Этапы проведения земельной реформы

Общественное сельскохозяйственное производство достигло апогея своего развития в 70-80 годы прошлого столетия. Однако к концу 80-х годов устойчиво наметился спад. Было видно, что соцсоревнование, как форма развития сознательного и свободного творчества народных масс, как движущая сила социалистического производства, исчерпало себя, а общественная собственность уже не стимулирует производство. Были сделаны попытки углубления хозрасчета, испробовались организационные структуры и на арендных отношениях.

Однако использование общественной собственности все ухудшалось. "Наше" означало "не мое". Результат - всеобщая обезличка в использовании имущества, в т.ч. земли. Дошли до того, что в металлолом попадали почти исправные тракторы. Сейчас бы нашим сельчанам такой металлолом!

Отдельные сноровистые мужики, видя такое наплевательское отношение к имуществу, начали приобретать себе в собственность тракторы и машины, преодолевая тихий прессинг односельчан, усмотревших в них жажду наживы. А на просторах России все крепчал "свежий ветер" крестьянско-фермерского движения.

Горожане в это время гнули спины на картофельно-овощных плантациях пригородных совхозов, а потом разгружали на овоще-базе вагоны с луком и картошкой, прибывшие из западных областей... Людям нужна была своя земля.

Конечно же, такое состояние дел на обширной территории России было известно руководителям Коммунистической партии и Советского правительства и были с их стороны приняты вполне адекватные меры. Так, в мае 1986 года вышло Постановление Совмина СССР (от 15.05.86г.) и аналогичное Постановление Совмина РСФСР (от 05.06.86г.), а 17 июля 1986 года, во исполнение этих правительственных документов, вышло Постановление исполкома Читинского областного Совета народных депутатов и Президиума Совета профессиональных союзов "О мерах по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества"[5].

Начались землеустроительные проектно-изыскательские работы, повсеместно обследовались земельные участки для этих целей. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (N 1079 от 19.09.87г.) и аналогичное Постановление Совмина РСФСР (N 409 от 23.10.87Г.) подключили к этому важному мероприятию ряд министерств и ведомств. 24 ноября 1987 года была утверждена и начала осуществляться "Схема размещения коллективных садов Читинской области". Начиналась оттепель в земельных отношениях и...

Наступил 1990 год. Он вправе войти в историю как год становления России на рельсы рыночной экономики. В конце этого года практически одновременно были приняты четыре Закона РСФСР: о крестьянско-фермерском хозяйстве, о земельной реформе, о собственности в РСФСР и о социальном развитии села, которые основательно расшатали устои социалистических производственных отношений, потребовали создания нового земельного строя.

Для реализации этих законов и обеспечения равноправного развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в 1990 году был создан специальный государственный орган - Комитет по земельной реформе (Госкомзем), а в нашей области - Областной комитет по земельной реформе и земельным ресурсам (Облкомзем), в дальнейшем переименованный в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

Работы начались сразу же и по всем направлениям. Это организация крестьянских хозяйств, предоставление земельных участков гражданам для ведения садоводства, огородничества, жилищного строительства, оформление всем им правоудостоверяющих земдокументов, составление списков налогоплательщиков, госземконтроль и т.д. Много времени уходило на разъяснительную работу с гражданами. На Госкомзем и его структуры на местах возлагались не только землеустроительная, но и организационная, контрольная и консультативная функции.

Справедливости ради следует отметить, что земельная реформа застала многих врасплох. Так, при отчуждении земель от колхозов в пользу сельских Советов в одном случае колхозники собирали сход и заявляли: не отдадим землю сельсовету. И невдомек им было, что земля передается в ведение Совета для содержания их же скота, в другом случае сельсовет отнекивался от земли... Приходилось на ходу вести разъяснительную работу. Повсеместно, и буквально взрывными темпами, началась организация крестьянско-фермерских хозяйств. Людей привлекало "идти в фермеры" и новизна дела, и грезы о свободе и собственности, которые раньше были понятиями весьма условными.

Быстрыми темпами наделялись граждане земельными участками для ведения коллективного огородничества.

В 1992 году началась реорганизация колхозов и совхозов, приведение их статуса в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Порядок реорганизации был регламентирован Постановлением Правительства РФ N 86 от 29.12.91 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", а также рекомендациями Госкомзема. Срок был установлен жесткий - закончить всю работу до конца года[6].

Без преувеличения, за этот срок была проведена колоссальная землеустроительная работа. Доли подсчитывались не только в физических гектарах, но и с учетом соотношения площадей пашен, сенокосов и пастбищ и их продуктивности - в баллогектарах. А прежде из долевого фонда исключались земли, переданные в ведение местных Советов, земли, включенные в фонд перераспределения района, площади, используемые сортоучастками, а также земли, находящиеся у колхозов в аренде. Списки граждан, имеющих право на земельные доли, составлялись хозяйствами совместно с местными Советами и утверждались общими собраниями коллективов.

В результате проведенных мероприятий к 1995 году были реорганизованы практически все сельхозпредприятия, определились порядка 90 тысячи собственников земельных долей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: