Сущность отклоняющегося поведения

«Мы постоянно видим, как нормальное под вредными разрушительными влияниями незаметными переходами превращается в патологическое и как патологическое часто открывает нам, разлагая и упрощая, то, что заслонено от нас, слитое и усложненное, в физиологической норме»1,— писал И. П. Павлов, и эти слова имеют существенное значение для исследования проблемы личности. Значение это не только непосредственное, указывающее на роль патопсихологии как отрасли медицинской психологии, предмет которой — психопатологические явления, свойственные больной личности, но и опосредованное. Этому вопросу была посвящена специальная книга2, и в частности одна из ее глав, «Проблема личности в медицинской психологии». Но опосредованное значение этих слов И. П. Павлова и выводы из них для этой книги весьма существенны. Дело в том, что, как уже это однажды было показано более подробно, чем здесь, они говорят только об одном проявлении более общего «закона о законах», который может быть сформулирован так: «Пока закон не нарушается, он может не обнаруживать себя» 3.

Приведенные выше слова И. П. Павлова можно отнести к одному из проявлений этого закона в так называемом отклоняющемся поведении, о котором и пойдет речь в этой главе.

Отклоняющееся поведение человека — это его поведение, не соответствующее нормам, принятым обществом, членом которого он является. Отсюда синоним — ненормальное поведение. Но это определение требует уточнения того более общего понятия, через которое оно дано: «поведение» — «специфические различия» — «норма», поскольку эти слова очень по-разному понимаются.

Слово «поведение» — омоним, имеющий в науке ряд значений. Во-первых, это общенаучное понятие, применяемое и к роботу, и даже к атому в магнитном поле в значении двигательной активности как реакции на воздействие среды. Во втором значении поведение — это категория этологии как биологической науки, взявшей на вооружение формулу бихевиоризма S→R и различающей ряд его уровней: донервный; низший нервный, инстинктивный, определяемый генетическими программами; условно-рефлекторный; и наконец, присущий только человеку (сохранившему и низшие уровни) — деятельность.

Если же слово «поведение» употребляется применительно к человеку, число омонимов еще более возрастает. Так, в наиболее точном значении это синоним деятельности. Но чаще поведение понимается либо как только ее внешнее проявление, либо как неосознанное проявление ее типа импульсивных реакций или снохождения. Иногда же под поведением понимают эллипсис нравственной деятельности, элементами которой являются не любые действия, а только поступки (пятерка за поведение ученику!). Тогда, как бы возражая предыдущим пониманиям этого слова, его распространяют и на «мысленное поведение», как ответ на вопрос: «Что бы я сделал, если...».

Но чаще, как в разбираемом случае отклоняющегося поведения, эллипсис этого понятия применяется и используется как прием анализа деятельности исходя из внешнего ее результата.

Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группа о требованиях к поведению (в указанном значении этого слова) с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которым эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.

Различают нормы биологические, относящиеся к организму человека, и социальные — к его поведению в группе людей. Нарушение социальных норм личностью влечет осуждение или даже наказание ее группой. Среди многих социальных норм (партийных, профессиональных, трудовых, эстетических, религиозных и т. д.) для отклоняющегося поведения особое значение имеют нравственные и правовые нормы. В силу этого понятие отклоняющегося поведения нередко связывают только с поведением, нарушающим эти нормы. Вместе с тем, как будет показано в этой главе, понятие это значительно более широкое, и именно в этом широком и разностороннем плане весьма существенно для теории личности. С позиций принципа единства сознания, личности и деятельности это широкое понимание отклоняющегося поведения, помогающего, в свою очередь, лучше понять наличие или нарушение координационной функции личности.

Итак, общепризнанный тезис И. П. Павлова, с которого была начата эта глава, будучи частным проявлением «закона о законах», вместе с тем должен быть расширен до также широко понимаемого отклоняющегося поведения. Хотя последнее это полифакторное и весьма различное проявление свойств личности, начать их рассмотрение логично с социально отклоняющегося поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: