double arrow

Эгоизм — сердцевина капиталистической идеологии

2

Главная причина культивации эгоизма кроется не в прибыльности эгоизма. Сам по себе эгоизм — сердцевина капиталистической идеологии. Нет эгоизма — нет капитализма, поскольку капитализм построен на принципах конкуренции, где каждый сам за себя. Капитализм — это мир, где господствуют наиболее удачливые эгоисты, вследствие этого с развитием капитализма растет роль такого принципа, как эгоизм.

Эгоизм элиты

Эгоизм играет важную роль в деградации общества. Речь идет прежде всего об эгоизме господствующего класса. П. Дж. Бьюкенен обращает внимание на то, что «западные элиты невосприимчивы к факту грядущей гибели их цивилизации. Элиты словно не интересуют ни депопуляция, ни отказ от национальной государственности, ни нарастающая иммиграция из стран третьего мира»305 .

Элита капиталистического общества думает только о себе, эгоизм — это основа ее поведения, и ее мало интересует то, что не касается ее лично. Нормально общество или нет — какая разница! Обращаясь к теме эгоизма современной элиты, Э. Фромм констатирует: «Трудно поверить, что не предпринимается никаких серьезных усилий, чтобы избежать того, что так похоже на окончательный приговор судьбы. В то время как в личной жизни только сумасшедший может оставаться пассивным перед лицом опасности, угрожающей всему его существованию. Те, кто облечен государственной властью, не предпринимают практически ничего, чтобы предотвратить эту опасность… Эгоизм, порождаемый системой, заставляет ее лидеров ставить личный успех выше общественного долга. Никого больше не шокирует то, что ведущие политические деятели и представители деловых кругов принимают решения, которые служат их личной выгоде, но вредны и опасны для общества. В самом деле, если эгоизм — одна из основ бытующей в современном обществе морали, то почему они должны вести себя иначе?306 »

На порочность эгоизма, отстраненность господствующего класса обращают внимание и отечественные мыслители:

«Капитализм — идеология отстранённого наблюдения. Чиновники просто соблюдают закон, ничего более. Есть “свободный рынок”, там и крутитесь как хотите. Капитал определяет статус и способность выжить в джунглях бизнеса: совесть перестаёт иметь значение, на её замену приходит девиз “разбогатей или умри”.

При капитализме разрешено всё, что не запрещено. Отсюда общества педерастов и феминисток, требующих больше прав, разного рода сексуальные извращения, культ потребления… Тусоваться и обжираться стаду интереснее, чем учиться; такой стиль поведения выгоден производителям, потому они продолжают его стимулировать. Граждане вымирают? Ну и ладно, есть иммигранты, которые согласны работать за меньшую плату. Для государства больше нет народа, о котором оно якобы обязано заботиться, — есть только расходный материал»307 .

Представители элиты живут в недоступных жилищах, их дети учатся в закрытых частных школах, они отдыхают на элитных курортах, не предназначенных для простых смертных. А нам рассказывают сказки о закрытых и открытых обществах (в западной социологии принято деление на открытые и закрытые общества. Открытые — это, естественно, страны Запада, закрытые — все остальные).

В этом плане показателен пример из нашей с вами истории. Когда у нас было закрытое общество, тоталитаризм и громадные привилегии партаппарата, к Дому Советов (Дом Правительсва) мог свободно подойти любой, вокруг не было даже забора, а на стоянке стояли одни «Волги». Когда же настало время «открытости», демократии и борцов с привилегиями, Дом Советов обнесли оградой, выставили несколько постов охраны, половину деревьев срубили, а на оставшиеся повесили камеры слежения. А на стоянке теперь, естественно, сплошь иномарки. Вот такое открытое общество.

Прибыльность эгоизма

Альтруистически настроенный человек помогает окружающим, он отдает им частичку себя. Это крайне невыгодная, можно сказать, конкурентная для капитализма модель поведения.

Все многообразие отношений индивида и общества можно сгруппировать в две направленности: индивид или берет что-либо от общества, или отдает что-либо обществу. Для капиталистического общества выгодно, чтобы он брал, был потребителем товаров, и услуг и крайне невыгодно, чтобы бескорыстно отдавал.

Для иллюстрации приведем рекламный ролик принтера от Hewlett Packard 2006 года. Фабула ролика такова. Люди печатают что-то на принтере. Хозяина принтера это утомляет, и он говорит: «Ребята, ну заведите свой принтер». И действительно, такое поведение выгодно для производителей принтеров. Чем больше эгоизма, тем меньше люди будут помогать друг другу, тем больше принтеров купят, тем больше прибыль корпорации. «Бери от жизни все»308 — вот лозунг современности: не давать, а именно брать.

Семья — невыгодная конструкция309

Производители дорогих товаров надеются заработать миллиарды на искоренении семейных ценностей. Россия, к счастью, пока слишком бедна.

Британская компания Datamonitor, специализирующаяся на исследованиях потребительского рынка, завершила работу по определению самого перспективного клиента для торговых компаний. В результате проведенного исследования специалисты компании выяснили, что холостые англичане тратят на потребительские товары в два с лишним раза больше, чем их семейные ровесники.

Стоимость потребительских товаров, которые покупают европейские холостяки обоих полов в возрасте от 25 до 60 лет, составляет сейчас 140 млрд евро в год. В то же время, по прогнозам аналитиков европейских маркетинговых компаний, в ближайшее время ежегодно не обремененные семьей граждане будут покупать на 7% больше. В итоге уже к 2008 году общая сумма их затрат на потребительские товары превысит 200 млрд евро в год. Уже сегодня, согласно исследованию, холостяки тратят на еду, напитки и предметы личной гигиены в два раза больше, чем их семейные ровесники. Например, каждый одинокий англичанин 35–49 лет тратит около 4,5 тыс. евро в год на потребительские товары. А их семейные ровесники — не больше 2 тыс. евро в год.

По словам аналитика Datamonitor Эндрю Рассэл, сегодня европейским компаниям нужно бросить все силы на то, чтобы понять систему жизненных ценностей гедонистов и их требования к товарам. Он считает, что из желания этой социальной группы жить только для себя и тратить на себя много денег можно извлечь огромную выгоду.

Эгоизм эгоизму рознь

У каждого человека существует определенная доля эгоизма, как, впрочем, у каждого человека существуют различные виды микробов. Но микробы не обязательно болезнь, и эгоизм не обязательно должен приобретать патологическую форму, характерную для капиталистического общества. Многие мыслители считают, что эгоизм не является атрибутом человека, а порожден обществом, основанным на частной собственности, прежде всего капитализмом.

«Эгоизм не природное свойство человека, а свойство общества, основанного на частной собственности… Бытие “частичного” человека не является подлинным, ибо мир вещей, суета заслоняют от человека его историчность. Он начинает жить в мире иллюзий, творит не реальные проекты, а мифические. Ориентируясь на принцип “здесь и только сейчас”, этот человек терет свое лицо, растворяется в вещественно-природной или социальной среде. Более того, он уже сам склонен рассматривать себя как вещь, определять свою стоимость»310 .

§5. Влияние тоталитарного капитализма на ненормальность общества

Нет ничего святого, чего деньги не могли бы осквернить!

Цицерон

Преступность

Высокий уровень преступности, наркомания, проституция и другие пороки существовали и раньше, но были исключением из правил, теперь порок — норма. За последние 30–40 лет численность преступлений увеличилась в США в 7–8 раз, во Франции — в 5–6 раз, в Германии — в 3–4 раза, т. е. рост идет не на несколько процентов, а на 300–800 %311 . За время строительства капитализма в России число наркоманов выросло в 12 раз312 . Рост преступности — наглядная демонстрация слов Б. Франклина: «Человека, утверждающего, что деньги могут все, можно подозревать в том, что он может пойти на все ради денег». Более резко аналогичную мысль высказал Эди-Пьер Бошен: «Те, кто считает, что деньги — это все, без сомнения, готовы на все ради денег».

Наркотики и преступность всегда будут спутниками капитализма, потому что это выгодно, потому что они приносят громадные барыши. Для самых «продвинутых» капиталистических стран характерен самый высокий уровень пороков. Сказки, что с ними трудно бороться, рассчитаны на людей очень недальновидных. Никто никогда не поверит, что в социалистическом Китае — родине наркотиков, где даже войны были опиумными, — было легче победить наркоманию, нежели на Западе, однако наркомании там нет, потому что нет капитализма. А вот в соседнем Гонконге, где живут те же китайцы, до недавнего времени наркомания и наркомафия цвели пышным цветом, а политики рассказывали населению байки о том, как они борются со злом, но победить его не могут — слишком-де это сложно.

Все разговоры о правах личности наркомана — лишь оправдание политиков своего бездействия. Вспоминаются слова Маркса:

«Капитал боится отсутствия прибыли. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 % — и капитал согласен на всякое применение. При 20 % он становится оживленным. При 50 % положительно готов сломать себе голову. При 100 % он попирает все человеческие законы. При 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы»313 .

А наркоторговля дает около 2000 % прибыли. Комментарии, как говорится, излишни.

Разве можно удивляться тому, что в США в 2008 году в бывшем здании суда напротив мэрии Лас-Вегаса открывается первый в мире музей мафии, а 7,5 миллиона на этот проект выделено из муниципального бюджета. Ведь мэр Лас-Вегаса, который ранее прославился тем, что был адвокатом известных американских мафиози, не стесняясь, заявил: «Город основан ими (мафией — прим. авт.), и я никогда этого не стыдился, потому что представлял их интересы, и они сделали меня богатым человеком»314 . Симптоматично то, что в сформированный наблюдательный совет вошли представители СМИ и… бывший руководитель отделения ФБР в Лас-Вегасе.

Капитализм поддерживает пороки идеологически, потому что пороки поддерживают капитализм материально. Теперь это и не скрывается. Неудивительно, если ФБР в ближайшем будущем начнет курировать возведение памятников мафиози.

Все повязаны

Модель социального взаимодействия в цивилизации денег и отношение общества к этому типу взаимодействия следующие. Все прекрасно понимают, что олигархи незаконно получают свои сверхдоходы. Все прекрасно понимают, что все они дают взятки чиновникам и политическая элита практически без исключения повязана с экономической. Все прекрасно понимают, что СМИ выполняют волю своих хозяев, несмотря на лицемерные заявления о независимости и свободе. Все понимают, что закон не на словах, а на деле к людям относится по-разному и его лояльность прямо пропорционально величине состояния. Если ты украл «мешок картошки», то тебя могут посадить, а если ты воруешь топливо поездами, то тебя посадят вряд ли315 .

Общество все это понимает, и что оно требует? Исправления ситуации? Требует, чтобы вор сидел в тюрьме? Нет! Оно требует, чтобы олигархи поделились со всеми, т. е. требует, чтобы всех взяли в соучастники, даже придумано понятие «социальная ответственность бизнеса».

«Легендарный миллиардер, хозяин “Челси” и Чукотки приехал на Урал осмотреть свои активы, а именно Нижнетагильский металлургический комбинат…И хотя напрямую никто ничего у бизнесмена не просит, все рассчитывают хотя бы на что-то, будь то помощь уральской футбольной команде или деньги на строительство»316 .

Идея о том, что наворованное должно неким образом быть перераспределено между всеми, морально калечит общество.

Дерьмо317

Порок в искусстве — это тоже громадные прибыли. Гении рождаются редко, поэтому гораздо легче взять посредственность, доказать всем, что он гений, а потом продавать его «гениальные» работы за десятки миллионов. Так, стартовая цена «картины» «художника» Малевича «Прямоугольник и круг», выставленная на аукционе «Сотбис» в мае 2003 года, равнялась семи миллионам долларов. Нельзя не согласиться с известным афоризмом: «Абстракционизм - искусство, ничего не выражающее самыми различными выразительными средствами».

Механизм формирования общественного мнения хорошо отлажен на Западе, его сущность очень точно обрисовал русский художник А. Шилов:

«На Сотбис пытаются формировать общественное мнение при помощи цен. Берут, предположим, Ван Гога и за какие-то каракули назначают 50 миллионов долларов. Появляется Левитан или Брюллов — ставят просто 100 тысяч. Обратите внимание: покупает того же Ван Гога какое-нибудь неизвестное лицо. Народ ничего не понимает, но рассуждает так: раз кто-то заплатил 50 миллионов за Ван Гога или Гогена, значит они лучше, чем Репин, Брюллов или Левитан. На самом деле никто не заплатил, просто при помощи цен, упомянутых мною выше, пытаются одурачить народ, сформировать общественное мнение»318 .

А поскольку конвейер по деланию «гениев» поставлен на поток, любой талантливый художник должен соблюдать правила игры.

«Все идеологические рупоры захватили люди одного направления. Можно ругать Рафаэля, Леонардо да Винчи, Брюллова, Репина, Левитана, кого хотите, но нельзя ругать авангард. Вот вам и плюрализм мнений, демократия!319 »

Искусство превратилось в вид бизнеса, а бизнес ориентирован прежде всего на деньги, все остальное бизнес интересует мало. Анализируя тенденции развития культуры, отечественный философ А. И. Субетто подчеркивает:

«Капиталорационализация переходит в машинизацию человека, в машинизацию его чувств и его ценностей. Этот процесс и есть тотальная монетаризация, т .е. превращение всего, что есть в жизни, в деньги…Капиталорационализация уничтожает культуру, переводя ее в “технику” без чувств, в “технику расчеловечивания человека и уничтожения культуры”»320 .

Порнография и проституция

Порнография победоносно шествует по планете. Особой отраслью порнографии стала детская порнография, где объектом сексуальных актов становится дети. В детский порнобизнес США ежегодно вовлекаются 600 тыс. детей в возрасте от 3 до 18 лет, а общая сумма дохода от этого вида порнобизнеса составляет 2–3 млрд долл. в год321 .

Появились и новые виды бизнеса, такие как «секс-тур», участники которого, покупая билет на самолет в Таиланд, Шри-Ланку, на Филиппины и т. д., одновременно оплачивают стоимость недельного посещения публичного дома в этой стране. Причем в большинстве случаев западные «секс-туристы» являются «потребителями» детской проституции. Вот некоторые цифры из доклада ЮНЕСКО «Торговля сексом и права человека» (1993 г.). В Таиланде из 2 млн женщин, которые торгуют своим телом, 800 тыс. — дети и подростки. В Шри-Ланке этим ремеслом зарабатывают себе на жизнь более 10 тыс. мальчиков в возрасте от 6 до 14 лет, которые в основном «обслуживают» «секс-туристов» из США и Европы322 .

Как может исчезнуть порнография из цивилизации денег, если к середине 80-х годов стоимость только порнопродукции в США составляла 7 млрд долл.323 ? Естественно, и политическая власть также не остается вдалеке от распределения прибыли, получаемой от развития индустрии порока. Так, по сообщению «Би-Би-Си»,

«лейбористская партия, правящая в Великобритании, частично финансируется порномагнатом». Этот факт не вызвал скандала, партия даже не отказалась от вышеупомянутого источника финансирования, просто «это открытие озадачило многих»324 .

Что прибыльно, то и нормально

Что прибыльно, то и нормально — правило, по которому живут цивилизации денег. Так, в Соединенных Штатах, особенно в районе столицы и других больших городов, начали появляться особые «эротические» булочные. Самым большим спросом пользуются торты и пирожки в форме мужского и женского половых органов. И никого не будет волновать, как это влияет на нравственность. Продажа приносит прибыль — значит, она будет существовать.

Все, даже самое святое, извращено при капитализме, все превращено в товар. Так, после легализации проституции в Новой Зеландии произошел бум сексуальных услуг, а проститутки начали предлагать клиентам совершенно новые услуги, например кормление грудным молоком325 .

На людских пороках «делать деньги» оказывается проще, чем на чем-либо еще. При капитализме общество всегда развращается до крайности, недаром именно США, цитадель капитализма, стали штаб-квартирой извращенцев всех мастей.

Деньги делаются на всем. В том числе и на… смерти. Швейцария, страна банков и часов, превратила смерть людей в бизнес. После официального разрешения в Швейцарии эвтаназии в эту страну со всей Европы поехали люди, желающие легально умереть в избранный по своему усмотрению час. На эвтаназии делают неплохие деньги. То, что для одних трудный выбор, для других — выгодный бизнес

«Известны случаи, когда к ним обращались люди, например из Германии, и в тот же день они кончали с жизнью. Приехал, один раз поговорил с представителем Dignitas — тут же получил рецепт. Иногда врач даже не видел пациента, но сразу же исполнял его просьбу и выписывал яд», —говорит председатель Национальной комиссии по медицинской этике Кристоф Реманн-Суттер. Как правило, за свои услуги они берут несколько тысяч евро. Но главная статья дохода — одинокие богатые старики326 .

* * *

Чтобы до конца понять суть любого процесса, нужно не только выявить его причину, но и понять механизм, а также историю развития. Любая болезнь имеет свою историю, в том числе и обесчеловечивание. Следующая глава посвящена истории данной болезни.


284 Более подробно см.: Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. В 2 тт. Пер. с 11-го англ. изд. Том I. М., 1992. С 48.
285 Шушарин А.С..Политология современного мира (Критика запущенной социологии). М., 2005. 286 Панарин А. Духовные катастрофы нашей эпохи в свете современного философского знания. Москва, № 3, 2004. 287 Большая советская энциклопедия [Капитализм].
288 Кара-Мурза С., Телегин С., Александров А., Мурашкин М. На пороге "оранжевой" революции.
289 Энциклопедия социологии. Сост. Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. М., 2003. [Капитализм].
290 "Разбогатей или умри" ("Get Rich Or Die Tryin") - название фильма. Производство США, 2005 г. 291 Рыков К. Люди мы или роботы? 12.09.2006, деловая газета "Взгляд". 292 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. Изд. 2-е., пер. и доп. М., 1998. С. 7. 293 Кухня превратила примата в человека. 06.12.2002, Известия. 294 Это крылатое изречение римский император Веспасиан изрек, когда его упрекнули за введение налога с общественных туалетов. 295 Брук Дж. Нирвана в туалете. 08.10.2002, Inopressa.ru. 296 Строев С.Ложные координаты "выхода из Матрицы". 13.10.2006, ФОРУМ.мск. 297 Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер с англ.,/ общ. ред. и вступит. ст. Пеньковой Е. М.. М., 1990. С. 376-377. 298 Здесь и далее в этом пункте использованы материалы: "Гипнотический подход в рекламе". http://psy.rin.ru/. 299 Шехтман И Секреты рекламного бизнеса. // Мы и Америка, № 59, август.2002. 300 Нечипоренко Ю.Полноценный образ. Творчество Александра Москвитина. // Московский обозреватель, № 6, 2001. 301 Джеймс Бонд не годен для службы в разведке. 07.03.2004, телекомпания НТВ. 302 Дональд М. Основы социологии и политологии. М., 2001. С. 39. 303 Бодрийяр Ж.Общество потребления. М., 2006. С. 127. 304 СССР 100 вопросов и ответов. М., 1984. С. 137. 305 Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2004. С. 23.
306 Фромм Э. Иметь или быть? Киев, 1998. С. 199-200. 307 Социализм . Журнал "Самиздат", http://zhurnal.lib.ru/editors/v/void/socialism.shtml.
308 Рекламный лозунг компании Pepsi. 309 Здесь и далее в этом пункте использованы материалы: Федорова. Л. Семью скоро окончательно отменят. 10.07.2003, РБК daily. 310 Сальников В. П., Кальной И. И., Гуцериев Х. С., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов. / Под. ред. Кального И.И. СПб., 1999. С. 342. 311 Основы социологии и политологии/ Под ред. Бороноева А. О. М., 2001. С. 138. 312 07.06.2001, доклад Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского. 313 Маркс К. Каптал. М., 2006. 314 Мэр Лас-Вегаса не стыдится своих связей с мафией. 06.09.2006, Новые Известия. 315 Как заявил Глава Минэкономразвития Г. Греф, "...нажившие миллиарды путем отъема собственности должны быть в местах не столь отдаленных, а не возглавлять в журнале " Форбс" списки богатейших людей планеты".
316 Абрамович едва не довел гражданок до обморока. 12.04.2007, телекомпания НТВ. 317 "Дерьмо" - это не ругательство, а название культового романа шотландского писателя Ирвина Уэлша, переведенного на многие языки, в том числе и на русский. 318 Шилов на Сотбис не выставляется // Российская газета, № 189., 28.09.2001. 319 Там же. 320 Субетто А. И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. СПб., 2004. С. 63-64.
321 Wildmon D. The Case against pornography. Victor Books, 1986. P. 13. 322 Платонов О.Почему погибнет Америка? М., 2005. С. 103.
323 The Case against pornography. Wildmon D. Victor Books, 1986. P. 11. 324 Порно полезно для здоровья нации? 14.05.2002, Bbcrussian.com.
325 Молочная кухня в борделе. 18.07.03, Утренняя газета. 326 Смерть как бизнес. 03.11.2006, ГИК "Россия", "Вести".

Часть II
Глава III. Этапы разложения

§1. Почему возник капитализм

Могущество денег ведет к возникновению самой унылой аристократии — аристократии денежного мешка.

Бальзак

Что такое общество?

Для того чтобы ответить на вопрос о причинах деградации общества, нам необходимо разобраться:

во-первых, в том, что есть общество;

во-вторых, каков механизм развития общества.

Общество — исторически развивающаяся система, состоящая из людей и их взаимоотношений, служащая эффективным средством удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Взаимоотношений с другими людьми приносят человеку материальные выгоды, которые можно разделить на две группы.

Первая — выгоды от совместных действий: например, один человек не может сдвинуть мешающий камень, а два — могут. Совместными усилиями люди строят каналы, возводят здания и многое другое, что одному человеку не под силу.

Вторая группа — выгоды от специализации. Вряд ли доктору стоит пытаться разобраться в устройстве телевизора, гораздо легче ему вызвать мастера. В свою очередь, телевизионному мастеру вряд ли стоит самому лечить болезнь, лучше воспользоваться услугами доктора.

Важную роль общество играет и в процессе удовлетворении духовных потребностей человека. Без других людей человек не может стать человеком, человеком он становится в обществе. В конечном счете, самоактуализация — это раскрытия внутреннего «Я» для других. Действительно, зачем писать стихи, если их никто не прочтет, зачем рисовать картины, если их никто не увидит?

Человек не может без общества, и поэтому ни один человек добровольно не прерывал контакты с обществом.

Кто руководит обществом?

Обществом всегда руководит господствующий класс. В общем-то это очевидно, никогда более или менее большим коллективом не руководят все, будь это большое предприятие или Государственная Дума.

В этом отношении можно полностью согласиться с элитологами, в частности с одним из родоначальников элитологии — итальянским социологом Г. Моской, который формулировал свое кредо следующим образом:

«Одно становится очевидным даже при самом поверхностном взгляде. Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда возникают два класса людей — класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым, причем таким способом, который обеспечивает функционирование политического организма»327 .

Как мы увидим далее, господствующий класс и элита — далеко не одно и тоже. Вначале определим, что есть «господствующий класс».

Господствующий класс — это слой общества, реально управляющий обществом, вне всяких моральных или иных качественных характеристик. Номинально основными социальными функциями господствующего класса являются: тактическое управление, стратегическое прогнозирование, формирование духовной сферы общества, а основными социальными задачами являются консолидация социума для, охраны общества от внешней агрессии и в целях материального и духовного совершенствования общества.

Итак, обществом руководит господствующий класс. Почему? Основных причины три:

Непрофессионализм большинства. Большинство членов общество не обладают досрочными для управления обществом знаниями. Никто же не требует, чтобы каждый умел ремонтировать автомобиль или разбирался в хитросплетениях высшей математики. Это доступно профессионалам. Но ведь и управление таким сложным механизмом, как общество, тоже требует определенных профессиональных навыков. Как невозможно доверить управление самолетом большинству пассажиров, точно так же невозможно доверить большинству общества управление этим обществом.

Технологическая сложность. В достаточно большом обществе невозможно организовать процесс управления, в котором будут участвовать все члены общества. Точно так же как невозможно организовать процесс управления самолетом, в котором будут участвовать все пассажиры. Конечно, 150–200 пассажиров могут нажимать на некие кнопки, командир экипажа может даже объявлять, что именно они ведут лайнер. Но в реальности пассажиры не могут осуществлять управление самолетом в смысле целенаправленного процесса. Даже если предоставить невозможное и пойти на громадные затраты по переоборудованию лайнера, на обучение пассажиров и предоставить им некое управление лайнером, то процесс управления настолько усложнится, что лайнер вряд ли вообще поднимется в воздух. В итоге — громадные материальные и временные затраты, а результат значительно ухудшается. Но еще раз повторим: это лишь иллюстрационный гипотетический пример. Сами пассажиры никогда не сядут в самолет, которым управляет 200 человек. Если, конечно, они не сумасшедшие или не камикадзе.

Незаинтересованность большинства. Но главная причина невозможности управления обществом всеми его членами — иная, нежели непрофессионализм большинства или технологическая сложность массового управления. Большинству людей вообще не интересен процесс управления обществом. Особенно когда этому процессу не сопутствуют значимые привилегии. Обыватели в большей степени ориентированы на интересы своей семьи, а не общества. Заботиться об обществе — для них не только непосильная, но и абсолютно не интересная задача. Здесь можно привести данные Французского института общественного мнения (ФИОМ), согласно которым с 1950 г. по настоящее время доля тех, кто считает себя «очень» интересующимися политикой, остается постоянной и составляет сегодня активное меньшинство — между 10 и 14 %328 . Эти цифры значительно уменьшатся, если из данных показателей вычесть тех, кто интересуется политикой по долгу службы, — это журналисты, политтехнологи, эксперты, т. е. те, кто зарабатывает этим себе на жизнь. Истинная цифра интересующихся обществом и его потребностями, вне зависимости от профессиональных обязанностей, а, так сказать, по зову сердца, всегда минимальна.

Господствующий класс. Элита. Элитарно-властный дисбаланс

В обществе существуют определенный слой людей, которые в наибольшей степени подходят для исполнения роли господствующего класса. Функции и задачи, исполняемые господствующим классом, являются самыми важными для нормальной жизнедеятельности общества, поэтому исполнять эти функции и задачи могут самые лучшие члены общества. Этот слой общества получил название «социальная элита», или кратко — «элита».

Элита — слой общества, главной задачей которой является забота о безопасности, материальном и духовном совершенствовании общества. Свою задачу элита достигает посредством тактического управления, стратегического планирования развития общества и формирования этической и эстетической основ культуры общества.

В реальной жизни не всегда люди, в наибольшей степени соответствующие исполнению данных функций, эти функции исполняют. Но если случается так, что в национальной сборной играют не самые лучшие от природы футболисты, то данное обстоятельство для общества не так плачевно, как если в господствующем классе находятся не представители элиты, а случайные люди.

В любом достаточно большом обществе существует элитарно-властный дисбаланс.

Элитарно-властный дисбаланс — показатель несоответствия положения элиты по отношению к господствующему классу (рис. 5). Часть элиты, которая входит в состав господствующего класса, можно назвать господствующей элитой. Часть элиты, которая не входит в господствующий класс, нередко стоит в оппозиции к господствующей элите, можно назвать контрэлитой. Часть господствующего класса, не являющегося элитой, но в то же время находящегося у власти, можно назвать псевдоэлитой.

Основное различие между элитой и псевдоэлитой заключается в следующем. Псевдоэлита управляет обществом, исходя из собственных интересов, а элита — исходя из интересов общества. Можно сказать, что псевдоэлита живет по принципу «общество для меня», а элита — по принципу «я для общества».

Механизм развития общества

В ходе количественного и качественного разрастания общества в нем появляется элита, которая со временем берет на себе профессиональное исполнение процессом управления обществом.

У людей наличествуют потребности. Это есть отправная точка в анализе механизма создания, функционирования и развития общества. Потребности бывают материальные и духовные. Потребности общества формируются благодаря взаимодействию двух факторов — внутреннего и внешнего. Внутренний фактор — доминирующие ценностные ориентации, формирующие мировоззрение общества. Внешний — конкретная историческая ситуация. Например, большинство людей ценят безопасность (это мировоззренческий аспект), во время войны возникает угроза этой безопасности (это ситуативный аспект). В результате общество требует от элиты организации отпора внешней агрессии. Элита пытается организовать народ для решения этой проблемы.

Если же элита не способна или не хочет разрешать проблемы, поставленные жизнью перед обществом, то общество не всегда деградирует, потому что появляется новая элита, адекватная данному этапу развития общества. В этом и заключается механизм развития общества. Сам по себе народ способен на революционные выступления, но они никогда не умеют успех, будь то восстание Спартака или бунт Степана Разина. Только тогда, когда потребности в изменении институтов общества осознает часть элиты, только тогда становится возможным свержение старой элиты и последующие социальные преобразования. Как правило, приход новой элиты сопряжен с нарушением стабильности в обществе, но это часто единственный способ спасти общество от деградации. Алгоритм развития общества представлен иллюстративно (см. рис. 6).

Если же элита не способна разрешить проблемы, стоящие перед обществом, и не появляется новая элита, то общество деградирует. Процесс деградации может быть довольно долгим, но точку в этом процессе, как правило, ставит внешняя сила — другой народ.

* * *

От краткого анализа механизма развития общества перейдем к конкретике механизма развития капиталистической социальной системы.

Объективная закономерность, а не заговор

На определенном этапе развития человечества возникли условия, благодаря которым стало возможным оформление общественной системы, в наибольшей степени ориентированной на удовлетворение материальных потребностей отдельного человека и всего общества. Оформился социальный заказ к элите. Старая элита не смогла его выполнить, поэтому ей на смену пришла элита новая. Как правило, эта смена происходила насильственно — путем революций. Новая капиталистическая элита после прихода к власти стала соответствующим образом управлять обществом, формировать стратегию его развития, формировать духовную сферу социума.

Если посмотреть на всю историю человечества, то можно увидеть, что она состоит из различных эпох: этап оформления, этап познания (Древняя Греция), этап нравственного роста (Средние века). И капитализм является вполне закономерной ступенью в развитии человечества. У человека существуют материальные потребности, и капиталистическая система сделала многое для их удовлетворения. Как отмечается даже в коммунистической БСЭ329 ,

«буржуазная революция является на определенном этапе исторически необходимой и прогрессивной, выражая потребности развития общества»330 .

Нельзя не сказать о положительной роли капитализма в человеческой истории. Благодаря капитализму значительно улучшились материальные основы жизни. У нас появились комфортабельные жилища, достаток в еде, новые действенные лекарства, средства связи и многое другое, без чего современного человека невозможно представить. За это можно объявить капиталистическим производственным отношениям благодарность.

Но сегодня все кардинально изменилось: капитализм из средства решения задач превратился во всепоглощающего монстра, подчиняющего все сферы бытия. Огонь приносит тепло и радость в дом, когда находится под контролем человека, но беда для людей и их жилищ, если пламя выходит из повиновения, сжигая и захватывая все. Но так же как огонь должен быть подчинен человеку, а не наоборот, экономика должна быть подчинена обществу — только так и человек, и общество могут развиваться нормально. Капитализм решил свою историческую миссию и теперь должен уйти в небытие, как ушли в небытие иные социальные системы.

Однако не стоит переоценивать влияние капитализма на процесс роста благосостояния общества Капитализм лишь ускорил этот процесс, ведь научный, технический, экономический прогресс идет вне зависимости от того, есть капитализм или его нет. Как мы помним, открыла космическую эру человечества не капиталистическая держава. Известный физик и историк науки Дж. Бернал очень точно сказал:

«...хотя капитализм имел существенное значение для раннего развития науки, впервые дав ей практическую ценность, наука превосходит капитализм по важности для человечества, и в действительности полное развитие науки на службе человечеству несовместимо с продолжением капитализма»331 .

Созревание

Для того чтобы произошел перелом в жизни общества, должны созреть силы, способные совершить этот перелом. Если речь идет не о дворцовом перевороте и о смене одной правящей верхушки на другую, а о смене общественно-политического строя, то должен сформироваться достаточно большой слой людей, во-первых, сплоченных общим мировоззрением, во-вторых, обладающих достаточной силой для совершения кардинального перелома.

Капитализм появился не вчера и не позавчера, основы капиталистического устройства были заложены еще в XIII–XIV веках. Главной движущей силой капиталистического перелома стала буржуазия. По мере того как буржуазия богатела, она стремилась подчинить себе все сферы жизни общества, и в первую очередь — политическую власть.

§2. Этап обесчеловечивания No 1 — «Капитал»

Цивилизация — это стадия развития общества,

на которой ничего нельзя сделать без финансирования.

Неизвестный автор

От традиционного общества к капиталистическому

Общество, существовавшее до прихода капитализма, называют по-разному: феодальное, традиционное — но не в названии дело. Докапиталистическое общество жило по закону, описанному в стихотворении А. С. Пушкина «Золото и булат»:

«Все мое», — сказало злато;

«Все мое», — сказал булат.

«Все куплю», — сказало злато;

«Все возьму», — сказал булат.

Это коротенькое стихотворение очень точно передает настроения, царившие в обществе до XIX века. Мужество, «булат» определяли развитие человечества. Экономика не имела решающего значения в жизни страны. Те, кто занимался ростовщичеством, торговлей и другим бизнесом, как бы они ни были богаты, не пользовались уважением и почетом. Бизнес был делом презренным, уделом незнатных людей, занятием, недостойным благородного человека.

«…на протяжении столетий коммерческая деятельность как таковая не пользовалась уважением. Хотя организации, требующие управления (прежде всего коммерческие), возникли очень давно, предпринимательская деятельность рассматривалась как унизительное занятие. Например, Аристотель считал куплю-продажу “противоестественным деланием денег”. А. Смит также довольно презрительно высказывался о “деловых” людях: “Это тип людей… которые заинтересованы в том, чтобы обманывать и даже угнетать народ”. Известна и негативная характеристика, данная Наполеоном англичанам как “нации лавочников”. Негативное отношение к коммерческой деятельности как к недостойному занятию не только имеет очень давние исторические корни, но оказалось и очень стойким, дойдя до нашего времени»332 .

В латыни слово «продавец» произошло от слова «жулик»; Меркурий, бог – покровитель торговли, считался также богом лукавства, «в Греции, и в Риме промышленность и торговля были презираемыми занятиями»333 . Такое же отношение к «бизнесменам» бытовало и в Европе.

«Деятельность на поприще бизнеса, вообще говоря, считалась занятием низших классов — даже если речь шла о тех, кому удавалось пробиться к вершине успеха в рамках ремесленных гильдий, — и не давала возможности вырваться из своего сословия»334 .

Конечно, богатство всегда сопутствовало власти, но именно власть была определяющей силой, а богатство — лишь спутником. Булат мог «взять» все.

Предпосылка No 1. «Грабеж колоний»

Существовали две основные предпосылки развития капитализма: грабеж колоний и антихристианское движение.

Огромную роль в процессе развития капитализма сыграли Великие географические открытия, имевшие очень важные экономические и социально-экономические последствия. Важнейшими из них для западноевропейцев были:

открытие Х. Колумбом Америки (1492 г.);

открытие Васко да Гамой морского пути в Индию (1497–1499 гг.);

первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана, доказавшее шарообразность Земли (1519–1522 гг.).

Известная к тому времени территория увеличилась за XVI век в шесть раз, на ней оставалось все меньше белых пятен. Торговые пути из Северного, Балтийского и Средиземного морей переместились в Атлантический, Индийский и Тихий океаны.

Первыми колониальные империи создали Португалия и Испания, поделив мир по меридиану, проходящему через Атлантический океан. Однако сама Португалия в 1580 году была завоевана испанским королем Филиппом II, и к середине XVI века на территории Центральной и Южной Америки сложилась огромная испанская колониальная империя.

Главным методом эксплуатации были неприкрытый грабеж, неэквивалентная торговля, приносившая до 800 % прибыли.

«В колониальном грабеже участвовали и другие европейские страны. Кроме Португалии и Испании заокеанские колонии имели Голландия, Англия, Франция, Германия, Швеция и др. Размеры нграбленного были огромны: так, Испания за 1521–1660 гг. вывезла из Америки 18 тыс. тонн серебра и 200 тонн золота»335 .

Это дало право известному французскому этнографу и социологу К. Леви-Строссу сказать: «Запад создал себя из материала колоний». По данным историка Ф. Броделя, Англия в середине XVIII века ежегодно инвестировала в свою экономику 6 млн ф. ст., и треть этих инвестиций, т. е. 2 млн ф. ст., ежегодно извлекались только из одной Индии. Ф. Бродель писал:

«Капитализм является порождением неравенства в мире; для развития ему необходимо содействие международной экономики… Он вовсе не смог бы развиваться без услужливой помощи чужого труда»336 .

Захват колоний сопровождался звериной жестокостью. Использовались самые изощренные методы: продажа одеял, зараженных оспой, отравленная еда, убийства вождей во время переговоров, полное истребление народов, включая стариков, детей, женщин. Так, при захвате Америки колонизаторы платили охотникам по 5 долл. за скальп взрослого индейца, и 3 долл. — за скальп женщины или ребенка337 .

Изначально при завоевании колоний территория захватывалась, а коренное население истреблялось. Индейцев в Америке, аборигенов в Австралии, негров в Южной Африке в большинстве своем уничтожали, остатки загоняли в резервации. Однако потом выяснилось, что это экономически неэффективно, гораздо прибыльнее заставить аборигенов работать на новых хозяев. Работорговля стала одним из самых прибыльных бизнесов.

Предпосылка No 2. «Антихристианское движение»

Второй важнейшей предпосылкой перелома был переворот в сознании. Первый и основной удар зарождающимся классом буржуазии был нанесен сначала по главенству церкви в обществе, а затем по основам христианской веры.

Очень закономерный процесс. Вследствие грабежа колоний буржуазия сколотила громадные состояния. Капиталы надо было легализовать. Христианство, со своими заповедями «Горе вам богатые»338 , мягко говоря, мешало. Христианство должно было быть лишено власти, и оно было лишёно власти.

В XVI в. оформляется идеологическое движение, принявшее форму религиозной борьбы против католического учения и церкви, получившее название Реформации. Движение Реформации возглавили М. Лютер, Т. Мюнцер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Центром и исходным пунктом реформационного движения явилась Германия, а точкой отчета — 31 октября 1517г., когда Лютер прибил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов против продажи индульгенций.

Во многом идейно реформацию подготовила эпоха Возрождения с ее критикой средневекового миросозерцания и утверждением принципов буржуазного индивидуализма.

Основная причина Реформации заключалась в стремлении новой элиты, находившейся пока вне власти, сформировать мировоззрение, отвечающее взглядам представителей данной элиты. Как отмечается в БСЭ, «самые общие, глубинные причины, вызвавшие реформацию, связаны с разложением феодального способа производства, зарождением новых, капиталистических отношений и новых классов»339 .

Идеологи Реформации сформулировали учение, которое имеет четыре отличительных особенности:

Материализация. Спасение человека достигается не внешним проявлением религиозности (не «добрыми делами»), а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Протестантство отрицает возможность добиться спасения путем аскетизма, таинств, добрых дел. Как же тогда можно добиться спасения? Никак, Бог одних избрал к спасению, других — нет. Казалось бы, такое положение дел предопределяет пассивность человека, однако это не так, секрет в том, что можно при жизни узнать, на ком лежит печать «богоизбранности». И в этом состоит основной посыл. Кальвинизм объявил признаком «богоизбранности» богатство, т. е. стяжание материальных ценностей. Кто богат, того Бог и избрал для спасения. Стремление к богатству стало главной целью протестантской трудовой этики. Произошло оправдание нового, эгоистического экономического уклада —капитализма, смявшего прежние христианские ограничения, запрет ростовщичества и т. п.

Этот процесс имеет дальнейшее развитие, и некоторые религиозные круги даже выдвигают требование «богослужения нации», связанное с поклонением принципам свободного предпринимательства. Американский капитализм, по мнению современных «религиозных правых», подтвержден «божественным авторитетом».

Упрощение. В рамках протестантизма упрощается все: практически упраздняются таинства, осуждаются монашество, безбрачие, становится проще культ, ликвидируется догматическое иерархическое различие священника и мирянина, отрицается молитва за умерших, почитание мощей и икон, преклонение перед святыми, т. е. все очень просто и рационально, но при этом выхолащивается сама суть христианства. Наиболее радикальным упрощением отличается кальвинизм, в рамках которого упразднен епископат, отброшены такие атрибуты культа, как алтарь, иконы, свечи, крест.

Сегодня, в соответствии с данными отчета Института Гэллапа и ряда других исследований, появился новый феномен в религиозном пространстве США — идет процесс конфессионального обезличивания Бога340 .

Эгоизм. Одной из основных идей Реформации стала идея о том, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в посредничестве церкви в ее католическом понимании. Отрицалась необходимость католической церкви со всей ее иерархией во главе с папой, духовенства как особого слоя, которое, по учению католической церкви, одно может передать человеку «божественную благодать». Иначе говоря, протестантство провозглашает индивидуальную связь каждой души с Богом, право каждого на личное (а не только церковное) понимание Его слова, т. е. Библии. По сути, протестантство встало на колею индивидуализма.

Ненормальность. Исключительную роль в протестантстве отводится догмату о грехопадении, в результате которого природа человека была полностью извращена, человек утратил способность к добру.

Не менее важно и то, что если одни люди изначально избраны для спасения, а другие нет, то в жизни можно грешить сколько угодно, ведь твое место на том свете уже предопределено. Таким образом, протестантство неосознанно возводит фундамент для оправдания любого порока и ненормальности.

По сути, реформация была прологом к духовному вырождению. В то время, конечно, этого предвидеть было нельзя, были заложены только семена, которые сегодня дали всходы. Однако реформация появилась не на пустом месте, она была не случайностью, не заговором кучки злодеев, а закономерным процессом. Многие феодалы подержали реформацию, т. к. это дало им право на изымание церковных земель в свою пользу. Простой народ поддержал реформацию, т. к. выступал против поборов с помощью церковной десятины и индульгенций. Многие церковные служители были недовольны разложением папской власти. Нарождающаяся буржуазия ратовала за удешевление и упрощение церковной организации, придание божественной санкции нормам буржуазной практики и морали.

Политический перелом

Итак, буржуазия окончательно оформилась. С одной стороны, у нее появились достаточные капиталы, полученные в основном от грабежа колоний, так называемое первоначальное накопление капитала. С другой стороны, общество с помощью Реформации было идеологически подготовлено к восприятию нового строя, новой иерархии ценностей и стереотипов поведения.

Когда буржуазия окрепла, последовали первые буржуазные революции. Основной задачей буржуазной революции стало уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии, создание буржуазного государства.

В зависимых и колониальных странах буржуазные революции были также направлены на завоевание национальной независимости. Примером может послужить Голландская буржуазная революция, одной из целей которой было освобождение от испанского владычества.

Основными буржуазными революциями в Западной Европе являлись следующие:

Голландская буржуазная революция 1566–1579 гг.;

Английская буржуазная революция 1640–1649 гг.;

Великая французская буржуазная революция 1789–1794 гг.

Большинство революций продолжалось месяцы, а то и годы, проходя в своем развитии ряд этапов, связанных с изменениями в соотношении, расстановке классовых сил, участвующих в ней.

Нередко за буржуазными революциями (например, Английской и Французской) следовала реставрация свергнутых династий. Но капиталистический строй, утвердившийся в ходе революций, восторжествовал. Восстановленные в своих правах монархи были вынуждены признать основные завоевания революции.

Движущими силами данных революций была буржуазия и угнетенные феодализмом крестьяне, ремесленники. Руководителем, гегемоном народных масс была буржуазия. Главным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Поскольку буржуазная революция была призвана обеспечить простор для развития капиталистического строя, она закончилась переходом власти из рук дворянства в руки буржуазии.

Экономический перелом

За политическим переломом последовал экономический — такова общая закономерность: сначала происходит политических перелом, а затем перелом в сфере жизни общества, являющейся объектом преобразований новой элиты.

Начиная с конца XVIII века общество стало глубоко и стремительно меняться, и причиной этому послужил произошедший в странах Европы промышленный переворот.

Промышленный переворот — система экономических и социально-политических изменений, в которых нашел выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии. Начало промышленного переворота — изобретение и применение рабочих машин, а завершение — производство машин машинами.

Начался промышленный переворот в конце XVIII века в Англии. Основой переворота в текстильной промышленности были челнок-самолет Дж. Кея, прядильная машина Дж. Харгривса, мюль-машина С. Кромптона, водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. После того как последние получили распространение, хлопчатобумажная пряжа стала изготовляться только фабричным путем.

Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его и здесь, надо было безотлагательно вводить машины. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства — добычу угля, производство железа и т. п.

Важнейшим изобретением эпохи промышленного производства стало изобретение парового двигателя, запатентованного в 1782 году Дж. Уаттом341 . К 1810 году в Великобритании насчитывалось около 5 тыс. паровых машин. Производительность труда до промышленного переворота росла не более чем на 4 %… за сто лет. Появление парового двигателя означало революцию в производстве, которая, в свою очередь, сопровождалась скачком в росте производительности труда.

«Великий гений Уатта обнаруживается в том, что в патенте, который он получил, его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности»342 .

Быстрый рост масштабов промышленного производства и дальнейшее расширение рыночных связей требовали совершенствования средств транспорта. В 1-й четверти XIX века начинает функционировать пароходное сообщение и паровой железнодорожный транспорт.

То, чего, казалось, было невозможно добиться с помощью производства еще несколько десятилетий назад, теперь становилось реальностью. За много столетий и даже тысячелетий такое транспортное средство, как телега, не подвергалось изменениям. За один XX век человечество прошло путь от телеги до межпланетных станций.

В 10–20-х годах XIX века крупная машинная индустрия в Великобритании одержала решающую победу над мануфактурой и ремесленным производством; страна стала крупной промышленной державой, «мастерской мира». Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной промышленности вступили США, Франция, Германия и другие страны.

Господство капитала

Пытаясь затушевать сущность реально существующего строя, многие западные социологи утверждают, что на Запале капитализма давно уже нет, что там возникло качественно иное общество — постиндустриальное, информационное и т. п. Это совершенно неверно. Западное общество и было, и остается капиталистическим. Но капитализм за время своего существования действительно претерпел существенные изменения.

Французский экономист М. Альбер в книге «Капитализм против капитализма» показывает, что капитализм в своем развитии прошел три четко различимые фазы, каждая их которых характеризуется определенным его взаимоотношением с государством.

Первая фаза, начавшаяся с 1791 года, может быть охарактеризована так: капитализм против государства. С 1891 года начинается развитие капитализма в рамках, очерченных государством. С 1980-го начинается и в 1991-м завершается переход к третьей фазе: капитализм вместо государства. Для нее характерно господство принципа: рынок — хорошо, государство — плохо.

Факт вытеснения духовно-культурных ценностей экономико-технократическими основами современной цивилизации был замечен многими культурологами и философами XIX и XX веков, начиная от Ницше, Шопенгауэра, Шпенглера и заканчивая Хайдеггером, Фроммом343 и многими другими. Ушли в прошлое времена рыцарства, когда за оскорбление вызывали на дуэль. Пришло время, когда нравственный ущерб стал измеряться в долларовом исчислении.

«Современному французскому буржуа ни героизм, ни идеалы уже не под силу… Теперь у него своя республика, республика спроса и предложения, республика накопления богатств, в которой не будет ни “приключений”, ни “горизонтов”»344 .

В современном западном обществе механизм власти крупной буржуазии достаточно сложен и хорошо закамуфлирован. Около 40 % промышленной элиты занимают ведущие посты в правительстве345 . Вообще политика и бизнес настолько срослись, что даже трудно понять, что из них бизнес, а что политика. Более века назад Ф. Энгельс писал, что «местечко на государственной службе не [должно] служить мостиком для перепрыгиванья на высокодоходные должности в банках и в акционерных обществах, как это бывает постоянно во всех свободнейших капиталистических странах»346 . С тех пор ничего не изменилось.

Но дело не только в прямом управлении обществом крупной буржуазией, или, как часто говорят, крупным бизнесом. Экономика, деньги, финансы захватили сознание людей. Американский экономист Р. Фэйер создал формулу для предсказания победы кандидата на президентских выборах в США. Ее основные элементы — рост доходов в течение шести месяцев до выборов и темп увеличения цен за два года, предшествующие выборам. Надо сказать, что с помощью этой формулы были успешно предсказаны результаты 13 из 16 президентских выборов347 .

Теперь все чаще после встречи руководителей двух стран сообщают в первую очередь о том, какие контракты были заключены и на какие суммы. Это волнует общество больше всего. Лет 200 тому назад такое, конечно, и представить было невозможно.

«…какое гигантское значение имеют сегодня экономические факторы в жизни народов и отдельных людей. Промышленность, коммерция, финансы — это, кажется, единственное, что сегодня принимается в расчет… Политика полностью контролируется финансами, и торговая конкуренция оказывает решающее влияние на отношения между народами»348 .

Когда убивают представителя политической элиты, все говорят, что это связано с профессиональной деятельностью убитого, и среди сфер профессиональной деятельности указывают только, чьи экономические интересы были этим деятелем ущемлены.

После того как в октябре 2002 года в Москве был убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков, все сразу стали перечислять возможные причины его убийства: он пересек контрабанду золота, навел свои порядки в сфере торговли икрой и т. д. Золото, торговля,… как будто убили крупного бизнесмена, а ведь убили политика. Никто даже не заикнулся о политической составляющей этого убийства, и не заикнулся только потому, что ее просто нет. Золото и торговля — вот атрибуты современной политики. В России к этим составляющим может прибавиться еще икра. Национальная особенность. А ведь в России и до этого убивали губернаторов — в царской России, но их убивали из-за политики, а не из-за золота, торговли и икры.

Капитал разрушает все иерархии, создававшиеся человечеством на протяжении тысячелетий. Разрушается половая иерархия, разрушается возрастная иерархия, разрушается иерархия ценностей, и все заменяется одной-единственной — иерархией денег. Капитал освободился от влияния традиций, этики и религии и стал сам определять контуры традиции, этики и религии.

«Радикальный гедонизм и безудержный эгоизм не могли бы возникнуть как руководящие принципы экономического поведения, если бы в XVIII веке не произошло коренного изменения. В средневековом обществе, как и во многих других высокоразвитых и примитивных обществах, экономическое поведение определялось этическими принципами. Так, для теологов-схоластов такие экономические категории, как цена и частная собственность, были частью нравственной теологии… В несколько этапов капитализм XVIII века претерпел радикальное изменение: экономическое поведение отделилось от этики и человеческих ценностей»349 .

Символично, что должности руководителей крупных компаний имеют то же название, что должность главы государства, — президент. Капитал стал править обществом. Это приходится признавать и некогда ярым защитникам процесса демократизации России, каким был профессор А. Панарин:

«В эпоху Просвещения (XVIII в.) институт абсолютной монархии препятствовал попыткам полного и безраздельного влияния рыночной среды на политику. Может быть, поэтому ХVII–ХVIII века стали эпохой наиболее впечатляющих фундаментальных открытий, послуживших толчком промышленного переворота. В эпоху массовых парламентских демократий ситуация существенно изменилась: влияние бизнеса на политику постепенно становится решающим. Те, кто и сегодня готов уповать на суверенитет массового избирателя и его волю как главный источник важнейших политических решений, являются либо запоздалыми политическими романтиками, либо догматиками текстов, подготовленных еще до прихода парламентаризма и выражающих антиабсолютистский, антимонархический протест. Нынешняя “демократизация”» России и постсоветского пространства еще раз подтвердила, что демократия в ее прежнем виде быстро и неминуемо ведет к прибиранию политики к рукам влиятельных финансовых групп, не только подкупающих исполнительную, законодательную и судебную власть, но и специально оплачивающих “четвертую власть” — СМИ, назначение которой — обработка массового избирателя»350 .

Богатство и власть всегда шли рука об руку. Но теперь богатство стало не просто спутником власти, а перешло из подчиненного состояния к господствующему. Отныне власть превратилась в спутник богатства. Деньги, капитал из пассивного спутника власти стали превращаться в ее активное и единственное средство. Капитал стал главным двигателем общественного прогресса. Наиболее экономически развитые страны становятся и наиболее влиятельными. Экономика определяет образ мыслей, выдвигает на властные высоты политиков, определяет пути развития государства. Сегодня все — власть, искусство, спорт, наука — вращается вокруг прибыли и денег.

Финансисты, с точки зрения еврейского (французского) мыслителя Ж. Аттали, в конечном счете возвысятся над миром как его надгосударственная и наднацинальная элита, превратившись в мировое правительство. Используя современные информационные технологии, они превратят нашу планету в единое финансово-экономическое пространство, в котором в товар превратится даже сам человек, а о его достоинствах будут судить только по одному критерию — количеству денег в его кошельке. Впрочем, сами деньги приобретут форму магнитных карточек. Где деньги, там и власть. Ж. Аттали напоминает: «Власть измеряется количеством контролируемых денег. “Козлом отпущения” при том является тот, кто оказывается лишенным денег и кто угрожает порядку, оспаривая его способ распределения».

Символично, что ежегодный экономический форум, проводимый в швейцарском городе Давосе, называют «неформальным саммитом хозяев мира»351 .

* * *

Итак, основа изменений, которые произошли с обществом начиная с XVIII и с нарастающей силой с XIX века, — это превращение капитала в стержень, вокруг которого вращаются все сферы жизни общества. Неслучайно слово «капитал» легло в основу названия новой социальной системы.

§3. Этап обесчеловечивания No 2 — «Элита»

Один поэт сказал: «Первый король был счастливый воин!»

Насчет основателей нынешних наших финансовых династий

мы можем, пожалуй, прозаически сказать,

что первый банкир был счастливый мошенник.

Неизвестный автор

Формирование буржуазии

Одним из первых названий слоя общества, состоящего из людей, занимающихся бизнесом и обладающего собственностью на средства производства, было «буржуазия».

В период Средних веков в странах Западной Европы слово «буржуа» первоначально обозначало жителей городов вообще.

Развитие ремесел, товарного производства привело к классовому расслоению городского населения, из которого стали выделяться элементы буржуазии уже в современном значении этого слова. Считается, что временем рождения буржуазии является XV век.

Возросшее влияние экономики на жизнь общества выбросило наверх наиболее способных в коммерческом плане людей — новую буржуазную элиту. Новые властители расширяли сферы своего влияния, это вело к рекрутированию из различный слоев общества новых представителей элиты, затем усиленная элита еще больше расширяла влияние на общество, короче говоря — процесс развивался по нарастающей.

Причем очень важно понять, что процесс появления элиты закономерен. Время всегда выдвигает адекватную ему элиту, поэтому наивно думать, что одну элиту можно убрать и поставить на то же место другую. Действие такой меры будет временным, и все равно власть потихоньку вернется к прежней элите, ведь это ее среда, она наиболее предрасположена к существующим условиям и чувствует себя в них как рыба в воде.

Понятие «буржуазия» скомпрометировало себя, и дело здесь не в коммунистической идеологии. Если мы откроем самую крупную дореволюционную русскую универсальную энциклопедию, выпущенную акционерным издательским обществом в 1890–1907 гг., Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, то прочтем:

«Буржуазный, в переносном смысле, мещанский, самодовольно-эгоистичеекий, мелочноприличный».

Поэтому понятие буржуазии в странах, где она пришла к власти, было заменено на более благозвучное «бизнес», «крупный капитал» и др. Особого значения процесс замены понятий не имеет, т. к., в конце концов, не в понятиях дело, а в их сути.

Вертикальная социальная мобильность и исторический кумир

Для того чтобы разобрать вопрос о характеристиках докапиталистической элиты в сравнении с капиталистической, нам необходимо познакомиться с понятиям «вертикальная социальная мобильность».

Вертикальная социальная мобильность — социальная мобильность, связанная с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включая изменение социального статуса.

Исторический кумир — образ идеального героя данной исторической эпохи. Исторический кумир представлен в сознании общества не как конкретная личность, а как квазиличность — личность, не связанная с конкретным, реально существующим индивидом, но, тем не менее, представленная в сознании других людей наподобие реальной личности, благодаря процессу персонализации. Эта квазиличность включена в социум и оказывает влияние на другие личности не меньшее, а иногда и большее, чем реально существующие люди: им подражают, с ними связывают свои идеалы, о них создают произведения искусства, на их примере могут воспитываться целые поколения.

Исторический кумир — это не только идеальные цели, на которые ориентируется большинство членов народа, но и представления о деятельности и способах достижения этих целей.

Вертикальная социальная мобильность докапиталистической эпохи

Итак, какова была вертикальная соц

2

Сейчас читают про: