1. Сутність та витоки соціального партнерства.
2. Історична місія профспілок у становленні партнерських відносин.
3. Міжнародний досвід соціального партнерства.
4. Тенденції соціального діалогу у другій половині ХХ століття.
5. Класифікація моделей соціального партнерства.
6. Централізована модель соціального партнерства.
7. Регіонально-галузева модель соціального партнерства.
8. Підприємницька модель соціального партнерства.
9. Шляхи вдосконалення соціального партнерства як методу регулювання соціально-трудових відносин.
Трансформация гуманистических идей общества и осознание человечеством таких понятий, как толерантность, примирительность, компромисс, консенсус и согласие создали условия для воплощения идеи социального партнерства различных социальных групп, классов, субъектов социально-трудовых отношений: собственников (работодателей), наемных работников (профсоюзов) и как арбитра и посредника между ними – государство.
Основой социального партнерства сторон является договор между ними о выполнении строго определенных условий сосуществования при взаимном стремлении к согласованию их интересов. Поэтому, в качестве первоисточника партнерских отношений выступает общественный договор, как основа плюралистической деятельности государства, когда его учреждения нейтральны по отношению к соперничающим партиям и группам, социальным классам и слоям населения, выступают при этом как посредники, а в случае острой необходимости как третейские судьи.
|
|
Создание государства является одним из важнейших достижений человечества. Государствообразованию были посвящены работы Платона, Аристотеля, Цицерона. Государство, как следствие добровольного соглашения, рассматривал Эпикур. Исходя из идеи естественного равенства всех людей и «единого образца справедливости», древнекитайский философ Мо-цзы обосновал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежит суждение об обладании народом верховной властью. Проблемы общественного договора исследовали также Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Барух Спиноза, Дэни Дидро, Жан Жак Руссо, Иоан Фихте. Свой вклад в разработку идеи социального договора внесли Шарль Дьюи, Анри Сен-Симон, Роберт Оуэн.
В Украине в середине ХУ1 в. украинско-польским гуманистом Станиславом Ореховским разрабатывалась идея естественного права, среди принципов которого он выделял в первую очередь право собственности, равных возможностей, соблюдения договоров, право на жизнь, мир, согласие в обществе; справедливость и брак.
В России сторонником договорной теории был А.Н.Радищев.
|
|
Именно общественное разделение труда, образование новых социальных слоев общества способствовали такому новообразованию, как общественный договор. Поэтому, последний следует рассматривать сквозь призму согласования интересов различных социальных групп в важнейших сферах жизнедеятельности общества.
В практической деятельности социальное партнерство (как принцип регулирования социально-трудовых отношений) базируется на опыте корпоративного общества. В средние века практически вся хозяйственная деятельность «экономического человека» происходила в рамках разнообразных корпораций (цех, гильдия, община). Экономическая деятельность человека «прошла» определенные фазы своего развития. Гильдии, цехи, общины «уступили» место свободной торговле, независимым промышленным предприятиям, наемным работникам, частной собственности на землю. И со временем возникли синдикаты, рабочие союзы, общества и т.п. Затем молодая буржуазия объявила войну корпоративному строю с «цеховым» лицом. Цехи же со своими уставами начали тормозить развитие новых форм хозяйственной деятельности, противостоять интересам буржуазии, пропагандирующей экономическую свободу и либерализм.
Со временем буржуазия (и в первую очередь ее радикальная часть) инициировала образование своих коалиций, синдикатов, трестов. По своему содержанию новые формы объединения собственников являлись полной противоположностью средневековым корпорациям. Если последние «угнетали» индивидуальность, то новые объединения способствовали развитию последней. Новый импульс получило развитие политических партий, общественных союзов, благотворительных общин, ассоциаций, клубов. Вместе с этим происходит запрещение союзов и предоставление свободы для предпринимательства, что стало характерным для экономической и социальной политики европейских государств.
Развитие промышленности, расширение товарного рынка, увеличение взаимозависимости предприятий различных отраслей, усиление конкуренции вынуждали предпринимателей постоянно снижать себестоимость произведенной продукции. И наипростейшим способом влияния на себестоимость продукции всегда были (и остаются сегодня) условия труда работников. Речь идет о снижении заработной платы, увеличении рабочего времени, сокращении отпуска и т.д.
Экономические условия (которые постоянно изменялись) не позволяли предпринимателям достигать устоявшихся условий труда. Конечно, были случаи, когда тресты достигали относительной стабильности и единообразия в условиях труда, когда определенная концентрация производства способствовала упорядочению численности работников. Это происходило благодаря индивидуальным контрактам, с помощью которых навязывались невыгодные условия труда, запрещались объединения работников. Благодаря таким запретам предприниматели достигали определенной стабилизации условий труда и некоторое время побеждали в конкурентной борьбе. Но чрезмерная эксплуатация работников, как правило, приводила к возникновению трудовых конфликтов с предпринимателями.
Образование синдикатов, трестов, коалиций предпринимателей (с целью урегулирования производства) хотя и повлияло на смягчение условий конкуренции, но не «прекратило» столкновений между собственниками и наемными работниками. Вначале развития капиталистического производства предприниматели были более заинтересованы в «экстенсивной» эксплуатации работников, нежели в «интенсивной». При этом практиковалась ежедневная выплата заработка, что давало возможность удлинить рабочий день без увеличения оплаты труда. На предприятиях Англии, Германии, Франции с работниками заключались индивидуальные соглашения, которые были необходимыми в силу как технических, так и социальных условий производства.
|
|
С развитием капиталистического производства концентрация на одном предприятии большой численности работников, раздробленность технологических процессов, типичность и разнообразие операции привели к замене поденной оплаты сдельной. Колебание спроса влияло на срок найма работников. Частые смены состава работников делали нежелательными индивидуальные соглашения с работниками. Система сдельной оплаты труда давала возможность предпринимателю устанавливать общий уровень заработной платы на всем предприятии. Установление на предприятии единого рабочего времени, подчинение единому распорядку способствовали типизации и стандартизации условий труда.
С целью упрощения организации производства, достижения устоявшихся условий труда предпринимателям было выгодно заключение соглашения не с отдельными работниками, а с профессиональными союзами последних. Такие соглашения получили название коллективных. Они заключались между предпринимателем и профсоюзом работников, в который входили практически все представители одной профессии, а также временно уволенные.
Новые условия труда устанавливались (по согласию работников) после переговоров. А для согласования общих для всех работников предприятия условий велись переговоры со всеми работниками или их представителями, которые завершались коллективным соглашением. Таким образом, создавались условия для объединений работников в союзы. Но этот процесс сопровождался, как правило, жесткой борьбой работников за свои социально-экономические права. Вследствие борьбы работников за улучшение условий труда, в странах Западной Европы появились первые нормативные документы о труде, содержание которых презентовали гражданские кодексы и законы о профсоюзах. В Англии (во время чартистского движения 1830-1850 гг.) сформировалась Национальная чартистская ассоциация, члены которой требовали ограничения продолжительности рабочего дня и увеличения заработной платы.
|
|
Практика социально-трудовых отношений доказывала не только возможность, но и необходимость упреждения конфликтов, установления партнерских отношений. В Англии были «провозглашены» позиции предпринимателей, «утверждающие», что именно тред-юнионы оказывают благотворное влияние на промышленность. Пока противостояние между предпринимателями и работниками будет «неорганизованным», недоразумение между ними станет вырастать в стачки или локауты. Лишь в противном случае возможно решение споров без проявления насилия. В 1871г. в Англии был принят закон о профсоюзах, который запрещал судебное преследование последних «дал добро» на добровольную государственную регистрацию. Таким образом, лишь в конце XIX в. в результате беспощадной борьбы рабочих союзов с предпринимателями, последние стали менять свои взгляды.
