обучаемыми на учебных занятиях мне удалось выявить:

Ÿ уровень дисциплины и работоспособности

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Ÿ заинтересованности в учебе

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ÿ наиболее эрудированные

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ÿ самые ответственные

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ÿ лидеры учебной группы

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

В процессе наблюдения за обучаемыми в разных ситуациях я выяснил (а)

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Свои наблюдения я сопоставил (а) с мнением куратора уч. группы. Мои выводы

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание:

1. Создай цветовой дневник настроения обучаемого (обучаемых)

Если вы хотите узнать, как «дышит» коллектив, какие состояния переживают учащиеся, как и под влиянием чего, формируются и изменяются их настроения, можете воспользоваться приемом цветописи.

Цветопись – это цветовой дневник настроения. Предлагаем примерную форму цвета дневника:

Фамилия…………………………………………….. Мое настроение сегодня
К – восторженное  
О – радость, теплое  
Ж – светлое, приятное  
З - спокойное  
С – неудовлетворенное, грустное  
Ф – тревожное, напряженное  
Ч – упадок, уныние  

На плотном листе бумаги – семь цветовых полос. Каждая цветовая полоса – условный знак настроения. В данном случае цветовые символы заменены буквенными обозначениями: К – красный, О – оранжевый, Ж – желтый, З – зеленый, С – синий, Ф – фиолетовый, Ч – черный. Цветовые полосы можно получить методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневник нужно изготовить столько, сколько обучаемых примет участие в этой работе.

Ежедневно в одни и те же часы (лучше после занятий, в конце дня) раздается цветодневник каждому из обучаемых и они самостоятельно, не советуясь ни с кем, ставят в правой стороне листа дату (число этого дня) напротив той цветовой полосы, которая обозначает их настроение к этому времени.

Однако перед тем как начать работу надо выполнить ряд важных условий. Настроение – это интимный мир каждого, и вторгаться в него не совсем прилично. А потому нужно:

Ÿ получить согласие всех добровольцев вести в течение определенного времени цветодневники;

Ÿ гарантировать обучаемым тайну их эмоциональной «исповеди», если они того пожелают;

Ÿ убедить их быть искренними в своих оценках настроения.

Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постепенно раскроется картина. Живописный цветовой ковер даст вам возможность увидеть настроение в цвете. Он вам расскажет, какое настроение и, в какие дни преобладает у обучаемых, в целом в коллективе: по вертикали – у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали – у каждого и у всех на протяжении всего времени изучения. Анализируя цветоматрицу, обратите внимание на то, как эмоционально откликаются обучаемые на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянув на цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли то или иное событие в коллективе значимый след в переживаниях обучаемых, кто наиболее близко воспринял это событие, кого оно оставило равнодушным. Цветопись может помочь определить существует ли единство в переживаниях обучаемыми значимых ситуаций, если нет такого единства, задумайтесь, что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло обучаемых, возможно, что коллектив не настолько еще сплочен, чтобы проявить единство переживаний. Обратите внимание и на настроения отдельных обучаемых. Если кому-то длительное время плохо и это отражается на его состоянии (синий, фиолетовый и черный цвета преобладают), то постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком. Если понадобиться, окажите ему поддержку, помощь, душевно поговорите ним.

Справка.

Психолого-педагогические особенности подростков: импульсивность, формирование самосознания, оформление нравственного идеала, недостаточность воли, авторитет сверстников, значимость общения, устремленность в будущее, внушаемость, конфузность и упрямство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: