Матеріали для вивчення дисципліни
“ Соціальне партнерство ”
для підготовки фахівців
зі спеціальності “Соціальна робота”
на основі освітньо-кваліфікаційного рівня «Молодший спеціаліст»
Курс
Укладач:
доц. каф. соц. роботи
Ларіонова Н.Б.
Мета та завдання навчальної дисципліни
Навчальна мета курсу:
· Засвоєння сучасних теоретичних засад соціального партнерства
· Засвоєння сутнісних характеристик світових моделей соціального партнерства
· Вивчення історичного аспекту в становленні соціального партнерства за рубежем і в Україні
· Вивчення організаційно-правового забезпечення соціального партнерства в Україні
· Знання основних тенденцій розвитку соціального партнерства в сучасних умовах
Розвиваюча мета курсу:
· Формування навичок аналізу системи соціального партнерства у широкому соціальному контексті
· Уміння застосовувати отримані знання для оцінки практики функціонування суб’єктів соціального партнерства на різних рівнях
· Розвиток оціночного мислення щодо можливості використання світового досвіду соціального партнерства у вітчизняній практиці
|
|
· Придбання навичок науково-дослідної й практичної роботи з аналізу стану й динаміки соціально-трудових відносин, у тому числі відносин соціального партнерства
· Оволодіння технологіями й процедурами взаємодії соціальних партнерів для досягнення соціального миру й згоди в суспільстві
Виховна мета курсу:
· Усвідомлення феноменальної сутності соціального партнерства, місця соціальної роботи в гармонізації соціально-трудових відносин
Міністерство освіти і науки України
Державний заклад «Луганський національний університет
імені Тараса Шевченка»
“Затверджую”
Завідувач кафедри соціальної роботи
________________(_________________)
“___” ____________200___р.
Лекції
З дисципліни
“Соціальне партнерство”
для підготовки фахівців
із спеціальності “Соціальна робота” 6.130102
освітньо-кваліфікаційного рівня «Бакалавр»
Укладач:
доц. каф. соц. роботи
Ларіонова Н.Б.
Затверджено
на засіданні кафедри
соціальної роботи
Протокол №____
від _________________ р.
Луганськ – 2014
Тема 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В МЕХАНИЗМЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Закономерностью современного этапа развития общества является углубление дифференциации между различными социальными группами, что в свою очередь обусловливает конфликтогенность их сосуществования. В процессе трансформации общества обостряются социальные противоречия во всех сферах общественной жизни - политической, социальной, экономической, духовной. Глубокие социальные изменения вызвали необходимость изучения закономерностей развития трансформирующейся общественной системы. Для разрешения социальных противоречий и уменьшения уровня конфликтности в обществе необходимы соответствующие механизмы, адекватные уровню развития последнего. Одним из таких механизмов является социальный диалог, который используется как инструмент социальной политики, позволяющий достаточно эффективно (примером тому является развитие системы социального партнерства) решить эти противоречия.
|
|
Существуют два основных подхода к разрешению социальных противоречий:
1. Конфронтация, в основе которой лежит утверждение
о том, что различия интересов социальных групп настолько
абсолютны, что возможно лишь навязывание одной группой
своей позиции другой. Полное разрешение противоречия
происходит путем социальной (или физической) «ликвидации» оппонента;
2. Сотрудничество между группами, когда признается,
что противоречия между ними не бывают абсолютными, всегда существует возможность потенциального согласия.
Именно в рамках второго подхода и возможно рассмотрение
социального диалога как легитимной формы разрешения социальных противоречий.
Сфера применения диалога как способа нахождения взаимопонимания между различными субъектами общественных отношений очень широка. Диалог - сложное социальное явление, которое изучается различными науками, имеет междисциплинарный характер. Проблемы диалога (его значение, природа, функции) представляют научный интерес для лингвистов, логиков, философов, психологов, социологов и т.д.
Литературный энциклопедический словарь определяет диалог (от греческого - dialogos) как словесный обмен между двумя и более собеседниками. Его использование в литературе привело к формированию жанра, получившего одноименное название. Жанр диалога получал особенное развитие в периоды обострения идеологической борьбы между различными общественными группировками. К диалогической литературе относят немало произведений от Платона ("Федр", "Пир" и др.) до В.Соловьева "Три разговора" и В.Луначарского ("Диалог об искусстве"). Предметом диалога в литературе выступают самые разные вопросы - философские, политические, идеологические. Как средство художественной выразительности диалог дает возможность представить противоположные мнения собеседников, дополнить одно другим и привести к однозначному пониманию проблемы.
В Философской энциклопедии диалог трактуется как разговор между двумя или несколькими лицами, а также как литературное произведение, написанное в форме разговора двух или нескольких лиц. Философское понимание проблем диалога лежит как в области онтологии, так и гносеологии. * Развитие диалога непосредственно связано с внутренним миром и свободой личности. В диалоге раскрывается проблема бытия каждого человека, его сознания, в котором возникают и сопрягаются духовно-культурные смыслы. В рамках философии возникло и развивается до настоящего времени такое направление - диалогизм, которое стремится осмыслить человеческие отношения как диалогические. Представителями данного направления являются такие философы как М.Бубер, М.Бахтин, Э.Левинас, О.Розеншток-Хюсси. Философским анализом природы диалогического взаимодействия занимались М.Хайдеггер (проблемы "разговора"), К.Ясперс (экзистенциальная коммуникация), Ю.Хабермас (теория коммуникативного взаимодействия).
В культурологическом аспекте диалог представляется как коммуникационный процесс, в котором происходит взаимодействие качественно различных интеллектуально ценностных позиций, а также выявление ценностных и смысловых позиций друг друга. В ходе диалога возможны смены парадигм, формирование нового типа мышления. Под понятием "диалога культур" подразумевают такую форму и способ коммуникации двух культур, когда каждая сторона признает другую как равную, проявляет к ней интерес, уважает ее уникальность, отличие и одновременно (путем познания другой культуры) углубляет самоидентичность.
|
|
Социологическое «видение» диалога заключается в признании его общественного характера, социальной природы. Социальная природа диалога раскрывается во взаимодействии социальных групп, классов, государства, общества - различных социальных образований, обладающих собственными интересами, ценностями, установками, отличными друг от друга. Явления, связанные с развитием общества и его элементов, рассматриваются социологической наукой с точки зрения комплексности, целостности, системности общества, протекания социального явления в условиях взаимосвязи всех элементов и подструктур социума.
Социологический взгляд на понятие "социальный диалог" заключается в таких аспектах, которые отличают его от философского, политологического, психологического. Во-первых, мы рассматриваем социальную сущность деятельности субъектов диалоговых отношений, т.е. их социальные характеристики - потребности, интересы, ценности, установки, нормы. Во-вторых, изучение социального диалога связано с определением механизмов его функционирования в обществе. В-третьих, в качестве предмета диалоговых отношений выступают особенности деятельности социальных субъектов, связанных с социальной практикой последних. В-четвертых, основной целью социального диалога (как способа разрешения противоречий) является достижение таких результатов, которые качественно изменили бы социальные отношения между субъектами диалога, а также их воздействие на развитие общества. В-пятых, анализ социального диалога осуществляется на основании трех принципов: 1) системности (включение диалога в систему всей совокупности социальных отношений и связей), 2) комплексности (зависимость диалоговых отношений от различных факторов объективного и субъективного характера), 3) целостности (неотделимость отдельного явления или феномена от сложного социального целого). Таким образом, социальный диалог - это сложное системное образование, опосредованное совокупностью объективных и субъективных условий и факторов.
|
|
В то же время существует такое понимание социального диалога, которое признает только его межличностную природу, а именно: социальные взаимоотношения являются межличностными по сути, в результате чего социальный диалог возможен лишь через личное общение индивидов между собою. Изучение особенностей диалога как межличностного взаимодействия составляет предмет социально-психологического анализа. В рамках этого подхода можно весьма условно говорить о диалоге между коллективами людей, так как в конечном итоге диалог сводится к общению личностей.
Действительно, диалог как форма человеческого общения осуществляется через отношения между людьми. Под общением мы понимаем такое взаимодействие индивидов или социальных групп, которое состоит в непосредственном обмене результатами деятельности, осуществляемое с учетом навыков, умений, опыта, полученной информации, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. То есть межличностный диалог осуществляется через общение личностей, а социальный диалог - через общение социальных групп.
Любая социальная общность имеет определенные ценности, установки, нормы, которые не сводятся к ценностям, установкам и нормам отдельного члена социума. Групповые интересы, ценности, нормы выступают как новые социальные образования, трансформирующие индивидуальные ценности, интересы, нормы в определенный регулятор коллективного поведения. Поэтому диалог одного индивида с другим не правомерно сводить только к виду межличностного взаимодействия между отдельными представителями различных социально-статусных групп. Личность в диалогическом взаимодействии выражает не только свои интересы, но и интересы социума, социального образования, статусной группы, с которой она себя идентифицирует. В процессе диалога в противоположных позициях сторон появляется нечто общее, что может послужить основой для взаимопонимания, консенсуса, возможно, даже солидарности.
Социальный диалог представляет собой не только общение или коммуникацию, но и процесс взаимодействия социальных субъектов, в основе которого лежат определенные принципы или правила, которые способствуют полному или частичному разрешению общественных проблем (достижению определенной общественной цели). Общение по отношению к диалогу является его условием, так как в общении формируются предпосылки развития диалога, а коммуникация выполняет функцию установления взаимосвязи между субъектами диалоговых отношений. Коммуникация происходит в форме общения как обмен сообщениями от одного субъекта другому, в которых отражаются их знания, ценностные ориентации, эмоциональные установки. Она (коммуникация) обеспечивает возможность организации совместной деятельности, связи между социальными субъектами, передачу социального опыта.
Таким образом, мы рассматриваем диалог как социальное взаимодействие, в основе которого лежат определенные правила, механизмы, целевые установки, сопутствующие достижению социально значимых целей. Как отмечает Г.Буш, процесс диалога возможен на основании таких правил:
1. Диалогический синергизм. Он заключается в том, что в процессе диалога происходит выявление общих целей, включение их в единую систему, а также кооперативное сотрудничество по достижению общих целей всеми субъектами диалога.
2. Негативное сотрудничество. Это означает, что между субъектами идет соревнование по определенным заданным правилам.
3. Синкриз - диалектическое исследование предмета.
Альтернативные, в том числе и противоположные, позиции
субъектов рассматриваются таким образом, что учитывается
и субъективная, и объективная сторона предмета диалога;
4. Компромисс - поиск и принятие решений
осуществляется через примирение и синтез альтернатив,
компенсацию отрицательных характеристик альтернатив, т. е.
выбор среднего пути на основе взаимных уступок.
5. Диалогическая партиципация - взаимное непосредственное участие субъектов в поиске внутреннего сходства, причисление другого субъекта к своей социальной общности.
6. Единство сообщения и понимания - однозначное понимание проблемы, наличие ее общего смысла является не обходимым условием диалога.
Межгрупповые, как и межличностные, диалогические отношения являются одновременно субъект-субъектными и субъект-объектными (познавательно-оценочными). Диалогические отношения возникают тогда, когда один из субъектов предполагаемого взаимодействия рассматривает других субъектов в качестве желательных партнеров. Диалогическое взаимодействие осуществляется в том случае, когда есть предмет диалога, некоторая общность целей, мотивов, интересов, правил общения между субъектами, что предполагает их устойчивые связи между собой.
Диалогические отношения различаются по степени общности позиций. Относительно социальных субъектов они могут быть следующими:
• отношениями кооперации - общение и деятельность
субъектов направлены на достижение одной общей
цели;
• отношениями неантагонистическими - субъекты соревнуются за достижение общей цели одинаковыми
средствами и соблюдают установленные правила;
• отношениями антагонистическими - между субъектами имеются принципиально непримиримые противоречия, которые они стремятся преодолеть различными средствами, но при общих правилах взаимодействия.
Диалогическим отношениям присуща рефлексивность,
когда субъект обращается к самому себе в качестве партнера
взаимодействия, переоценивает свои взгляды, пересматривает свои позиции. Антидиалогические отношения возникают при том условии, когда один из субъектов диалога видит в другом субъекте только объект, средство достижения своих целей, не признает наличие общих характеристик. Тем самым возможность диалога сводится к нулю. Антидиалогические принципы отношений сводятся к абсолютной негативации (отрицанию), безусловному императивизму, конформизму и анархии.
Еще один вид отношений между субъектами называют индифферентным. Он характеризуется заинтересованностью, как в диалоге, так и принятии жестких конкурирующих позиций, использованием различных форм борьбы в зависимости от обстоятельств, опосредующих проблемную ситуацию. В этом случае, как правило, существуют предпосылки для установления диалога и его дальнейшего развития.
Следует отличать диалог от псевдодиалога. Псевдодиалог протекает в условиях искажения диалогических отношений между его участниками. Его характерными особенностями являются отсутствие реальной проблемы диалога, превращение диалогического взаимодействия в самоцель. Основными видами псевдодиалога называют болтовню, логомахию, салонный, демагогический и артаксерксов диалог. Содержание псевдодиалога хотя и может быть тривиально, однако не всегда. Последний возникает в случае ситуационной обусловленности, а не реальной необходимости, характеризуется формальностью отношений, за чем стоит бессодержательность самого диалога, преобладание обмена второстепенной информацией. Как правило, отсутствует заинтересованность сторон друг в друге.
Что касается социального диалога, то псевдодиалогический характер он может приобретать в случаях, когда:
1. разговор беспредметен. Стороны, которые собрались для обсуждения, имеют повод для разговора, но не сам
предмет - предмет не содержит реальную проблему;
2. обсуждение осуществляется в форме беспредметного спора или спора на незначительную тему, результат которого его участникам безразличен или не имеет существенного значения для развития дальнейших отношений между
ними;
3. стороны сознательно и преднамеренно убеждают
друг друга в совпадении их целей, однако на самом деле это
не соответствует истине;
4. диалог равных по социальному статусу сторон
сопровождается жестко ограниченными формальными правилами этикета, который служит для сокрытия настоящих
мыслей и позиций его участников.
Можно выделить еще два условия возникновения псевдодиалога:
1. когда диалог проводится в условиях неравного статуса участников, иногда с позиций силового принуждения;
2. когда один или несколько его участников сознательно искажают или подменяют содержание диалога.
Предмет диалога, который субъекты собираются рассмотреть, становится средством маскировки узких групповых (личностных) интересов и целей. Заинтересованная сторона намеренно уводит процесс обсуждения в русло нужной ей » проблематики. Тем самым реальная проблема отходит на второй план, а ее незначительные аспекты составляют предмет диалога, по поводу которых принимаются совместные решения.
Противоположным понятию социального диалога является монолог. Монолог как форма социального взаимодействия между субъектами подразумевает, что общение осуществляется в неравных условиях, когда одна из сторон доминирует и навязывает свою позицию другой стороне. Это происходит в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера. При этом сторона, навязывающая свою волю другой стороне, обладает реальной властью и ресурсами это осуществить.
Социальный диалог рассматривается нами, прежде всего, в его отношении к общественной практике - с позиции деятельностного подхода. Он выступает как одно из средств (инструментов управления) при решении социальных проблем. Это не означает, что социальный диалог - наиболее эффективный способ разрешения социальных противоречий, осуществимый в рамках любого социального проекта. Однако его (диалог) можно отнести к определенной разновидности социальной практики, в процессе которой достигается социально значимый результат.
Обращение к понятию диалога (и его противоположной формы) связано с его использованием в качестве инструмента социальной политики. Реальная практика социального диалога находит свое воплощение в рамках реализации социальных программ, проектов. Часто противоречие реальной и идеальной модели социального диалога сводится к тому, что форма диалоговых отношений сохраняется, а содержание исчезает. Если субъект не видит (или не хочет видеть в силу объективных и субъективных причин) возможности конструктивного решения проблемы, то он сознательно может перевести социальный диалог в его антипод - монолог, осуществляемый одним из участников диалоговых отношений для того, чтобы навязать свою волю и удовлетворить свои
интересы.
Сущность социального диалога раскрывается в нескольких аспектах. С одной стороны, социальный диалог выступает как средство, механизм согласования социальных интересов, учитывающий их противоречивость. Здесь речь идет о диалоге как о способе реализации социальной политики, позволяющем обеспечить участие всех социальных субъектов в формировании последней. Социальный диалог осуществляется через взаимодействие субъектов общественной жизни и выступает средством согласования совместных усилий в организационно-управленческой и предметно-практической деятельности. Инструментальный характер социального диалога позволяет использовать его в любой сфере жизнедеятельности общества - политической, экономической, культурной и др.
С другой стороны, социальный диалог - это особый тип социального общения между социальными группами, субъектами политической жизни, гражданскими объединениями, основанный на принципах доверия, равноправия, ответственности друг перед другом, разрешения социальных противоречий цивилизованным путем. Социальный диалог как процесс представляет собой последовательную смену трех состояний: 1) интерактивного, в ходе которого субъекты обмениваются действиями, направленными друг на друга, 2) коммуникативного - передача социально значимой информации от одного субъекта другому, 3) перцептивного -происходит восприятие и понимание субъектами друг друга.
Попытки разрешить основные и частные проблемы диалога предпринимали различные ученые (А. Тест, А. Вильден, Ф. Жак, Ж. Лакруа), используя теории коммуникации, социальной психологии, теории систем и т.д. Однако непрерывное развитие общественных отношений и их многофакторная опосредованность требуют пересмотра существующих теорий, исследования их адекватности современным управленческим задачам. Социологическая парадигма также не обошла вниманием проблемы диалога и его роли в развитии общественных отношений. В зависимости от целей, характера и направленности исследования возможно использование различных подходов к анализу проблемы. Представляется целесообразным рассмотреть социальный * диалог в рамках таких социологических парадигм, как теории конфликта, функционализм, социального конструктивизма, а также диалогики как общей теории диалога.
Предметная область социологической теории функционализма охватывает вопросы, связанные с изучением вклада различных элементов общества в интеграцию социальной системы. Функциональный анализ признает такую внутреннюю связность частей социальной системы, при которой институциализированные образцы поведения и действия поддерживают общественную целостность. Большое внимание представители этого направления (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс) уделяют проблемам социального порядка, социальной солидарности. Как правило, они исходят из того, что для социальной жизни более характерны кооперация и взаимная выгода, а не враждебность и взаимоуничтожение. Фундаментальным интегративным принципом в обществе признается ценностное единство.
В обществе существуют механизмы контроля и регуляции социальных связей, социальных отношений. Это выражается в создании специальных институтов, обеспечивающих координацию различных социальных образований, таких как мораль, право, государство, а также систем ценностной легитимации - религиозных верований и идеологических доктрин. Легитимация позволяет исключать из системы те отклонения, которые не соответствуют сложившейся системе ценностей. Механизм легитимации обеспечивает относительную устойчивость общества, так как одновременно сохраняет его внутреннее многообразие.
Если следовать анализу Т. Парсонса, то из его логики вытекает, что одна из функций общественной системы (интеграция) устанавливает координацию частей социальной системы через институт права. Право регулирует отношения социальных институтов и индивидов в условиях стабильного развития социальной системы. В случае же возникновения конфликтов право разрешает их. Дезинтеграцию социальной системы можно остановить через поддержку и усвоение основных ценностей общества большинством его членов. Из единства ценностей вытекает единство целей, которое становится побудительным мотивом для сотрудничества социальных субъектов. Следовательно, любое противоречие (несмотря на разность социальных статусов субъектов), в конечном итоге, будет способствовать укреплению стабильности и равновесия социальной системы, так как общая цель интеграции объединяет вокруг себя все элементы системы.
В современных обществах, по мнению Т.Парсонса, идут процессы внутренней дифференциации и плюрализации. Интегрирующая функция современных обществ заключается в выражении социальными субъектами стремления к добровольному объединению по принципу ассоциаций, к самоорганизации. Добровольные ассоциации, представляя корпоративные объединения граждан (имеющих согласие по поводу норм, ценностей их функционирования), структурируют общество. Параллельно с развитием принципов ассоциации в государственных органах управления умножалось число ассоциаций в других секторах общества. Политические партии связаны с процессом управления, но также и с разного рода ассоциативными группами интересов, большинство из которых представляют различные осуществляющие определенную деятельность коллективы. Имеются также ассоциации, организованные вокруг бесчисленных общественных проблем, а также различного вида интересов, например, развлекательных, художественных и т.п.
Современное общество обязано главными особенностями принципам "ассоцианизма и плюрализма, а не четкости и жесткости классовых различий или высокому уровню бюрократизации". Особую роль в поддержании внутренних и внешних отношений между ассоциациями играют процедурные институты - дискуссии, выборы, переговоры и др. формы, которые характеризуют взаимодействие социальных субъектов как социальный диалог. Таким образом, взаимодействие элементов социальной структуры - гражданских объединений, политических партий, государственных органов, социальных групп - содействует ее интеграции благодаря ценностному единству.
Социальная солидарность внутренне присуща обществу благодаря инструментальному характеру общих ценностей, являющихся фундаментом порядка в обществе. Нормы, формирующиеся на основе ценностей, определяют права и обязанности которых, по априорному допущению функционалистов, придерживается любой социальный субъект. Тем самым возникает возможность предсказать действия этих субъектов и «удержать» возникающие конфликты в приемлемых, не угрожающих стабильности общества рамках через институт права и процедурные институты.
В целом, функционалисты придерживаются бесконфликтной модели общества. Поэтому этот подход односторонен в том, что он описывает только те элементы и процессы в обществе, которые придают ему равновесие и устойчивость. В методологическом отношении функциональные схемы трудно применить к обществам переходного типа или маргинальным обществам, развивающимся в условиях нестабильности и аномии.
Углубление социальных противоречий в таких обществах свидетельствует о недостаточности функционального подхода к его анализу. Обращение к конфликтологическому подходу в качестве методологического базиса позволяет значительно расширить рамки исследовательского поля, так как становится возможным обращение к анализу причин, вызывающих нарушение равновесия общества, разработке методов и форм управления конфликтами, их конкретными проявлениями в различных ситуациях, оценке их влияния на развитие общества, применение диалога как способа разрешения конфликтов. В теории конфликта предметом исследования является взаимодействие социальных явлений и процессов, определение закономерностей их развития и функционирования с точки зрения классовых и групповых интересов, властных отношений как проявления неравности статуса и социального положения общественных групп.
Теория социального конфликта получила особую популярность в связи с быстрыми темпами социальных изменений, которые произошли в XX в. Функционализм начала и середины XX в. уступил место развитию теории конфликта, что предполагало методологические преимущества. Основное теоретическое оформление это направление получает в исследованиях зарубежных социологов, таких как Л.Козер ("Функции социального конфликта"), Р.Дарендорф ("Класс и классовый конфликт"), Дж.Рекс ("Ключевые проблемы социологической теории"), Р.Коллинз ("Социология конфликта"), Дж.Бартон ("Конфликт: теория человеческих потребностей") и др.
В условиях советской системы применение теории конфликта на практике было затруднено "давлением" марксистского понимания хода и направленности социальных процессов. В общественных науках был принят постулат о том, что в ходе социалистического развития общества социальные противоречия (источник конфликтов) постепенно исчезнут, а новая стратификация (ее бесклассовая форма) естественным образом устранит возможность возникновения конфликтных ситуаций. При социализме классы исчезнут, а социальный статус индивидов и групп не будет служить источником конфликтов, так как экономического неравенства не будет (общественная собственность на средства производства), политическая власть перейдет в руки самого народа (диктатура пролетариата).
Однако оказалось, что противоречия в обществе (приводящие к конфликтам) не только не исчезают, но и являются одним из источников социального развития. Двухклассовое деление общества по экономическому критерию отношения к собственности засвидетельствовало свою несостоятельность при анализе современных обществ. Социальные противоречия между различными по статусу социальными группами могут принимать разрушительный для общества характер. Трансформация социальных институтов под влиянием объективных условий вызывает глубокие конфликты, которые можно выявить как на микроуровне (в организациях, трудовых коллективах, социальных группах и т.д.), так и на макроуровне (между ветвями власти, социальными институтами и т.д.). Столкновение групповых (классовых) интересов, разделение власти, противостояние политических сил, финансово-промышленных групп и, в целом, резкая дифференциация по различным основаниям между различными субъектами общественной жизни вызывает рост уровня конфликтогенного потенциала в обществе.
Поэтому такой подход позволяет рассматривать социальный диалог как один из механизмов рационального регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, социального контроля и управления субъектами диалоговых отношений с учетом специфики их ценностей и интересов, а также разрабатывать технологии разрешения конфликта между его субъектами.
На стыке двух подходов (конфликтного и функционального) возникает теория Л.Козера, который использует разработки структурного функционализма и конфликтологической теории для анализа социального конфликта. Конфликтный функционализм, представленный в исследованиях Л.Козера, позволяет провести анализ консенсуса и конфликта в обществе, в котором постоянно происходит разного рода взаимодействие большого числа независимых и перекрестных социальных групп, общностей и т. д. Для Л.Козера порядок и конфликт являются равнозначными социальными процессами. Конфликт как социальный процесс способствует поддержанию социальной структуры, границ между группами. Процесс становления групповых интересов даже в плюралистическом обществе сопровождается обострением противоречий между ними и, как следствие, возникновением конфликтных ситуаций.
Классы не являются четко определенными социальными образованиями. Самообразование таких социальных феноменов как классы - процесс перманентный. Развитие ассоциированного сотрудничества или конфликтов между социальными группами (классами) происходит одновременно. Строгое разделение людей по группам с общими интересами, которые делали бы эти группы антагонистическими, невозможно. Общество интегрировано значительным количеством конфликтов, однако их участники могут быть одновременно как союзниками, так и соперниками, что обусловлено разносторонностью интересов и их различным социальным статусом. Например, квалифицированный африканский рабочий, получающий высокое жалование, принадлежит к социально-профессиональной группе рабочих, по величине дохода - к среднему классу, по этническому признаку выражает интересы своей национальности или расы и т.д.
Организованные для достижения своих целей социальные группы стремятся достичь господствующего положения в обществе. Но борьба за власть является лишь одной стороной в механизме функционирования общества. Другой стороной выступает непосредственно функционализм конфликта, согласование интересов, позиций, целей различных социальных групп для достижения общей цели в процессе их диалога. Таким образом, социальный диалог выступает как вид социального взаимодействия, который способен поддерживать интеграцию общества.
Социальная дифференциация современных обществ сделала необходимым (и возможным) включить цели различных социальных групп в процесс социального управления, гармонизировать общественные противоречия путем диалога между носителями этих противоречий. Социальный диалог может выступать как инструмент социальной политики, позволяющий сохранять баланс интересов между группами, обладающими относительно большим или меньшим количеством ресурсов, полномочий власти, занимающими разные статусные позиции, а также регулировать их отношения легитимным путем.
Современные общества состоят из совокупности социальных групп, взаимодействующих между собой в рамках единого общественного организма. Однако между последними уже не существует такого жесткого антагонизма, который бы угрожал целостности социума. Несмотря на то, что статусное неравенство социальных групп объективно сохраняется, возникающие макро- и микроконфликты поддаются урегулированию демократическим путем через процедурные правила, институт посредничества, законодательные меры и т.д.
В открытых и стабильных обществах, где существуют многообразные легитимные формы социальных отношений – от сотрудничества и конструктивного диалога до конфронтации и борьбы, они (формы) признаются гражданским обществом в качестве естественных универсальных проявлений социального взаимодействия. В условиях маргинального общества ни одна из этих форм не получает четкого институционального закрепления, так как правила взаимодействия меняются в зависимости от ситуации и зависят от социальных позиций субъектов.
При всем различии обозначенных выше данных социологических подходов они дополняют друг друга, либо конфликт и сотрудничество, борьба и консенсус в обществе неразрывно связаны.
Процесс трансформации общественных систем является предметом анализа не только рассмотренных выше социологических теорий, но и современных направлений в социологии. Особое внимание социологи уделяют культурологическим факторам, которые играют все большую роль в современном обществе. Изучается роль культуры в воспроизводстве социальной структуры, классовых идентификаций. К числу современных социологических теорий, анализирующих культурные факторы развития, относят социальный конструктивизм, представленный в трудах П. Бурдье, П.Бергера, Н.Лукмана и др. Целесообразно ли использование этой методологической концепции при анализе социального диалога?
Такой подход предполагает, что между социальной структурой и индивидами, которые конструируют социальную реальность, существует диалектическая взаимосвязь. Объективные структуры в виде социальных институтов, социальных отношений, социальных связей не зависят от сознания субъектов, однако определяют модели их представлений о социальном мире, которые складываются в сознании. В то же время сам субъект способен через практическую деятельность реализовать свои представления и изменять действительность в соответствии с определенным "сценарием".
Результатом конкретного опыта, знания, оценки субъектов, занимающих схожее по объективным характеристикам положение в обществе, своего места в социальном пространстве является коллективное обобщенное видение социального мира - социальная позиция. Процесс построения социальной реальности социальными субъектами происходит таким образом, что, с одной стороны, в нем "участвуют...; модели восприятия, мышления, поведения..., с другой стороны, социальные структуры...". Субъективные представления непосредственно связываются и анализируются в их связи с объективным положением социальных субъектов в социальной структуре, статусной позицией.
Исходя из теории социального конструктивизма, социальные классы, группы, образования являются реальностью в том случае, если люди приписывают им объективные характеристики существования путем воображаемого объединения в таковые определенного количества индивидов, которые занимают близкие позиции в социальном пространстве, характеризуются сходными условиями жизнедеятельности, интересами, образом жизни, взглядами и т.д. Очевидно, разность положения субъектов в социальном пространстве вызывает разность интересов, а, следовательно, их возможное несовпадение и в некоторых случаях антагонизм. Исходя из собственной социальной позиции, субъект конструирует реальность в условиях подчинения определенной социальной структуре и социально обусловленной когнитивной структуре своего сознания.
Социальное пространство объективно задает определенное социальное положение и влияет на представления и практику субъекта. Субъекты пытаются определить свое положение через оценку и выбор внешних и внутренних атрибутов принадлежности к какому-либо культурному, жизненному стилю, отражающему занимаемую ими социальную позицию. Порядок в обществе, воспринимаемый субъектами как легитимный, складывается в результате признания того, что объективные структуры социальной реальности соответствуют субъективным структурам восприятия и оценки. Сходное представление о реальности у большинства субъектов способствует тому, что разность социальных позиций воспринимается как неизбежная, сама собой разумеющаяся, но преодолимая.
Взаимозависимость субъектов, занимающих, хотя и разное положение, но действующих в одном социальном пространстве и имеющих равенство шансов, детерминирует поиск ими диалоговой формы общения в целях сохранения социального мира и реализации своих интересов. Плюрализм жизненных стилей, как особенность" процесса построения социального мира, в этом случае является предпосылкой возникновения диалоговых отношений между разнообразными социальными субъектами современного общества, а не способствует разобщенности последних. Полистилистичная культура, характерная для общества, возможна при устойчивом функционировании социальных связей и отношений в нем. Они дают основу для формирования разнообразных жизненных стилей.
Культурные предпосылки, связанные с распространением ценности личных достижений, широким кругом возможностей для достижения высокого статуса в прошлом веке, начали играть важную роль в процессе стратификации. "...Статус в большей мере стал рассматриваться не как самодостаточность некоторого объективного положения человека в социальной иерархии, а с точки зрения предоставляемых им возможностей в достижении желаемых индивидом целей, созидании и реализации индивидуализированных жизненных
миров и практик".
В условиях высокой подвижности структурных границ в рамках социального пространства, плюрализации жизненных стилей неравенство статусов представляется как диапазон социальных позиций с практически достижимым высоким уровнем в социальном пространстве. Такое положение существенно сокращает путь социальных субъектов к диалогу и формированию общего видения социального мира.
Преимущества социального конструктивизма видятся в том, что такой подход дает возможность использовать как объективные характеристики общества (выраженные через устойчивую социальную структуру или динамичное социальное пространство, социальные институты), так и действия самих социальных субъектов, их способности конструировать мир по своему представлению. Методология конструктивизма основана на диалектическом единстве субъективного и объективного, действия и структуры. Социальные процессы и отношения поддаются регулированию и могут быть сконструированы и реализованы субъектами через социальную практику, в которой раскрывается диалектическая связь субъекта и его действия.