Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией

В ходе расследования комиссией были вскрыты следующие недостатки в работе служб Днепропетровского и Донецкого предприятий.

¨ В части метеообеспечения нарушены требования НМО ГА-73:

- отсутствовало взаимодействие АМСГ а/п Жданов с АМС в/ч базировавшейся на аэродроме;

- при видимости 2000 метров (с 7 час 5 мин до 7 час 50 мин) наблюдение на БПРМ с МК - 15 град. не производились;

- непрерывные наблюдения за видимостью и опасными явлениями погоды а/п Жданов не проводились из-за закрытия места наблюдения.

- данные о погоде ГМС (расположенной в 6 км юго-восточнее середины ВПП), отмечавшей туман с видимостью 400 метров с 6 час 40 мин до 10 час 20 мин АМСГ а/п Жданов не использовались.

- отсутствие анализа синоптической обстановки в районе а/п Жданов у инженера-синоптика, а также информации о наличии опасных метеоявлений в районе БПРМ со стороны АМСГ не дали возможности диспетчеру службы движения выбрать благоприятный МК посадки, а также принять правильное решение на выполнение полета и захода на посадку экипажу.

¨ В части УВД

При руководстве воздушным движением и.о. ЗНА по движению а/п Жданова допущены следующие нарушения НПП ГА-71:

- радиотехнические средства посадки были выключены до посадки воздушного судна;

- о выключении РТС экипаж самолета не оповещен;

- о выводе из строя системы посадки СП-50 и об использовании других средств посадки экипаж не информирован.

Указанные нарушения создали условия, при которых экипаж не мог использовать систему ОСП (на удалении 10 и 5 км) и систему СП-50 до момента происшествия.

¨ При выполнении захода на посадку снижении по глиссаде экипаж Як-40 №87738:

- не доложил диспетчеру выбранную систему захода на посадку;

- командир корабля до пролета ДПРМ не доложил о входе в глиссаду, выпуске шасси и готовности к посадке;

- экипаж после перехода на визуальный полет не проконтролировал полет по приборам, что привело к преждевременному снижению ниже глиссады в районе БПРМ.

Зарождение аварийной ситуации началось при неудовлетворительном метеообес-печении полета, усугубилось выключением системы посадки и завершено командиром корабля, не обеспечившим выдерживание установленной глиссады.

Нарушений схемы захода не было. Правила и фразеология радиообмена в основном были выдержаны.

Документация в службе движения, ее наличие и содержание соответствовали перечню документов МГА. Однако, в связи с неукомплектованностью штата диспетчеров и выполнения диспетчером ДПП функций диспетчеров СДП, ДПСП, отсутствовала единая технология работы.

Старший диспетчер, осуществлявший управление самолетом Як-40 № 87738, по уровню и срокам подготовки, проверки практических навыков на рабочих местах, срокам прохождения медицинской комиссии отклонений от требований Положения о подготовке, допуске и квалификации специалистов службы движения ГА не имел.

Нарушений режима труда и отдыха диспетчерским составом не выявлено. Работа осуществлялась по трехсменному графику, утвержденному Украинским УГА.

¨ Рабочая группа по УВД отметила следующие недостатки:

- диспетчерский состав проходил медицинский контроль в 7 час. 30мин. - 8 час., т.е. после заступления на дежурство (с 6.00), чем нарушены требования НПП ГА-71;

- при наличии командных пунктов СДП, ДПСП оборудованных РТС, управление полетами с них не организованно из-за отсутствия штатного расписания на указанные объекты и отсутствия, соответственно, диспетчерского состава, чем нарушены требования НПП ГА-71;

- при заступлении на дежурство, смена службы движения не получала метеорологической консультации из-за отсутствия инженера-синоптика. Метеоконсультация проводилась через 1час. 20мин. после заступления на дежурство, чем нарушены требования НМО ГА-73;

- старший диспетчер имел слабые знания в части времени включения и резервирования средств посадки.

Приложение 2.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена между диспетчером КДП МВЛ аэропорта Жданов с экипажем самолета Як-40 87738.

Время Кто работает Текст
08.16.40 Э "Розовый" 87738.
08.16.45 Д Отвечаю "Розовый".
08.16.50 Э 87738, следую к Вам рейсом 925, 31 минута прибытие, погоду Вашу.
08.17.00 Д 87738 "Розовый", погода 2-0 верхняя, видимость два двести, 60 град. два метра, давление 756 семерка пятерка шестерка, минус единица посадочный 15 бетон сухой.
08.17.23 Э Приняли погодку до связи 738.
08.26.35 Э "Розовый" 87738 три тысячи снижение.
08.26.42 Д 738 "Розовый" разрешаю снижение, эшелон перехода 900м. Доложите посадочный 15 левым.
08.26.49 Э Вас поняли 900м, доложим 738.
08.28.55 Д 738 нажатие дайте.
08.28.57 Э Нажал 738.
08.29.05 Э Поняли Вас 738, 1500.
08.29.07 Д Понял.
08.30.30 Э "Розовый" 87738 заняли....(не разборчиво).
08.30.37 Д 738 "Розовый", 600 метров в точку третьего по давлению семьсот полсотни шесть.
08.30.43 Э Давление 756 установлено, занимаю 500 метров в район третьего 738.
08.31.31 Э ....(не разборчиво) заняли 500 метров, боковое наше какое.
08.31.38 Д 738 "Розовый" понял, Боковое 10.
08.31.42 Э Поняли Вас, 738.
08.33.09 Д 738 "Розовый"
08.33.12 Э 500 метров сохраняю.
08.33.17 Д Понял Вас, траверз полосы, боковое 7.
08.33.19 Э Поняли Вас... (не разборчиво).
08.33.42 Д 738 при заходе проверьте работу СП-50.
08.33.47 Э Поняли Вас 738.
08.35.16 Э "розовый" 75479.
08.35.18 Д 75479 "Розовый".
08.35.21 Э Выполняем третий 500
08.35.24 Д 738 понял "Розовый", к четвертому 400, погода без изменений.
08.35.29 Э Поняли, 400 к четвертому доложим 738.
08.35.32 Э "Розовый" 75479 погоду Вашу дайте.
08.35.35 Д 75479 "Розовый" погода З/0 верхняя дымка две двести, тихо, семьсот полсотни шесть, плюс ноль. Искусственные препятствия не видны. Посадочный 15, коэффициент 0,7.
08.35.49 Э Вас понял, если есть возможность, обеспечте посадку с курсом 195.
08.35.54 Д Понял Вас.
08.36.44 Э "Розовый" 87738 выполняю четвертый 400.
08.36.48 Д 738 "Розовый" понял Вас, удаление 11.
08.36.54 Э Поняли.
08.37.31 Э 738 удаление.
08.37.34 Д Удаление 9.
08.37.36 Э Вас понял.
08.37.41 Э У вас что система не работает?
08.37.44 Д Временно отключилась, сию включим.
08.38.00 Д 738 удаление 7.
08.38.05 Э Поняли.
08.38.34 Д 738 удаление 5.
08.38.57 Д 738 пролет дальней, готовность к посадке?
08.39.02 Э 738. Готов посадить.
08.39.06 Д 738 посадку разрешаю.
08.39.08 Э Разрешили.
08.39.57 Д 738 "Розовый".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: