Социально-экономические преобразования в обществе вызывают целый ряд проблем, связанных со снижением социальных издержек проводимых реформ. Инструментом решения социальных проблем служит социальная политика государства, которая обеспечивает ресурсы, возможности, методы ограничения негативных последствий реформ путем регулирования и регламентирования деятельности социальных субъектов. Она (политика) направляет государственные ресурсы на поддержку тех социальных субъектов и тех сфер общества, которые самостоятельно не могут конкурировать в сложившихся условиях. В таком случае задачей социальной политики является предоставление равных социально-экономических гарантий различным социальным группам, социальным общностям.
Основными целями социальной политики являются: социальная защита и оказание помощи бедным и малозащищенным группам населения; решение социальных проблем, вызванных негативными последствиями экономических реформ в обществе; снижение социальной напряженности в обществе и усиление социальной солидарности; уменьшение неравенства и маргинализации социально-демографических, социально-профессиональных и других групп населения. Государственная политика вообще и социальная политика в частности выполняют одну их главных задач - создание гражданам наилучших условий для жизнедеятельности. Очевидно, что невозможно обеспечить эффективную работу институтов общества без наличия определенных условий, а именно возможности легитимным путем согласовать стратегию и тактику деятельности различных субъектов общественной жизни. Государство, как высшая регулирующая сила, создает эти условия путем принятия законов, которые бы содержали принципы и процедуры согласования различных групп интересов при приоритете общегосударственных, исполняемых большинством граждан. Государственные решения в области социальной политики должны носить оптимальный характер с точки зрения согласования этих интересов.
Появление социальных конфликтов, существующих в любом обществе, предупреждается методами социальной политики. Последние суть разнообразны: экономические (налогообложение, финансовые трансферты), юридические (права, льготы), социальные (поощрение благотворительности, запрет на дискриминацию), информационные (обеспечение реципиентов информацией), организационные или управленческие (консультации, договора, соглашения).
Существует практика консультационных и рекомендационных программ, которые предоставляют реципиентам определенные социальные услуги. На протяжении многих лет заключаются коллективные договора, проводятся консультации между субъектами социально-трудовых отношений - профсоюзами, работодателями, государством. Предоставляется право субъектам социальной политики разрабатывать рекомендации и создавать альтернативные государственным формы гражданской политики с последующим юридическим закреплением принятых положений, соглашений, социальных программ и т.п. Диалог субъектов социальной политики способствует формированию системы регулярных социальных связей, которые способствуют укреплению солидарности в обществе и мирному разрешению социальных противоречий.
Для сокращения дистанции между государством и обществом (гражданами) вводится институт промежуточных связей политических партий, гражданских организаций и государства, который цивилизованным путем позволяет снять наиболее острые противоречия различных групп интересов. Отсутствие этого института увеличивает вероятность возникновения глубоких и продолжительных общественных конфликтов.
Социальный диалог, отвечающий по своему назначению целям и задачам социальной политики государства, выполняет институциональную функцию согласования различных социальных интересов. Можно говорить о таком типе взаимоотношений государства и общества, когда государственные решения принимают форму договора между различными социальными субъектами по поводу удовлетворения своих групповых интересов. Социальный диалог занимает здесь главное место в механизме согласования многообразных социальных интересов.
Специфика договорного общества выражается в существовании общественно-договорных институтов на макроуровне, посредством которых происходит согласование социально значимых показателей (квартплата, цены, зарплата и др.) между представителями различных групп интересов при участии государства, где проводниками социальной политики (кроме государства) являются субъекты бизнеса, церковь, профсоюзы, гражданские объединения и др.
Таким образом, формируется разветвленный механизм регуляции социальных процессов в соответствии с актуальными требованиями социально-экономического развития страны. Механизм социального диалога позволяет ограничивать возможности использования политической власти и экономических ресурсов в узкогрупповых или индивидуальных целях. Соотношение социальной политики и социального диалога представляется следующим образом: социальная политика является способом субординации, согласования различных интересов в обществе, социальный диалог -инструментом реализации этого способа.
При разработке программ, направленных на удовлетворение социальных интересов, учитывается влияние факторов спроса и предложения на них со стороны социальных групп. Одним из факторов спроса являются политическая структура общества и массовое представительство социальных интересов, которые лоббируют первоочередность тех или иных государственных мер. В то же время принятие решений в области социальной политики зависит" и от предложений, исходящих от различных групп интересов.
Государство стремится гармонизировать социальные и экономические интересы различных социальных субъектов, которые часто носят конкурентный характер. В конечном итоге, законодательное закрепление государственных решений сопровождается анализом того, кто из объектов управленческого воздействия больше выиграет в результате каждого решения, а также того, кто понесет наибольшую нагрузку. Для достижения наиболее выгодных позиций необходим поиск взаимовыгодных результатов совместной деятельности.
Политика рассматривается как:
1. Способ выявления интересов существующих социальных групп, сфера их столкновения и противостояния;
2. Способ определенной субординации, согласования
этих интересов, их подчинение высшему началу, более значимому и обязательному;
3. Инструмент сохранения целостности и общности
разделенного на группы общества;
4. Альтернатива неправовому принуждению, силовому
противостоянию, вооруженному конфликту, войне1.
В научной литературе существует достаточно много определений социальной политики. Ее рассматривают как вид регулирования социальных отношений государством всеобщего благосостояния, как способ взаимодействия государства с другими институциональными структурами по поводу решения социальных вопросов и т.д. В более широкое понятие социальной политики включают государственные программы и методы, частную и гражданскую деятельность, направленные на достижение социально значимых целей:
программы, непосредственно нацеленные на обеспечение социальных вознаграждений в форме прибыли или услуг (реабилитация и профилактика человека, уход за людьми);
мероприятия, которые направляют индивидуальную деятельность на достижения социальных целей (трудоустройство, защита потребителей) и др.
В основе социальной политики лежит дифференцированный подход к обществу как целостной системе, имеющий сложную социальную структуру, состоящую из имеющих различные интересы и отличающихся неравным доступом к ресурсам и благам общностей, групп, классовых образований.
Социальную политику мы понимаем как целеполагающую деятельность государства и/или общества (социальных институтов), направленную на согласование интересов социальных групп, социальных общностей в сфере производства, распределения и потребления благ, удовлетворение их потребностей и предупреждение конфликтов между ними, реализация этих целей социальной политики обеспечивает устойчивое и сбалансированное развитие общества, достижение социальной справедливости эволюционным путем.
Кроме того, назначение социальной политики состоит в том, чтобы сохранять общество и его элементы способными к саморазвитию, самоорганизации, усилению социальной солидарности между ними, т. е. создать соответствующие внешние и внутренние условия.
Социальная политика призвана обеспечивать ресурсами, возможностями, способами удовлетворения интересов и потребностей многочисленные социальные группы. Она базируется на экономических, организационных (технических) и идеологических ресурсах. Если они (группы) находятся на высоком уровне обеспечения, то эффективность социальной политики существенно возрастает. Экономическая база для осуществления тех или иных социально-политических мер позволяет повышать уровень благосостояния граждан. Организационные ресурсы увеличивают возможность оперативного доведения управленческих решений до практической реализации. Философские основы социальной политики раскрывают ориентиры, ее целостную концепцию, в рамках которой действуют ее субъекты.
Социальная политика, прежде всего, - это коллективная ответственность общества за каждого, гражданина. В условиях неравных социальных статусов субъектов жизнедеятельности общества социальная политика разрабатывает механизмы сближения социально-экономических показателей различных социальных групп, сокращения статусного разрыва между ними.
В настоящее время выделяются три сферы, располагающие определенным количеством тех или иных ресурсов (рынок, государство, гражданское общество и соответствующие им инструменты влияния: деньги, власть и социальная солидарность), отвечающих за социальное обеспечение и социальную политику страны. Последние тенденции в развитых странах свидетельствуют о том, что происходит смешение структур обеспечения социальной политики. Такие структуры реализации социальной политики функционируют в виде добровольных организаций или кооперативов, частных, государственных или смешанных предприятий по предоставлению социальных услуг, что является инновацией в области реализации социальной политики. Такие организационные новшества становятся возможными благодаря широкому использованию диалоговых форм регулирования отношений между социальными субъектами.
Роль государства в социальной сфере изменяется в пользу равноценной ответственности между государством, рынком и обществом. Баланс их взаимоотношений устанавливается на основе общей концепции социальной политики. Роль коммерческих структур и институтов гражданского общества как агентов социальной политики возрастает, в то время как государство по-прежнему выполняет функцию координации деятельности всех субъектов социальной политики и разработки стратегических целей и задач для достижения социальной справедливости.
Таким образом, государство, рынок и гражданское общество (в зависимости от уровня развития последнего) выполняют соответствующие характеру их воздействия функции социального регулирования. Основополагающий принцип социальной политики состоит во взаимодополнении и взаимоучастии трех названных выше сфер в практике социального управления. Располагая определенными ресурсами, институты каждой из них распределяют меру ответственности за уровень благосостояния граждан и общества в целом.
Наиболее приоритетными в социальной политике государств являются следующие цели: достижение социальной справедливости; уменьшение социального неравенства; обеспечение занятости каждому гражданину; сохранение мира и согласия в обществе; создание всесторонних условий для достойного уровня жизни граждан. В социальном государстве основное внимание уделяется социальной политике, особенно на этапе социально-экономических реформ. Формируется такая система социального обеспечения, в которой рынок «отвечает» за социальные права занятого населения и предоставляет их, а незанятое население и особо нуждающиеся социальные группы поддерживаются вспомогательными «инструментами» - благотворительностью и муниципальными бюджетными средствами. Социальная солидарность играет не менее важную роль, так как дает гарантии легитимности системы соотнесения и распределения общественных и частных ресурсов, используемой государством.
Социальная политика решает задачи, связанные с обострением социальных конфликтов, ростом социальной напряженности в обществе. Среди инструментов социальной политики, которые обеспечивают использование легитимных способов снятия противостояния позиций различных субъектов относительно распределения материальных ресурсов (между социальными группами, политическими партиями и т.д.) выделяется социальный диалог. В каждом обществе заложена тенденция поиска стабильности, равновесия системы. Мирное сосуществование многочисленных групп интересов становится возможным в условиях общественного договора, при котором согласуются принципы индивидуальной свободы и общественного блага (т.е. границы вмешательства государства в жизнь гражданского общества).
Социальный диалог выполняет такие функции:
познавательную - в ходе социального диалога можно получить новое знание о проблемной ситуации;
регулирующую - совместные соглашения между участниками диалога воплощаются в общественной практике;
контролирующую - субъекты диалоговых отношений взаимно проверяют выполнение ранее принятых решений;
консолидирующую - возможность объединения сторону
для достижения общих целей;
прогностическую - определение тенденций дальнейшего развития отношений между участниками диалога.
Можно выделить дополнительные функции социального диалога, которые шире раскрывают его возможности:
коммуникативная - обмен мнениями, определение позиций;
информационная - в процессе диалога создается новое знание;
когнитивная - общий для сторон предмет обсуждения способствует взаимопознанию субъектов диалога:
эмотивная - формирует взаимоотношения людей;
конативная - средство согласования совместных
усилий в организационно-управленческой и предметно-практической деятельности субъектов;
креативная - взаимоубеждающее влияние сторон друг,
на друга.
Итак, процесс социального диалога - это поиск его участниками адекватных средств достижения социально значимых целей на основе совместной заинтересованности в положительном результате. Социальный диалог является своего рода дополнением к традиционным (правовым, экономическим, политическим, административным и др.) способам разрешения социальных споров, конфликтов, разногласий, |используемых в социальной политике. Социальный диалог происходит на институциональном уровне, так как сторонами диалога выступают организационно оформленные группы интересов - субъекты социальной политики, а результатами социального диалога часто выступают изменения механизмов функционирования социальных институтов, изменения! политических приоритетов, установление новых институциональных отношений между конфликтующими сторонами.
Характерными же чертами современной социальной политики в Украине стали отказ от патерналистской модели (через ограниченные финансовые возможности государства) и отсутствие четких ориентации в выборе оптимальной модели (ввиду смещения социальных проблем на последнее место после политических и экономических). Осуществляемая социальная политика ныне ориентирована лишь на снижение социального напряжения. В ней отсутствуют как близкие, так и отдаленные цели социальной деятельности государства в условиях перехода к новым экономическим условиям хозяйствования. Украинское общество нуждается в новой концепции социальной политики, имеющей четкие цели, понятные большинству населения. И это может стать первым шагом на пути объединения общества и государства.
В качестве участников диалоговых отношений выступают различные социальные макросубъекты - социальные группы (демографические, профессиональные и др.), элитные группы, политические партии, государство в лице его представительных органов, гражданские объединения и движения. Одни из них являются только целевыми (функциональными) группами, образованными для достижения конкретной цели людьми из разных социальных слоев (например, социальные движения, союзы - "зеленых", солдатских матерей). Другие представлены людьми из одного социального слоя, социальной группы, класса, которые обладают схожими социальными статусами (что детерминирует их позиции в процессе диалога) и имеют общие цели в силу их статусной принадлежности. Они состоят из индивидов, которые имеющие идентичные или близкие социальные характеристики.
Реализовать собственные интересы социальным субъектам помогают механизмы участия в социальной политике, обеспечивающие равные возможности всем структурным элементам общества. Последние отличаются по признакам этнической или расовой принадлежности, отношению к собственности, образованию, профессии, условиям жизни, происхождению, демографическим характеристикам.
В процессе социального диалога между социальными субъектами могут возникать как субъект-субъектные отношения, так и отношения субъекта и квазисубъекта. В качестве квазисубъекта выступает - персонифицированный объект - фрагменты и явления действительности, отраженные в сознании субъекта. Таковыми являются социальные институты, явления и процессы социальной жизни, которые репрезентируют позиции данного социального субъекта (например, отношения работодателей к институту собственности). Наиболее простая система отношений между участниками социального диалога - диада (взаимодействие двух сторон).
Предмет социального диалога состоит в социальном
интересе субъектов диалоговых отношений. Социальный
интерес является внутренней побудительной причиной, которая направляет деятельность социального субъекта (группы, класса, общности) на удовлетворение возникающих потребностей. Его сущность состоит в необходимости реализовать
определенную социальную потребность субъекта путем
включения последнего в общественную практику. Возможность удовлетворения потребностей зависит как от объективных условий, так и от характера взаимодействия субъектов друг с другом. Характер отношений между ними может быть выражен такими позициями как конфронтация, нейтралитет,
сотрудничество.
Согласованность социальных интересов субъектов общественной жизни зависит от общности целей. Однако даже совпадение интересов не всегда приводит к их сочетанию, так как средства достижения поставленных целей могут быть противоположны по характеру - насилие или диалог, терпимость или жесткость позиций. Интересы социальных субъектов многогранны, что определяется природой общественных отношений. Они (субъекты) вступают в борьбу за первоочередное удовлетворение своих интересов по отношению к другим социальным группам. При этом социальный интерес только тогда выступает движущей силой, когда он осознан, относительно постоянен, актуален для большинства членов, представляющих тот или иной социальный субъект.
Предмет социального диалога заложен в процессах общественного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. Каждая из сфер общественной жизни содержит источник определенных ресурсов - материальных, властных, идеологических, за обладание которыми идет борьба между субъектами. "Предмет диалога - это зафиксированные в сознании партнеров сторона, аспект, свойство или отношение, исследуемые в процессе диалогического взаимодействия партнеров. Проблема диалога и предмет диалога зачастую совпадают: предмет диалога - это та проблема или тот аспект проблемы, который принят для исследования, обработки, преобразования партнерами диалога". Предметом диалога могут быть как сами диалогические отношения (их понимание, проявление) так и непосредственно сама предметная деятельность - сфера или явления общественной жизни, по поводу которых возникает проблемная ситуация.
Предметом социального диалога могут выступать любые вопросы, касающиеся развития социальных отношений в обществе: характер государственного устройства страны, национальная политика, молодежная политика, энергетическая политика, региональное развитие, отношение общества и армии, охрана окружающей среды, экологические проблемы, жилищная политика, строительство атомных станций, охрана природных ресурсов и т.д. Предмет обсуждения должен отвечать таким требованиям: 1) выражать общественные потребности, 2) быть актуальным; 3) содержать посильную для разрешения проблему.
Интересы субъектов социального диалога являются объективными по отношению к действительности, предмету диалога, участникам диалогового взаимодействия. Интересы влияют на направление и характер взаимодействия между ними. Реальный социальный диалог способствует формированию отношений сотрудничества даже при глубоком различии интересов субъектов. Осознание взаимозависимости социальных интересов и невозможности их удовлетворения без учета других интересов является важным условием достижения социально значимых целей в ходе диалога.
Наряду с названными выше социальными субъектами возникают так называемые группы интересов. Они возникают; в границах любых социальных образований (группы, класса, общности) в связи с острой потребностью реализовать какие-то интересы. Эти группы определяют как "социальные группы, которые артикулируют свои интересы в общественной среде и стремятся их институализировать". Однако такое определение слишком неопределенно для их отличия от других социальных субъектов. С нашей точки зрения, группы интересов - это результат добровольного объединения в действующую группу небольшого количества людей для достижения четко определенных целей. Деятельность этих групп выражается в их влиянии на органы государственной власти и(или) элементы гражданского общества. Группы интересов могут быть (в зависимости от среды формирования) общинные (возникающие на основе традиций), институциональные (формальные организации внутри социальных институтов) и т.д., по характеру - группы защиты, группы поддержки, группы протеста и др. Их отличают (от массовых объединений) масштабность и степень развитости межличностных взаимодействий: они локальны (немногочисленны) и легко управляемы в результате частых непосредственных межличностных контактов. Их влияние проявляется в различных областях общественной жизни - политике, культуре, экономике.
Группы интересов очень динамичны по своему характеру, так как представляют тех индивидов, которые осознанно действуют в качестве «авторов» своей жизни и занимают активную позицию. Группы интересов изменчивы настолько, насколько сложен жизненный мир человека. Часто они могут менять направление своей деятельности, способ функционирования, механизмы достижения поставленных целей в зависимости от позиции и воли членов данных групп интересов. Они могут быть как независимыми субъектами, так и входить в состав более крупных социальных общностей.
Одним из субъектов социального диалога выступает государство, которое представляет волю большинства членов общества. Последние добровольно делегировали ему свои права управлять ими в обмен на защиту своих интересов, организацию порядка и стабильности в обществе. Создание условий для реализации интересов и удовлетворения потребностей субъектов жизнедеятельности общества -одна из основных задач государства. Оно формирует социальную политику исходя из многообразия социальных интересов и субъектов их выражающих.
Особенность государства как субъекта социального управления состоит именно в том, что оно ответственно за достижение социально значимых целей. В лице трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) государство (как субъект социального диалога) в обезличенной форме выражает интересы всего общества. В то же время представители государственной власти, государственного управления могут заменять интересы общества узкогрупповыми интересами.
Государство как институт политической системы осуществляет функции, связанные с управлением деятельностью людей, их объединениями. Одной из основных функций государства является реализация господствующих интересов в обществе через организацию государственного управления поведением людей и социальными процессами. Таким образом, государство является организационной формой выражения разнообразных общественных интересов.
Однако, не всегда общественные интересы совпадают с общегосударственными. Государство ограничено пределами правового регулирования общественных отношений. В тоже время оно может и должно выделять первоочередные и общезначимые социальные цели и приоритеты - интересы развития общества, в связи с чем вынуждено ограничивать другие социальные интересы, а также, с невозможностью их одновременного удовлетворения.
Возможность их (интересов) частичного удовлетворения (если они не противоречат государственным интересам) предоставляется государством непосредственно социальным субъектам. Механизм социального диалога позволяет договориться субъектам диалоговых отношений между собою таким образом, что становится возможным принятие совместных решений и их выполнение без вмешательства государственных органов.
Государство проводит единую политику руководства, единые принципы организации, взаимодействия различных социальных субъектов, для чего требуются эффективные механизмы согласования социальных интересов. Чем эффективнее государственное управление, тем больше возможностей достижения стабильности в обществе, социальной справедливости.
В руках государства сосредоточены основные ресурсы социального управления - форма, способ, средства, количество, время, предоставляемые социальным субъектам для реализации и удовлетворения их интересов и потребностей. Полномочия, делегированные обществом, не должны выходить за рамки экономической и социальной необходимости. В крайних случаях (угроза государственного переворота, революционного бунта, террора, экстремистских восстаний, вооруженной агрессии и т.п.) государство имеет право предотвратить разрушение целостности общества, защитить жизнь своих граждан путем применения насильственных санкций.
Власть и управление играют обслуживающую роль по отношению к обществу, которое отвечает им законопослушностью граждан. Если государство создает достаточные предпосылки и условия развития и удовлетворения социальных интересов путем направления их носителей в мирное русло партнерства и сотрудничества, то средства их достижения, как правило, легитимны. Граждане получают возможность прямого воздействия на деятельность государства через представительство в общественных организациях. Общественные организации (данный термин употреблялся применительно к советской системе общественных отношений) или гражданские объединения представляют собой добровольные объединения граждан, имеющие такие характеристики:
1. Они относительно независимы как от органов государственной власти, так и от внегосударственных единиц производства и воспроизводства, т.е. от фирм и семей;
2. Способны планировать и осуществлять коллективные акции по защите достижению своих интересов или устремлений;
3. Не стремятся при этом подменить собой ни
государственные структуры, ни частных (вос)производителей
или же принять на себя функции по управлению политикой в
целом;
4. Согласны действовать в рамках уже сложившихся
"гражданских" или правовых норм".
Гражданские объединения представляют собой институты гражданского общества, выступающие субъектами социального диалога. Они отражают широкий спектр интересов, существующих в обществе. В зависимости от степени демократизации политической жизни в обществе существующие гражданские институты могут функционировать как ассоциации, движения, союзы, которые вступают в отношения с другими социальными субъектами - государством, политическими партиями, группами интересов и т.д.
Гражданские объединения создаются для того, чтобы реализовать интересы граждан. Таким образом, происходит актуализация социальных интересов, потребностей тех социальных групп, слоев, классов общества или отдельных лиц, которые остались не представленными в политических партиях (без влияния на процесс принятия решений по какому-либо социально значимому вопросу). Деятельность гражданских объединений выражается в организации интересов граждан перед лицом власти в виде протеста, официального обращения, проекта закона, заявки, писем и т.д.
Роль гражданских объединений отличается от функций политических партий. Объединения находятся ближе всего к реальным индивидуальным интересам. Степень общности, личная значимость и внутренняя мотивация этих интересов регулярно проверяется, поддерживается и развивается через непосредственное личное общение. Кроме того, в отличие от "групп интересов" общественные объединения создают относительно устойчивые структуры. Существует определенный порядок принятия решений, ответственность перед членами или участниками за их реализацию; в целом, они более стабильны, устойчивы, прогнозируемы, а их цели долгосрочны и ясно сформулированы в учредительных документах; 3) большинство общественных объединений имеет конструктивный характер относительно решения конкретных практических вопросов в сфере своей деятельности. Они располагают дополнительной профессионально значимой информацией, не всегда имеющиеся в государственных органах управления, стремятся объединить квалифицированных специалистов в своей области, которые были бы бескорыстно мотивированы на достижение общественного блага.
Непосредственное представительство граждан в общественных организациях дает преимущество их членам состоять в подотчетных, контролируемых организациях. Организационная верхушка управления открыта (для проверки анализа деятельности и ее соответствия декларируемым целям и задачам организации всем) ее членам через механизмы отчетности, выборов и др.
Уровень активности гражданских организаций рассматривают как один из главных критериев развитости гражданского общества. Особенность гражданских организаций состоит в их неполитическом и негосударственном характере. Такие ассоциации, объединения, союзы, движения, гражданские инициативы выражают стремление к социальной справедливости (против привилегий социальным группам, расовой дискриминации, насилия), борьбу за мир (против ядерного вооружения, милитаристской гонки), экологические интересы (защиту природных ресурсов, запрещение строительства ядерных станций), демократические ассоциации, объединения меньшинств (культурных и языковых, коренных жителей государства, гомосексуалистов и лесбиянок). Чем больше развиты горизонтальные связи между людьми, тем больше появляется новых общественных организаций и движений.
Можно классифицировать гражданские объединения по критерию сферы интересов (политические партии и политические организации рассматриваются как особый субъект социального диалога, преследующий цели, связанные с достижением политической власти):
благотворительные организации и организации социальной защиты отдельных категорий населения; спортивные и физкультурно-оздоровительные; профессиональные и творческие союзы; правозащитные организации; научные и научно-творческие организации; экологические организации; женские организации;
организации международного сотрудничества и др. Гражданские объединения являются организациями с индивидуальным прямым членством. Численность членов организации суть теоретически неограниченная. Сфера представительства интересов и предмет деятельности выбираются добровольно членами организаций, и лица, которые будут представлять их интересы. Для того, чтобы четко выработать механизм их взаимодействия, государство вводит административные правила, разграничивающие гражданские организации по сферам и видам деятельности, профессиям, территориальному делению. Одна из особенностей деятельности гражданских организаций - их независимость от государства. Роль государства сводится к установлению законодательных границ, рамок, определяющих допустимые нормы и правила отношений социальных субъектов.
Именно гражданские объединения как элемент самоуправления служат альтернативой государственному управлению. Создаваемые людьми добровольные объединения рассматриваются как самостоятельная часть социума, влияющего на решение важных общественных проблем, альтернативные государству и конкурирующие с ним в области предоставления условий для реализации разнообразных социальных интересов. В гражданских объединениях, как правило, участвуют наиболее активные члены общества, стремящиеся удовлетворить те интересы, являющихся актуальными для этой части населения.
Разнообразие политических интересов общества отражается в деятельности политических партий. Политические партии выступают одним из основных субъектов общественной жизни. В политологической науке существует несколько подходов к определению понятия политической партии. Политическую партию можно рассматривать как:
1. группу людей, которая базируется на идеологических связях;
2. организацию или клуб, имеющие политические цели;
3. выразителя классовых интересов;
4. организацию парламентского типа.
В нашем исследовании понятие политической партии" выражает организованное определенным образом объединение граждан (из любой социальной общности, класса, группы) с общими социальными интересами и политическими взглядами на форму государственного, общественного и экономического строя, имеющее целью достижение, утверждение и контроль власти в государстве путем политического участия.
Политические партии выдвигают представителей из своих членов для выбора в парламент (или другой органу представительства). Избранные лица от имени правящей партии могут определять общеполитические ориентиры раз-вития страны, осуществлять руководство органами государственной власти, решать государственные и общественные проблемы, вступать в коалиции с другими партиями, фракциями или оставаться самостоятельными, формировать со->-став исполнительной власти и т. д.
Современные партии дифференцируют в зависимости от характера и принципов их организации, идейных позиций, социальной базы, места и роли в политической системе общества, стратегии и тактики деятельности. Общим для политических партий является то, что они представляют собой объединения людей, стремящихся реализовать поставленные и закрепленные в программных партийных документах социальные, экономические, политические цели развития общества. Каждая политическая партия репрезентирует интересы отдельной части общества, однородной по основным политическим убеждениям.
Многообразие общественных интересов интегрируется и опосредуется через каналы политической системы, а деятельность различных партий становится условием реального выражения интересов социальных групп, классов, слоев, общностей. Представительство и участие граждан в политических партиях определенным образом организует общество как целостную политическую систему.
В условиях политического плюрализма возможная типология партий достаточно широка: по организационному устройству (децентрализованные, массовые централизованные, строго централизованные); по социальному составу (буржуазные, пролетарские, крестьянские); по идеологическим установкам (праворадикальные, консервативные, либеральные, реформистские, социал-демократические, левосоциалистические, коммунистические); по внутренней структуре (военизированные, автократические, демократические); по функциям и месту в политической системе общества (правящие, господствующие, оппозиционные).
Политические партии выполняют такие функции: кадровую (представители политических партий избираются в состав управленческих органов государства); правительственную (политические партии формируют правительство — распределяют должности, посты и др.); избирательную, идеологическую (выражают интересы социальных групп, определяют и формулируют цели, задачи, принципы, способы их достижения). Политические партии вступают в отношения между собой по поводу управления государством путем официального и неофициального диалога.
В обществе основной единицей социальной структуры являются социальные группы. Они отличаются по критериям обладания властью, собственностью, социальному статусу, демографическими характеристиками, и т.д. Под социальной группой имеются в виду целостные социальные образования, которые возникают объективно, характеризуются устойчивыми связями между людьми, общностью интересов и статусных характеристик, сходным отношением к другим социальным общностям, общественным идеалам, способу жизни, тенденциям и перспективам развития общества.
Объективные показатели (критерии) социальной дифференциации (такие как пол, возраст, образование и др.) достаточно четко фиксируют границы социальных групп. Но величина дохода, включенность во структуры власти, доступ к ресурсам, социальный статус приобретают характер динамичности и изменчивости, так как эти показатели меняются в, зависимости от развития социально-экономических и политических процессов, изменяющих социальную структуру общества. Строго регламентированные рамки групповой принадлежности меняются в зависимости от процесса идентификации личности. Отождествление себя с социальной группой происходит через осознание общности интересов и целей, сходное отношение к идеалам, образу жизни и т.д.
Новые социальные группы, возникающие в процессе реструктуризации общества, характеризуются неустойчивостью, что требует от человека поиска своего места в системе социальных отношений. Важную роль в этих процессах играет социально-психологическое состояние человека. Состояние маргинальности, социальной непристроенности и неустроенности людей в стабильные общественные структуры, социальные группы затрудняет социальную адаптацию человека. Возможность быть включенным в те социальные структуры, которые удовлетворят потребности человека в принятии, признании, самореализации, творчестве способствует превращению социальной группы в субъекта общественного развития.
Социальная группа становится устойчивым элементом социальной структуры в том случае, если ее члены осознают себя принадлежащими к ней. Отношение к другим группам, отличающихся по статусным позициям от референтной социальной группы, зависит от сходства и различия групповых интересов и целей, от количества ресурсов, которыми обладает группа, от возможности ее влияния на политику и т.д. С теми, кто стоит за границами данной социальной группы, возможны как отношения сотрудничества на основе диалога, так и конфронтации, противостояния.
В социальной структуре общества скрыт основной источник социальных конфликтов и форм их проявления. Конфликтность между социальными группами явление естественное, обусловленное статусными различиями. В то же время разность интересов социальных групп при осознании единства жизнедеятельности в обществе не препятствует развитию социального диалога между ними как способа снятия противоречий. Как раз условие достижения цели и реализации социального интереса какой-либо одной социальной группы есть признание полной правовой, экономической, социальной свободы деятельности других социальных групп.
Особо следует отметить, что сами социальные субъекты неоднородны. С течением времени, по мере функционирования внутри субъекта возникает иной субъект, имеющий институциональное оформление. Другими словами, через какой-то промежуток времени люди, представляющие социальный субъект и имеющие делегированные властные полномочия выступать и принимать решения от его имени, начинаю! оформляться в элитную (привилегированную) группу, действующую в самом социальном субъекте. В силу их положения в группе им открывается доступ к организационным, материальным, информационным и другим групповым ресурсам, которые дают возможность реализовать, прежде всего, свои личные интересы, при этом интересы группы становятся второстепенными. Появление "субъекта в субъекте" возможно либо по причине просчетов и недоработок в организации деятельности группы (например, в процедуре выборов, контроля управленцев), либо вследствие эгоистичной природы человека.
Таким образом, многообразие социальных субъектов предполагает наличие в обществе таких механизмов взаимодействия между ними, которые бы упорядочивали их отношения и сохраняли целостность и стабильность общества как целостного организма.
Цивилизованный путь достижения социально значимых целей нуждается в механизмах социального диалога, который предполагает добровольное участие разных субъектов в решении проблем и конфликтов. Социальный диалог основан на признании равноправия сторон, правомерности их мнений и позиций, терпимости к инакомыслию. Принципы построения диалоговых отношений позволяют учитывать те социальные характеристики (например, интересы различных социальных групп, слоев, классов общества; общественное мнение; характер взаимоотношений социальных субъектов; социальный статус и т.д.), влияющие на результат диалога.
Социальные субъекты в сфере политических и экономических процессов ведут борьбу за власть, капиталы, высокие статусные позиции и др. Поэтому в социальной практике стали использоваться такие инструменты социальной политики (в том числе и социальный диалог), которые помогают оперативно и эффективно разрешить сложные социальные, экономические, политические, культурные и другие проблемы, не нарушая стабильности и целостности общества.
В научной литературе выделяют простые (беседа, пресс-конференция, информационно-тематические встречи, круглый стол) и более сложные формы диалога - спор, полемика, дискуссия, дебаты, диспут. Простые формы отличаются от сложных тем, что диалог ведут одновременно только два участника. Как правило, это ведущий и один из участников диалога. Они обмениваются по очереди вопросами и ответами по заранее выбранной теме обсуждения. Остальные участники ожидают своей очереди для выявления своего мнения, или же непосредственно наблюдают за ходом диалога, не вмешиваясь в него.
Диалоги в виде встреч и круглых столов требуют предварительной подготовки. Согласно теме обсуждения группируются и отбираются вопросы, на которые желательно получить ответы в процессе диалога. Далее формируется представление о круге интересов сторон, их возможностях, отношении к данной проблеме, четко формулируются рабочие определения и термины. Дополнительно продумывается приблизительный сценарий диалога, возможные варианты ответов, позиций, а также прогнозируется тематическая область вопросов, которая более всего будет интересовать участников.
Обращение к круглым столам и информационно-тематическим встречам подразумевает, что выбранная тема обсуждения актуальна для субъектов социального диалога, а решение возникшей проблемы откладывается из-за недостаточного знания о ней. Участниками являются компетентные, грамотные специалисты одного или разного профиля, имеющие опыт работы в области поставленной проблемы. На обсуждение выносятся вопросы, которые требуют уточнения, анализа, углубленного изучения с точки зрения современных знаний.
В социальной практике круглые столы используются, в основном, для обсуждения документов, проектов законов, политических платформ и т. п. Это позволяет расширить возможные варианты их трактовки, уточнить отдельные положения, привести их в соответствие с практикой, определить достоинства и недостатки предложенных концепций, выявить новые аспекты проблемы.
В зависимости от характера диалога различают эвристические и эротематические диалоги. Спор, полемика, дискуссия и диспут относятся к эвристическим диалогам. Они основаны на симметричных диалоговых отношениях и обладают такими признаками:
1. субъекты диалога осознают противоречие и имеют
ясное представление о предмете разногласий;
2. они признают определенную общность в целях, интересах, мировоззрении друг друга;
3. субъекты диалога приблизительно представляют намерения друг друга, а также пределы своих возможностей;
4. их стремление к поставленным целям сопровождается прогнозированием минимального результата, которого можно достичь в процессе диалога;
5. субъекты стремятся повлиять друг на друга, придерживаясь собственных стратегий достижения результата.
Эвристический диалог предполагает образование коллективного субъекта, который соблюдает правила его проведения. Стороны выдвигают альтернативные способы решения проблемы, которые вытекают из проблемной ситуации. Эвристический диалог отличается характером отношений между субъектами - стороны резко противопоставляют себя, что вызывает острое столкновение интересов, развитие конфликтных ситуаций, борьбу мнений и позиций.
В отличие от них эротематические диалоги - это диалоги преимущественно с односторонней активностью. Они могут протекать в форме интервью, опроса, экспертных оценок, пресс-конференций и т.д. В ходе диалога обсуждаются вопросы, в которых фиксируются неизвестные элементы, которые необходимо выяснить для решения проблемы, задачи. Его проведение возможно в том случае, если имеется предварительная информация о рассматриваемой проблеме. Цель таких диалогов - как можно полнее раскрыть проблему, получить новые знания о ней, определить область отсутствия соответствующей информации, т.е. происходит поиск фактов, идей, решений, возможностей внедрения и т.д. Итак, характер эротематических диалогов поисковый, а эвристических -проблемный.
Спор возникает в результате обмена преимущественно противоположными мнениями с целью определить их истинность или ложность, правильность или неправильность, полезность или бесполезность. Предметом разногласий в споре выступает тот аспект темы обсуждения, относительно которого стороны расходятся во мнениях. Вопрос спора не всегда совпадает с неразрешенной проблемой. Спор может возникать или стихийно, или по плану. Он всегда направлен на выяснение того аспекта проблемы, относительно которого существуют противоположные мнения или позиции. Как социальное явление, спор характеризуется наличием у его участников определенных интересов, потребностей, целей, детерминирующие позицию субъекта в диалоге. В результате спора субъекты заключают сделки, идут на компромисс, достигают победы или терпят поражения, подчиняются решениям экспертов (судей). Спор может закончиться и безрезультатно, когда его участники остаются на позициях, существовавших в начале диалога.
Дискуссия - это диалог субъектов, которые аргументированно отстаивают альтернативные мнения с целью достижения их единства, или исследование спорного вопроса через столкновение различных подходов в ходе обсуждения. Дискуссия обладает более широким диапазоном обсуждения. Кроме определения меры истинности мнений, в ходе дискуссии выявляются новые свойства предмета, осуществляется поиск оптимального решения проблемы, нахождения компромисса, вырабатываются новые идеи относительно решения поставленной задачи. Дискуссия между субъектами может проходить как в конфликтной ситуации, так и в конструктивном диалоге. В дискуссии не обязательно наличие разногласий между ее участниками, но обязательным является ограничение продолжительности процедуры диалога во времени. Она начинается с определения темы дискуссии или предмета будущего диалога, относительно которого устанавливается общее или взаимоприемлемое видение предмета. Путем обмена мнениями, действиями субъекты уточняют сущность проблемной ситуации. Всякая дискуссия предполагает регламент и руководителя, затем определяется продолжительность дискуссии, последовательность участия в ней, обязательность и характер процедуры, приблизительный круг возможных вопросов, иногда - предусмотренных ответов.
Регламент задает структуру, сюжет дискуссии, в рамках» которой участники разрабатывают сценарий исходя их своих целей, интересов, предпочтений. В конечном итоге они могут договориться о решении возникшей проблемы, прийти к согласию относительно будущих действий, уточнить общее видение реальности и т.д. Во время дискуссии высказываются позиции сторон, выражающие их социальные интересы, потребности, отражающие социальный статус субъектов диалога. Затем происходит выработка общих норм взаимодействия, ограничивающих действия субъектов, но считаются справедливыми в отношении всех сторон.
Условиями проведения дискуссии являются общее стремление к участию в ней, равноправные позиции субъектов диалога, наличие общих правил поведения, готовность сторон менять позиции под влиянием новой информации, а также возможность представить свои взгляды и мнения в монологах, регламент которых определяется вначале дискуссии. Организация дискуссии преследует четкие цели. Как правило, ее результаты могут быть выражены в конкретном, документально фиксированном виде: 1) выработка новых, нетрадиционных методов, способов, подходов к решению сложных проблем; 2) выработка конкретных предложений, инициатив развития интереса к новому знанию, навыков критического мышления и анализа, активности, заинтересованности в изменениях, инновациях и т.д. Выделяют такие этапы дискуссии как информирование, аргументация, замечания, опровержение, критика, контраргументация, выработка решения, завершение дискуссии.
Диспут - это диалог, который проходит при наличии аудитории слушателей, экспертов, судей или тех и других одновременно. Особенность диспута заключается в том, что он имеет публичный характер, стороны устно защищают свои взгляды, открыто отстаивают свои позиции. Третья сторона обязательно должна участвовать в роли оценщика выступлений сторон. Этой стороной могут быть аудитория, эксперт, судья, медиатор, методист. В целом, большой разницы между дискуссией и диспутом не существует, кроме того, что дискуссию принято относить к области исследования и анализа проблемы, а диспут к области рассуждений и споров о проблеме или путях ее разрешения.
Дебаты, относящиеся к сложным диалоговым формам, представляют собой прения, обмен мнениями на каком-либо публичном собрании, заседании. Часто дебаты предшествуют дискуссии, особенно в политической сфере, например, при парламентских дискуссиях, когда требуется представить всю широту мнений, позиций, подходов, возможных точек зрения всех политических партий. Процедура дебатов состоит в том, что каждому участнику предоставляется право и возможность выступить со своим отношением к ранее прозвучавшим взглядам: согласиться с одними из них, решительно отвергнуть другие, учесть третьи для изменения своей позиции. Важной деталью дебатов, влияющей на их результативность, является желательная безэмоциональность выступлений.
Актуальность насущных проблем, требующих разрешения, тема заседаний, воля участников и многое другое определяют выбор вопроса обсуждения. Цель дебатов по отношению к задаче поиска путей разрешения конфликтной ситуации или снятия противоречий между субъектами вспомогательная. Они (дебаты) призваны углубить представление субъектов о той или иной позиции относительно решаемого вопроса. Каждая сторона предварительно продумывает, какие аспекты выступлений можно использовать для согласия и какие для оспаривания, как их использовать, как вызвать доверие и склонить к сотрудничеству и т.д.
Полемику следует отнести к диалогу, в котором принципиально отрицается возможность и целесообразность компромиссных решений. Однако при этом полемика направлена не против субъекта как такового, но против конкретного мнения, позиции. Цель, которую преследуют участники полемики, состоит в убеждении аудитории или друг друга в правоте своего мнения. Полемика происходит и тогда, когда ее участники сознают свою неправоту, однако ставят собственные интересы выше и важнее других.
Участие в полемике требует высокой культуры субъектов диалога -ответственности, ясного мировоззрения, точного знания предмета обсуждения. Условия, при которых возникает полемика, следующие:
1. Между сторонами возникает несогласие
принципиального характера относительно постановки вопроса, выносимого на обсуждение, его формулировки, этической стороны и др.
2. Одна из сторон хочет оспорить ответы или позиции
другой стороны, что вызвано резким неприятием или несогласием с ними.
Несогласная сторона вступает в диалог уже со своей интерпретацией событий, предоставляя доказательства ошибочности чужого подхода (и состоятельности своего), аргументированно его опровергая. Полемика часто возникает, когда сталкиваются различные подходы в анализе и интерпретаций событий, явлений и процессов, при этом характер диалога, как правило, воинственный, наступательный.
Одной из наиболее распространенных форм диалогового взаимодействия являются переговоры. Основная цель переговоров - достижение соглашения между сторонами по поводу спорных вопросов, конфликтов, разногласий. Переговоры предполагают наличие четкой организации взаимодействия, определенность темы, общую цель. Они не начинаются без подготовки ее участников, которая включает такие аспекты, как всесторонний сбор информации, касающийся предмета переговоров, реального положения партнеров, их интересов, предпочтений и т.п., разработка приоритетов собственных целей и интересов, прогнозирование поведения других участников, предварительная выработка предложений, отдельных пунктов соглашения и т.д. Эффективность ; переговоров проверяется на основании принятых совместных решений (которые должны удовлетворять в той или иной сте-пени все участвующие стороны); улучшения взаимоотношений сторон после переговоров (их дальнейшего сотрудничества) и др. Институт посредничества (или медиация) является также формой решения социальных противоречий. Медиация это процесс посредничества между двумя сторонами конфликта, в котором третья (нейтральная) сторона помогает; этот конфликт разрешить: находит наиболее оптимальные пути его решения, способы достижения согласия и, в конечном итоге, помогает выработать приемлемые совместные; решения. В качестве третьей стороны выступает медиатор - лицо, ведущее дело. Его главная функция состоит в том, чтобы примирить обе стороны.
Медиация проходит путем переговоров медиатора с каждой из сторон в отдельности или же в присутствии двух конфликтующих сторон одновременно. Процесс посредничества может проходить в несколько этапов, включая ряд индивидуальных или совместных сессий. Присутствие незаинтересованного лица в ходе переговоров часто служит фактором, положительно воздействующим на ход разрешения конфликта. Возможность непредвзятого отношения к обеим сторонам способствует развитию открытого, делового подхода к проблеме.
Роль медиатора также заключается в том, чтобы идентифицировать проблемы и спорные вопросы, уточнить претензии, помочь в достижении целей, минимизируя потери и издержки каждой из сторон. Посредник организует упорядоченный процесс обмена мнениями, в ходе которого определяются основные интересы и потребности сторон, проясняются разногласия, выявляются общие взгляды на спорные моменты, находятся точки сближения по наиболее непримиримым позициям.
Медиация носит добровольный характер, поэтому на любом этапе переговоров она может быть прервана. В ходе диалога достигается взаимопонимание без внешнего насильственного давления. Результаты медиации могут быть представлены в виде неформальных или формальных (юридически обязывающих) соглашений, договоров, контрактов между конфликтующими сторонами.
Классификация видов социального диалога строится по таким критериям:
1. Сфера деятельности (политическая, экономическая, научная, культурная, религиозная, социальная и др.);
2. Уровень управления (местный, региональный, общенациональный, межгосударственный);
3. Характер (конструктивный, деструктивный);
4. Содержание (информационное, тематическое);
5. Время протекания (одноактное, пролонгированное, постоянное);
6. Результат (диалоги без заключения прямых
соглашений и с заключением прямых соглашений по проблеме).
Формы протекания социального диалога и его виды отражают существующую на конкретный момент времени приоритетность отношений социальных субъектов, участников диалога. В зависимости от социального статуса субъектов и характера их отношений выбирается наиболее приемлемая форма взаимодействия, которая позволяет субъектам наиболее эффективно решать проблемы, снимать противоречия, достигать взаимопонимания относительно конфликтной ситуации и т.д. Социальные отношения между субъектами определяют многообразие видов социального диалога и их использования в социальной практике.
Механизм социального диалога можно рассматривать как процесс взаимодействия социальных субъектов диалоговых отношений, характер, содержание и направленность которых опосредованы системой субъективных и объективных факторов. Диалоговые отношения по своему содержанию шире их процессуальной интерпретации. Это отношения, которые возникают в процессе диалога между субъектами и характеризуют их отношение к предмету диалога, механизмам выработки общей цели и задач и т.д. Они выражают позицию субъектов по отношению не только к проблеме, но и друг к другу.
В основе социального взаимодействия лежат интересы его субъектов, которые определяют позицию, стратегию и тактику поведения сторон в диалоге. Необходимость в социальном диалоге может возникнуть при недостатке собственных ресурсов у субъектов для достижения поставленной цели, возникновении конфликтной ситуации в отношениях между ними, изменении статуса одного из субъектов социального диалога, изменении объективных условий жизнедеятельности субъектов (например, правового поля, социальных норм).
Осознание субъектами диалога противоречивости и взаимозависимости интересов порождает заинтересованность в разрешении конкретной проблемной ситуации, требующей обоюдного участия в выработке решения, необходимости определения принципов, правил его осуществления. Необходимость достижения общей цели позволяет изменить, позицию в отношении оценки проблемы, способов ее решения. Это означает признание того, что предмет взаимодействия обладает общими, универсальными характеристиками и рассматривается как объективное социальное явление. Субъекты взаимодействия добиваются адекватного понимания предмета спора и возможности достижения консенсуса в его решении.
Если достигается адекватное понимание субъектами предмета, цели взаимодействия, то стороны могут прийти к однозначному пониманию проблемы или какого-либо ее аспекта. Социальный диалог становится возможным при институализации социальных образований, осознании субъектами своих статусных позиций, принадлежности к той или иной социальной общности и наличии, при специфичности личных, групповых интересов (порой противоречивых), общих социально значимых целей.
Взаимодействие субъектов в различных сферах деятельности (экономической, политической, социальной) показывает, что они вплетены в сложную систему общественных отношений единого социального организма - общества, в котором реализация общих целей возможна лишь при достижении консенсуса. Социальный диалог предполагает четкую идентификацию субъектов. Следует различать статичную идентификацию групп по объективным критериям (например, материальному положению, доходу, статусу, профессии, полу, возрасту) и динамичную, которая устанавливается всякий раз в процессе взаимодействия, что дает возможность выделить подлинные субъекты социального диалога.
Группа институализируется, если она обладает собственной нормативной средой, идеологией, вещественными атрибутами, специфическими интересами. Тогда она способна наиболее полно представлять, отражать, репрезентировать интересы своих членов. Сформировавшись, группа ищет пути достижения собственных целей, удовлетворения своих потребностей, которые могут быть реализованы через деятельность в той или иной сфере. В частности, политика представляет собой не только сферу борьбы различных групп за обладание властью, доступ к ресурсам, перераспределение благ. Через политику осуществляются управление и удовлетворение общих и частных интересов, их согласование.
Безусловно, что интерес одной группы (класса) не может быть конституирующим в процессе обеспечения стабильности и целостности функционирования стратифицированных современных обществ. С точки зрения социального управления, в сфере жизнедеятельности человека и общества проявляются сходства и отличия интересов социальных групп, классов, слоев, общностей, наций и других социальных образований. Именно здесь разнообразные социальные интересы осознаются как таковые (находят социальную базу), сталкиваются, борются и согласовываются (при условии эффективной политики). Одной из основных функций социальной политики является регуляция отношений между социальными группами, что осуществляется через многообразные механизмы, в том числе и диалог.
Современной тенденцией развития демократии в западных странах является эволюция гражданского общества. В постсоветских социальных системах, переживающих процессы трансформации, возникновение и развитие элементов гражданского общества можно рассматривать как положительный момент социоструктурных изменений. Появление новых социальных субъектов, их институализация, расширение сферы их взаимодействия свидетельствует о формировании и развитии гражданского общества. Необходимыми механизмами демократии являются неформальные и институциолизированные процедуры коммуникации и переговоров по разрешению возникающих противоречий между субъектами. Выбор процедуры социального диалога зависит от стадии развития этих противоречий, степени организационной оформленности субъектов, их готовности вступить в диалоговые отношения и многих других факторов объективного и субъективного характера.
Можно охарактеризовать состояние социального противоречия как разногласия, споры и конфликты. Им соответствуют процедуры управления, регулирования и разрешения. Разногласие возникает в тех случаях, когда стороны имеют разные цели, несовпадающие или даже противоположные интересы, или при совпадении последних предпочитают разные способы и средства их достижения. Управление диалоговыми отношениями предполагает выработку общего подхода к решению проблемы, используя механизмы поддержки, согласования в процессе коммуникативного общения, компромисса. Нормативные регуляторы - социальные, правовые, позволяют достигать в таких случаях консенсуса.
Более глубокой по содержанию формой противоречия является конфликт, в основе которого лежат потребности субъектов диалоговых отношений. Социальные технологии разрешения конфликта должны включать изменение позиции сторон в отношении целей, или способов, средств их достижения, установления легитимных отношений между участниками конфликта, готовность сторон к нахождению точек соприкосновения в решении проблемы. Несомненно, что основными детерминантами диалоговых отношений являются социальный статус субъектов, их интересы. Среди механизмов социального взаимодействия следует выделить процедуру, принципы, правила протекания диалога.
Отношения между субъектами формируются в зависимости от конкретной ситуации. Вначале происходит осознание проблемы, которую необходимо разрешить. Именно она определяет тип социального противоречия, в отношении которого вырабатывается определенная стратегия действий. В результате этого диалоговые отношения структурируются, формируются в определенную систему социального взаимодействия, позволяющего преодолевать статусные различия, изменять ценностно-ориентационные установки субъектов диалоговых отношений. Это позволяет совместно формировать стратегию решения данной проблемы, учитывая, по возможности, и нейтрализуя негативные социальные последствия для той или другой стороны.
Существенную роль в социальном диалоге имеет отлаженность коммуникативного процесса, т.е. овладение его субъектами процедурой, механизмами последнего, так как некорректность постановки общей цели (ее формулировка), неадекватное кодирование информации, выбор формы передачи может нарушить взаимопонимание, осложнить путь нахождения консенсуса. Большое значение имеют семантические барьеры, вербальные и невербальные преграды, плохая обратная связь.
Язык берет на себя функцию установления взаимопонимания, координации целенаправленных действий социальных субъектов. Языковое взаимопонимание способствует консенсусу на уровне межличностных отношений, а на уровне социальном - упорядочивает формы интеграции социальных субъектов. При этом рациональность коммуникации детерминируется социальным контекстом - нормативными актами, ценностными установками, социальными позициями и статусами субъектов.
Коммуникация является одним из механизмов социального диалога. В процессе коммуникации осуществляется социальное
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|