Как свидетельствует история развития трудовых отношений, это было взаимовыгодно для предпринимателей и работников. Поэтому именно рабочие союзы настаивали на заключении коллективных договоров, как условии стабилизации трудовых отношений. Развитие капиталистического производства и создало условия для заключения коллективных соглашений, невозможных без организаций работников. Коллективные переговоры способствовали солидарности рабочих, укрепляли дисциплину, улучшали организацию рабочих союзов, делали последние более сильными и мощными. Вместе с тем, практика доказывала, что регулирование работы предприятий «требует» как организаций рабочих союзов, так и (в равной мере) организаций предпринимателей. И главным условием достижения социального согласия стал тот факт, что организации, как рабочих, так и предпринимателей, должны быть профессиональными.
Количественный и качественный рост профсоюзов и других общественных организаций способствовал возникновению понятия общественного корпоративизма. В странах, где общественное развитие происходило эволюционным путем, корпоратизация общества шла медленно, там и профсоюзы становились социальной базой для политических движений (в первую очередь социал-демократического движения).
Теоретические труды К.Маркса определили цель социал-демократии – уничтожение капитализма путем социальной революции, диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д.
Однако практический опыт, прагматизм и институализация социал-демократических партий, получение большинством из них статуса парламентских, определили другой – эволюционный путь совершенствования существующей общественно-политической системы. В работе «На другой день после социальной революции» К. Каутский конкретизировал реализацию курса социал-демократии и ее окончательную цель – социальные реформы.
Во второй половине XIX ст. социальные аспекты начали привлекать внимание не только приверженцев социал-демократии, но и ее классовых противников. В парламенте Великой Британии представителями либеральных кругов неоднократно рассматривались вопросы целесообразности установления предпринимателями партнерских отношений с профсоюзами.
Необходимость улучшения экономического состояния рабочих в капиталистическом обществе вызвала в 1891г. обращение Папы Льва XIII к духовенству и верующим. В энциклике «Rerum novarum» («О новых вещах») было положено начало социальной доктрины Католической церкви, предложено собственникам (работодателям) и работникам воссоединить свои усилия ради достижения партнерства и согласия в обществе.
Народы европейских стран, благодаря прагматизму предпринимателей, первыми поняли, что «плохой мир лучше хорошей войны». В конце XIX в. теория классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом начала постепенно «смещаться» на Восток, в Россию, оставив вместо себя более цивилизованные подходы к решению противоречий между трудом и капиталом (что в будущем назовут социальным партнерством).
Подтверждением этому служит невосприятие демократами-шестидесятниками в России «беспринципной» практики мелких уступок и компромиссов европейской либеральной демократии. Они (демократы) считали, что часть рабочего класса в Западной Европе отказалась от революционных методов борьбы и пошла за приманками буржуазии, как говорил Салтыков-Щедрин "bijoux" – за объедками с барского стола. Но в Российской империи в то время (с развитием рыночных отношений) лишь создавались условия для образования профессионального рабочего движения и объединения предпринимателей. Соответственно ни о каких партнерских отношениях между ними речь не шла.
Прежде, чем перейти к вопросу о развитии и становлении социального партнерства в Украине, рассмотрим международный опыт диалоговых отношений. После Второй мировой войны в индустриально развитых странах (с рыночной экономикой) стали активно развиваться на практике системы социально-трудовых отношений, которые основывались на принципе социального партнерства, что достигалось в процессе социального диалога. В ряде стран принцип социального партнерства или трипартизма был закреплен в конституциях и законодательстве (например, в Бельгии - 1948г., ФРГ - 1952г. Австрии - 1957г, Франции – 1958г., странах Северной Европы - в 70-х годах).
Следует отметить, что при употреблении в юридических и официальных документах предпочтение отдавалось терминам «трипартизм» и «социальный диалог». К термину «социальное партнерство» отмечается неоднозначное отношение, природа этого понятия сложна и противоречива. Это подтверждается документами Международной организации труда, основанной на принципе трипартизма. Но, несмотря на это, в содержании документов этой организации данный термин предпочитают не упоминать. Однако, стремление к диалогичным, партнерским отношениям имеет место в сфере социально-экономических отношений всех рассматриваемых нами стран, так как альтернативой этим отношениями может быть лишь классовая борьба.
Поэтому социальное партнерство находит свое определенное место как особое проявление социальных отношений: во-первых, как процесс между системами экономических, политических и производственных отношений; во-вторых, как процесс выражения интересов взаимозаинтересованных сторон путем многосторонних переговоров на производственном, региональном, отраслевом и национальном уровнях. Переговоры на каждом уровне касались соответствующих интересов их участников.
На предприятии речь шла о заработной плате, режиме и условиях труда. На отраслевом и региональном уровнях решались, соответственно, отраслевые и региональные вопросы, на национальном – проблемы социальной и финансовой политики, занятости, трудового законодательства, минимальных социальных стандартов и т.п.
В соответствии с классической (тредюнионистской или «МОТовской») моделью социальный диалог (переговоры) ведется на двухпартийной (работодатель – наемные работники) или трехпартийной (организации работодателей - организации наемных работников – представители государства). В соответствии с секторальной моделью (первый сектор - государство, второй – прибыльные организации, третий – неприбыльные, негосударственные организации) к организациям наемных работников присоединяются организации, имеющие те или иные конкретные интересы, затрагиваемые в процессе переговоров. В странах с переходной экономикой, когда профсоюзы не могут отстоять свои законные социально-экономические права, к ним присоединяются правозащитные, политические организации.
Сообразно с социально-экономическими и этническими особенностями различных стран, во второй половине XX в., сложилось несколько моделей социального партнерства. В основе их (моделей) классификации лежат:
1. Механизм правового регулирования договорного процесса;
2. Особенности отношений между институтами государственной власти, местного самоуправления с организациями, представляющими интересы наёмных работников (профсоюзами), и с представительскими объединениями работодателей (предпринимателей);
3. Уровень участия работников в управлении предприятием;
4. «Политические ориентации» системы социального партнерства.
Согласно механизму правового регулирования договорного процесса подразделяют три основные модели социального партнерства (диалога) (см. схему 1). Первая модель характеризуется высоким уровнем централизации договорного процесса. Данная модель является наиболее типичной для стран Северной Европы: Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии, Швеции. Страны Центральной Европы презентует в этом плане Австрия. В этих странах был внедрен международно-правовой принцип «трипартизма», благодаря которому все решения относительно социально-трудовых отношений принимаются при активном участии всех социальных партнеров. Для деятельности сторон в данном процессе характерна детальная законодательная регламентация. При этом четко определены полномочия и тщательно разработаны процедуры решения трудовых споров (конфликтов).
«Стратегический треугольник» социального диалога находится на самом высоком организационном уровне. Соглашения, достигаемые на данном уровне, становятся «базовыми» для отраслей и предприятий. Централизованная модель ранее была присуща и Швеции, но в дальнейшем переговоры «снизились» до отраслевого уровня.
Благодаря социальному диалогу, на общенациональном уровне практически всегда достигались и компромисс, и согласие, что, в свою очередь, являлось основой «строения» государств всеобщего благосостояния. Например, в Нидерландах приобретение опыта социального партнерства началось с 1992г. 20-го века, когда был образован соответствующий профессиональный орган с регулирующими функциями. В 1933г. Был основан Индустриальный Совет, в компетенции которого находились и социальные вопросы. На протяжении Второй мировой войны сотрудничество между профсоюзами и объединениями работодателей укрепилось. Возникла идея образования совещательного органа с общими функциями. Конституция государства (ст. 79) предполагает образование постоянного совещательного органа в помощь государственной администрации. Свои предложения он (орган) может также передавать в парламент. Согласно другим постановлениям (ст. 134 и другим законодательным актам), которые регулируют полномочия общественных объединений, данный орган может иметь также регулятивные функции.
«Сердцем» этой системы отношений является социально-экономический совет (СЭС). Последний был образован согласно закону от 27 января 1950г., предполагающему также образование других органов.
СЭС стал совещательным органом правительства по экономическим и социальным вопросам, а также главной организацией публичного экономического сектора. Вместе с тем, СЭС являясь посредником между профсоюзами и объединениями работодателей, одновременно функционирует и как управленческий орган.
В общем же Нидерландскую систему отличают такие особенности:
1. избыточная формализация;
2. очень высокий уровень централизации;
3. низкий уровень обязательств корпоративных органов, установленный законом и соглашениями;
4. более определенная и направленная роль государственных органов в разработке политики страны.
Вторая модель наиболее типична для стран Центральной Европы (Италия, Германия, Франция, Швейцария), а также Великой Британии и Ирландии. В данных странах, как правило, не создаются на национальном уровне постоянно действующие органы социального партнерства. Правительства этих стран периодически проводят консультации с национальными объединениями профсоюзов и работодателей. Общие решения на данном уровне практически не принимаются. Иногда заключаются соглашения по отдельным вопросам социальной политики.
Главный «треугольник» переговоров находится, в основном, на региональном и отраслевом уровнях. Например, в Германии коллективные переговоры ведутся на отраслевом и региональном уровнях. Достигнутые соглашения реализуются затем на предприятиях и в организациях. Несмотря на недостаточную эффективность социального партнерства на данном уровне, его идеи «пустили» глубокие корни в Германии. Вообще же в Германской модели социального партнерства приоритет принадлежит производственному уровню, несмотря на отсутствие на нем первичных профсоюзных организаций. Партнерство осуществляется посредством системы органов соучастия, имеющей в Германии давние традиции. При этом соучастие должно ограничивать всевластие монополий в соответствующих отраслях и не допускать возрождения тех «неконтролируемых» сил, которые развязали Вторую мировую войну. Социальное партнерство в Германии, помимо производственного уровня, охватывает и внепроизводственный, в частности, систему социального страхования.
Третью модель представляют страны, в которых переговорный процесс происходит на уровне предприятий и организаций: Франция, Испания, Португалия, Греция, США, Япония. Это означает, что организации собственников (работодателей) не вмешиваются в социально-трудовые отношения на производственном уровне. Например, в США и Японии отмечается тенденция, направленная на принижение роли профсоюзного движения, устранение профсоюзов от процесса влияния на социальную политику. В некоторых странах (Италия, Франция) считается, что в постиндустриальном обществе «умирает» защитная функция профсоюзов. В практику трудовых отношений широко внедряется система индивидуальных трудовых контрактов.
В Японии секрет успеха внедрения системы социального партнерства детерминируется соответствием механизмов регулирования трудовых отношений общему положению дел в обществе. Сущность японского менеджмента «состоит» в постепенном переходе от формальных трудовых отношений (регулирование которых осуществляется с помощью коллективных переговоров) к неформальным (во время проведения совместных консультаций предпринимателей и профсоюзов). Особенную роль в этом процессе играют профсоюзы, готовые адекватно реагировать на социально-экономические и политические изменения в обществе. Они (профсоюзы) дают возможность трудовым отношениям проявить гибкость, а в отношениях с предпринимателями — достигать согласованности действий.
Главная особенность «японского» механизма социального партнерства – отсутствие догматизма и статических схем при постоянном учете изменений и интересов партнеров. Перекос в какую-нибудь сторону приводит к дисбалансу сил и, соответственно, сбоям в функционировании экономики и государства в целом.
Согласно исследованиям ОЕСД (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) ни одна из рассматриваемых моделей социального партнерства не имеет решающих преимуществ. Нет модели, гарантирующей низкий уровень инфляции, «международную» конкурентоспособность предприятий, постоянное и стабильное повышение заработной платы, высокий уровень социальной защищенности, трудовое согласие и перспективы полной занятости. Результаты данных исследований свидетельствуют, что модели социального партнерства должны быть гибкими, быстро приспосабливаться к изменениям в процессе международной конкуренции, национальной экономике и политической ситуации. Вообще же в последние годы XX в. централизованные модели «уступали» место моделям децентрализованным.
Тенденции к децентрализации обусловлены несколькими причинами. Во-первых, желанием правительств упредить сильную власть профсоюзов и работодателей. Во-вторых, желанием работодателей избавиться от контроля профсоюзов и создать более гибкую систему производственных отношений с целью максимально эффективного приспособления к международной конкуренции. В-третьих, высокий уровень безработицы вызывает большее беспокойство у работников за свою заработную плату на предприятии, нежели за «судьбы» макроэкономики.
1. Во всех постиндустриальных странах представители государства, работодателей и профсоюзов (которые являются
заинтересованными участниками регуляции трудовых отношений) равнозначно ответственны за разработку взаимоприемлемых решений и, в конечном счете, за сохранение социального согласия и социального мира. Международный опыт
последней четверти XX ст. подтверждает, что распределение ролей между сторонами (участниками) социального партнерства, чаще всего имеет следующий вид:
2. Государство с помощью представителей трех ветвей власти разрабатывает законодательные акты, обеспечивает правовое регулирование взаимоотношений между партнерами, устанавливает, гарантирует и контролирует поддержание минимальных норм в сфере труда и социально-экономических отношений, т.е. обеспечивает наряду с гражданскими социально-экономические права своих граждан. Например, представители исполнительной власти должны постоянно
консультироваться с социальными партнерами, изучать и учитывать их предложения и замечания, достигать согласия с
ними по всем вопросам, прежде, нежели принимать обязательные для всех общегосударственные решения. Они (представители исполнительной власти) вынуждены постоянно убеждать своих партнеров в процессе переговоров;
3. Работодатели (предприниматели), защищая свои права собственников средств производства, видят в социальном партнерстве возможность проведения согласованной технической, экономической и социальной политики, развития производства без резких потрясений и конфликтов. На них (работодателях) лежит основной груз ответственности за результаты хозяйствования, обеспечение надлежащих условий труда и финансирование фондов социального страхования работников;
4. Профсоюзы (как защитники и выразители интересов наемных работников), при условии, что государство обеспечивает и защищает гражданские права и свободы, призваны:
• защищать социальные, экономические и профессиональные интересы работников;
• бороться за социальную справедливость;
• способствовать созданию для человека надлежащих условий труда и жизнедеятельности;
• и лишь при условии достижения вышеобозначенных задач соглашаться на партнерские отношения.
Внедрение социального партнерства (как технологии и стратегии общественного развития) способствовало достижению политической и экономической стабильности в большинстве европейских стран. Не обошел этот процесс и страны Восточной Европы. Так, в Венгрии действует Согласительный совет - постоянно действующий форум, работающий на макроуровне и являющийся трехсторонним по своей структуре. Этот орган занимается проблемами экономики, прибыли, социальной сферы и трудовых отношений (в той мере, в которой это касается участников трудовых отношений).
В Польше в 1991 г. был принят пакет социальных законов, в том числе закон о разрешении коллективных трудовых споров, устанавливающий систему социального партнерства в стране. Была также основана коллегия общественного ар-» битража, в которой принимают участие по три представителя от каждой из трех сторон рынка труда. При этом председатель Коллегии назначается судебной инстанцией. В Болгарии первое Генеральное соглашение на трехсторонней основе было принято в феврале 1990 г. Это соглашение подписали Министерский совет, Национальный союз хозяйственных руководителей Болгарии и Конфедерация труда «Подкрепа». В этом же году была образована постоянная трехсторонняя комиссия по вопросам согласования интересов с включением в нее 4-5 полномочных представителей правительства, профсоюзов и организаций работодателей, а также одного представителя студенческих структур. Целью комиссии является утверждение диалога и переговоров как главного элемента социального партнерства при решении основных вопросов, связанных с трудом и трудовыми отношениями.
В Российской Федерации, в одной из первых стран постсоветского периода, с начала 90-х годов учеными Балкизовым М.Х., Гордоном Л.А., Гриценко Н.Н., Клоповым Э.В., Киселевым В.Н., Кудюкиным П.М., Митрохиным В.И., Михеевым В.А., Семигиным Г.Ю., Смольковым В.Г., Спиранским В.И., Федулиным А.А., Щегловой С.Н. и др. началась разработка концепции, механизма становления и развития социального партнерства, которая должна была стать важным
инструментом формирования в стране эффективной системы последнего. Считается, что в целом (при отсутствии федерального закона о социальном партнерстве) законодательная база партнерских отношений сформирована. Начало этому было заложено 15 ноября 1991 г. Указом Президента Российской Федерации «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В 1993г. термин «социальное партнерство» получил юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации. В том же году был принят Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», в 1995г. Закон Российской Федерации «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», в 1999г. Закон Российской Федерации «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Приняты законы о социальном партнерстве многими субъектами федерации.
В Белоруссии профсоюзы организованы достаточно хорошо, но разобщены по интересам и придерживаются разных общественно-политических ориентации. Наиболее массовыми остаются профсоюзы, объединенные федерацией профсоюзов Беларуси. Так называемые независимые профсоюзы (возникшие на протяжении последнего десятилетия XX в.) занимают непримиримую позицию, борются за влияние на предприятиях и имущество.
Решая имеющиеся проблемы, белорусские профсоюзы обращаются, как и ранее, к Президенту, правительству и Верховному Совету, ведут переговоры с работодателями (Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский союз предпринимателей и арендаторов). Принцип социального партнерства закреплен в ст. 14 Конституции Республики Беларусь.
Однако, на практике подписанный 26 июля 1999 г. Президентом Беларуси Декрет № 29 «О дополнительных мероприятиях по усовершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой дисциплины», а также обязательная регистрация и перерегистрация профсоюзов противоречит конституционным нормам и препятствует партнерским отношениям в этой стране.
В Республике Казахстан категория субъектов социального партнерства (в первую очередь работодателей) четко не определена. Право заключения Генерального соглашения предоставлено Союзу промышленников и работодателей, конгрессу предпринимателей и работодателей (состоящему всего из 33 юридических лиц) и Союзу фермерских и крестьянских хозяйств (представляющему интересы 15 - 20% сельских предпринимателей). На отраслевом уровне подобные структуры отсутствуют, что приводит к нарушению одного из главных принципов социального партнерства - полномочий представителей сторон договорного процесса.
В Киргизии существует единственное объединение работодателей - Республиканский совет предпринимателей и организаторов. Но последний практически, не участвует в разработке вопросов социально-экономической политики. Генеральное соглашение заключается лишь между правительством и профсоюзами, которые плохо организованы и не готовы к реальной и действенной защите интересов трудящихся.
В Таджикистане профсоюзные объединения раздроблены на группировки, противостоящие друг другу, а работодатели «распылены» по ассоциациям и союзам (как внутренним, так и международным). Такая ситуация серьезно усложняет поиск общеприемлемых решений как на национальном, так и отраслевом уровнях.
Как доказала практика социально-трудовых отношений зарубежных стран, социальное партнерство (как проявление наивысшего уровня зрелости участников социального диалога) - это наиболее действенный механизм разрешения противоречий, порождающих споры и конфликты между работодателями и наемными работниками.
Социальное партнерство предполагает сотрудничество на равноправной основе трех субъектов - государства, работодателя (собственника средств производства) и наемных работников, интересы которых представленны профсоюзами. Оно (партнерство) реализуется через институты коллективных договоров и соглашений на национальном, территориально-отраслевом и производственном уровнях, на базе советов социального партнерства (на национальном и территориально-отраслевом уровнях), при непосредственном участии государственных органов исполнительной власти, соответствующих организаций работодателей и профсоюзных объединений.
Партнерские отношения должны формироваться по принципу тарифной автономии, при условии полной самостоятельности и равноправии субъектов взаимодействия (предпринимателей и трудящихся в лице их представителей) в поиске взаимовыгодных компромиссов при принятии совместных решений, что способствует поддержанию социального согласия в обществе без прямого вмешательства государства. За государством остается лишь функция контроля соблюдения прав и свобод, определенных законодательством. Диалог между предпринимательскими структурами (администрацией предприятия), профсоюзами и правительством возникает в случае необходимости разрешения трудовых споров и конфликтов. Разрешение трудовых споров происходит путем переговоров. При этом основными сторонами переговорного процесса являются организации трудящихся (профсоюзы) и организации работодателей. Представители государства в лице Национальной службы посредничества и примирения выступают как посредники, в том случае и лишь тогда, когда договаривающиеся стороны не могут достичь компромисса или достигнутые соглашения идут вразрез с государственными интересами. Таким образом, создается механизм преодоления узких корпоративных интересов предпринимателей и ограничения возможных деструктивных действий профсоюзов.
Понимание специфических «международных» особенностей социального партнерства является крайне важным для современной системы социально-трудовых отношений Украины. Накопленный зарубежный опыт осуществления социального партнерства (который часто достигался методом проб и ошибок) способен помочь украинскому обществу избежать многих просчетов.
Международная практика социального партнерства как метода регулирования социально-трудовых отношений реализуется путем:
• институализации групповых интересов сторон;
• создания действенной правовой базы, обеспечивающей равноправие сторон;
• проведения консультаций для субъектов отношений;
• создания системы представительства наемных работников в управлении производством, определяемое как законами, так соглашениями и договорами;
• заключения коллективных договоров на уровне предприятий и соглашений на территориально-отраслевом и общенациональном уровнях;
• разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), формирования примирительных и арбитражных органов на трехсторонней основе - работодатели, работники, посредники (независимые или
представители государственных органов);
• достижения соглашений между организациями потребителей и производителей;
• сотрудничества, через представительство интересов,
в фондах государственного социального страхования;
• межсекторного взаимоотношения государственных и негосударственных неприбыльных организаций;
• достижения консенсуса в решении экологических, этнических и поликультурных проблем.
Анализируя процесс социально-трудовых отношений в странах Содружества независимых государств (СНГ) следует отметить, что он в целом носит скорее не партнерский, а диалогичный характер, что в основном подтверждается и международной практикой. Характерным для всех без исключения постсоветских государств явилось построение псевдосистемы социального партнерства по команде исполнительной власти - «здание строили с крыши забыв про фундамент», не вникая в противоречивые особенности этого явления.
Поэтому самой важной, типичной для стран содружества, основной проблемой данного процесса является игнорирование его на практике непосредственно представителями исполнительной власти. Как сказал Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, «самый безответственный партнер - правительство, которое имеет большинство невыполненных пунктов в трехстороннем соглашении...».
В Украине, при подведении итогов очередного невыполненного по вине правительства Генерального соглашения, аналогичные высказывания неоднократно грозно звучали из уст профсоюзных лидеров и... отдельные невыполненные пункты опять заносились в протокол разногласий или переносились в последующее соглашение.
Следующей типичной проблемой является отсутствие самостоятельных, четко структурированных субъектов трудовых отношений и их представительских органов на всех уровнях этих отношений.
Главней же проблемой современных социально-трудовых отношений, характерной для всех без исключения стран СНГ является пассивность наемных работников, вызванная недоверием к:
• профсоюзам из-за их «выжидательной» позиции;
• администрации предприятий из-за потенциальной угрозы увольнения;
• власти из-за декларативности социально-экономических реформ.