Предисловие..................................................................................... 10
Важные замечания.......................................................................... 13
1. Быть, находчивым в споре...................................................... 15
Конструктивные приемы ведения дискуссии.............................. 19
Реакция на предметном уровне — «Правило трех Т»……...19
Вариации на тему..................................................................... 26
Упражнения к теме «Вопросы в критических
ситуациях»................................................................................. 30
Упражнения для тренировки реакции
на упреки, полемические замечания,
фразы-убийцы и ложные утверждения.................................. 36
Окончание конфронтации.............................................................. 45
Эмоциональная желтая карточка............................................ 45
Ответная реакция по Бредемайеру......................................... 47
Совет: Хватит — значит, хватит!........................................... 51
Прочие приемы находчивого ведения дискуссий........................ 53
Игра слов................................................................................... 53
Вариации на тему игры слов................................................... 56
|
|
Игра слов с использованием ассоциаций....................... 56
Игра слов с использованием образных
противопоставлений......................................................... 57
Игра слов с помощью ассоциативных цепочек слов…...57
Игра слов с употреблением имен собственных..............58
Игра слов с использованием образных ассоциаций……59
Игра слов посредством переноса значения ……………..60
Игра слов с помощью замены/подстановки
дополнительных звуков в слово...................................... 61
Игра слов с помощью замены частей слова................... 62
Игра слов с использованием метода интерпретации…..62
Игра слов, основанная
на неожиданном окончании фразы................................. 63
Игра слов, основанная на перефразировании................ 63
Игра слов, основанная
на преднамеренном недопонимании............................... 64
Игра слов с использованием языковых образов……….65
Игра слов посредством перефразирования
(иноязычных) цитат.......................................................... 65
Двусмысленности.............................................................. 66
Готовность отразить удар.............................................................. 69
Словесный бумеранг — прием противодействия № 1……...71
Бумеранг — переадресация.............................................. 73
Бумеранг — переадресация третьему лицу,
не участвующему в споре (!)............................................ 73
Бумеранг — соглашение.................................................. 74
Бумеранг — разграничение............................................. 74
Бумеранг — терапевтическое средство.......................... 74
Бумеранг — четко адресованный,
оценочный встречный вопрос.......................................... 75
Техника холостого хода................................................................. 76
Прием холостого хода с использованием
|
|
согласия с упреком................................................................... 77
Прием холостого хода с использованием игры слов……….77
Прием холостого хода
с использованием ответного удара-соглашения................... 78
Прием холостого хода
с использованием смещения акцентов.................................. 78
Упражнения для тренировки приемов бумеранга
и холостого хода.............................................................................. 78
Основы находчивости: «вербальная крышка»............................. 80
Каталог «злых вербальных крышек»..................................... 83
Находчивость «без слов» —
невербальные и паравербальные сигналы.................................... 85
Тренируем находчивость и остроумие.......................................... 88
Серия тренингов....................................................................... 88
Ваш «закрепитель» для быстрой и находчивой реакции …..98
Ваш последний тест на выносливость................................. 102
2. Магическая сила призыва — новое измерение................ 113
Отрытые призывы......................................................................... 122
Закрытые призывы........................................................................ 123
Призывы, требующие ответа «да» или «нет»..................... 123
Призывы, побуждающие собеседника
представить нужную информацию...................................... 124
Полуоткрытые/полузакрытые призывы...................................... 126
Прямые и косвенные призывы..................................................... 127
Типы призывов.............................................................................. 129
Альтернативные призывы..................................................... 129
Призывы с элементом внушения.......................................... 130
Призывы-уловки..................................................................... 131
Риторические призывы.......................................................... 132
Встречный призыв................................................................. 133
Призывы, повышающие мотивацию.................................... 136
Шокирующие и провокационные призывы........................ 137
Контролирующие или подтверждающие призывы………..138
Сократовские призывы
(«Зеленая улица» для утвердительных ответов)................. 139
Карикатурные, утрированные призывы.............................. 141
Конкретизирующие призывы.............................................. 142
Интроспективные и оценочные призывы........................... 143
Информационные призывы………………………………...144
Повествовательные и описательные призывы................... 145
Призывы-сценарии................................................................ 146
Призыв дать определение..................................................... 148
Призывы, увеличивающие взаимопонимание (открытые призывы, концентрация
на собеседнике)..................................................................... 149
Интерпретационные призывы (закрытые)......................... 149
Призывы-мостики................................................................. 150
Призывы-фильтры................................................................. 151
Призывы, выражающие удивление или сомнение.............152
Психологические призывы................................................... 153
Дифференцирующие призывы............................................ 154
Призывы, связанные с восприятием и самоанализом……155
Призывы-связки..................................................................... 156
3. Задания для самопроверки.................................................... 159
Приложение
Возможные варианты ответов к упражнениям................... 163
Список литературы................................................................ 181