Акты применения норм права: понятие и виды

Акты применения норм права – издаваемые правоприменительными органами властные предписания, которые являются результатом разрешения юридического дела, которые обращены к конкретным участникам правоотношений и являются для них обязательными.

Среди сходств между правоприменительными актами и нормами права можно выделить следующие черты:

1) правоприменительные акты являются юридически обязательными для рассматриваемого юридического дела, следовательно, они похожи на юридические нормы;

2) правоприменительные акты и нормы права гарантируются государством и за их неисполнение применяются меры государственного принуждения.

Однако, несмотря на перечисленные сходства, правоприменительные акты и нормы права не тождественны друг другу. На практике если происходит такое отождествление, то это может привести к тому, что превышающий свою компетенцию субъект повлечет юридические последствия.

Выделяют также и различия между актами правоприменения и юридическими нормами:

1) Акты применения норм права рассчитаны на урегулирование конкретной ситуации, нормы права – рассчитаны на регламентацию типичных ситуаций;

2) Действия правоприменительных актов распространяются только на данную, конкретную ситуацию, а юридические нормы действуют до тех пор, пока они не отменены официально;

3) Действия правоприменительных актов распространяются на конкретных, персонифицированных субъектов, т.е. участники поименно названы, а нормы права обращены к неперсонифицированному кругу лиц.

Классификация актов правоприменения:

I.В зависимости от характера властных полномочий правоприменителя:

· правоприменительные акты органов публичной власти (государственной власти и органы местного самоуправления);

· акты иных правоприменителей, которым властные полномочия были делегированы органами публичной власти (правоприменительные акты третейских судов, комиссии по судам и спорам).

II.В зависимости от порядка принятия:

· акты, принятые единолично или единоличные акты (решение мирового судьи по гражданскому делу, указ Президента РФ «О присвоении воинских чинов в Российской Федерации»);

· акты коллегиальных органов, которые требуют определенный кворум (постановление Государственной Думы «О снятии депутатской неприкосновенности того или иного депутата» или например, когда судебное решение выносится коллегией судей).

III.В зависимости от формы изложения:

· устные акты применения норм права – акты, которые доводятся до адресата вербальным образом и не имеют письменного языка (предупреждение нарушения правовых договоров, штрафы за безбилетный проезд);

· письменные – акты, которые зафиксированы в письменных документах (судебное решение);

· знаковые (конклюдентные) – властные решения, которые излагаются с помощью определенных символов (дорожные знаки, светофор, жесты регулировщиков дорожного движения).

Из перечисленных форм изложения правоприменительных актов не вызывают сомнения лишь письменные акты, которые позволяют обеспечить в определенной степени законность, но кроме того в этих правоприменительных актах могут быть проконтролированы властные решения в полном объеме, в отличие от устных. Что касается знаковой формы изложения, то она вызывает сомнения у многих ученых, однако без этой формы в принципе обойтись нельзя.

IV.В зависимости от характера воздействия правоприменительных актов на правовые отношения:

· регулятивные правоприменительные акты, с помощью которых осуществляются регулятивные нормы-предписания;

· правоохранительные правоприменительные акты, которые направлены на защиту и охрану нарушенного порядка (осуществляются охранительные нормы предписания).

Правоприменительные акты должны базироваться на следующих критериях (принципах):

1.принцип обоснованности (опирается на установленные обстоятельства дела);

2.принцип законности (законы должны соответствовать тем юридическим нормам, которые регулируют ту или иную сферу, по которым принимаются правоприменительный акт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: