Предназначение школы

Вшколе дети проводят значительную часть своей жизни и получают общее образование. В нашей стране обязательным является девятилетнее общее образование (оно называется основным), поэтому любой гражданин России, нравится ему это или нет, должен, согласно Конституции (ст. 43), в обязательном порядке закончить девятилетку, сдать экзамены и получить документ о соответствующем уровне образования. Естественно, что для тех, кто желает получить в стенах школы среднее (полное) общее образование, открыта дорога в 10 и 11 классы.

Главным в школе является хорошо знакомый всем читателям по личному опыту образовательный процесс, который состоит из обучения (с присущим ему четким расписанием занятий, обязательным, как правило, посещением уроков, делением учащихся на постоянные по составу классы2) и внеучебной работы, часто характеризуемой как дополнительное образование, с большей долей добровольности, разновозрастным характером общения, широким кругом интересных для ребят видов деятельности.

Эти два традиционных для школы вида деятельности, которые есть в каждой школе и которые условно делят каждый день школьной жизни на "первую и вторую половины", сегодня уже не исчерпывают сложного содержания образовательного процесса. В него постепенно входят новые составляющие - педагогическая и психологическая поддержка, сопровождение, тьюторство, социально-педагогическая работа и др.

Долгое время было принято считать, что главная задача школы - дать ученикам глубокие и прочные знания основ наук. Однако такое понимание задач школы сегодня воспринимается как узкое и несколько устаревшее.

Хорошая школа решает сегодня множество задач, а именно:

· познавательные задачи, связанные с формированием у ребят системы

---------------------

2 Мы говорим здесь о признаках организации обучения, традиционных для так называемой классно-предметно-урочной системы, восходящей к известному чешскому педагогу XVII в. Яну-Амосу Коменскому. В последние десятилетия педагогическая мысль всего мира ищет новые, более современные подходы к школьному обучению, ведущие к отказу от многих атрибутов традиционной школы.

знаний, умений и навыков. Однако в последние годы в развитых странах мира стремятся нацелить образовательный процесс в школе не просто на усвоение большого объема знаний и умений, а на формирование у учащихся готовности гибко, успешно действовать в различных жизненных ситуациях. Иначе говоря, школьное образование должно сегодня формировать у обучающихся важнейшие, ключевые компетентности: способность учиться и добывать нужную информацию, строить отношения с окружающими людьми, решать практические проблемы, то есть то, что необходимо школьнику, чтобы стать успешным современным человеком;

· задачи воспитания и социализации, связанные с формированием ребенка как гражданина, члена общества, личности, со своей нравственной и ответственной позицией;

· задачи психического и творческого развития, подразумевающие развитие духовной жизни личности, ее интеллекта, воли, эмоций, творческих дарований;

· задачи сохранения здоровья учащихся, приобщения их к здоровому образу жизни.

Познавательные задачи и требования к результатам обучения отчасти стандартизированы и подкрепляются государственными образовательными стандартами и учебными программами. Их достижение (или не достижение) фиксируется в ходе школьных экзаменов и других форм аттестации учащихся, а на выходе из школы в последнее время - и в виде Единого (объединяющего выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в вузы) государственного экзамена.

Другие (воспитательные, развивающие, оздоровительные) задачи школы не фиксируются столь жестко и не включены в обязательные для всех школ стандарты. Но это не делает их менее значимыми для общества и семьи, которые надеются, что школа сможет решить и их на достойном уровне. Да и кто может утверждать, что человек знающий важнее и лучше человека порядочного?

Кроме того, школа вносит немалый вклад в профилактику и лечение" социальных недугов, возникших не по ее вине: преступности, наркомании, детской безнадзорности...

Теперь кратко опишем, как регулируется жизнь школы и отношения тех, кого принято называть участниками образовательного процесса, то есть учителей, учеников и их родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: