Размещение текста в объекте произвольной формы

Программа Adobe Illustrator CS2 позволяет создавать набор в колонке произвольной формы. Для этого используется графический контур в качестве контейнера для текста. Текст можно также направлять вдоль открытого контура. В соответствии с этим изменяется вид курсоров на (см. рис. 5.54).

Рис. 5.54.Инструменты группы Туре в палитре инструментов и соответствующие им курсоры

Для размещения текста в графическом объекте (контейнере) необходимо включить один из инструментов Туре (Текст), Vertical Type (Вертикальный текст), Area Type (Текст в области) или Vertical Area Туре (Вертикальный текст в области) и подвести курсор к контуру объекта (курсор должен соответственно изменить свою форму) и щелкнуть кнопкой мыши. После появления текстового курсора можно начинать ввод текста.

Объект, который таким образом превращается в границы полосы набора, теряет свои параметры заливки и обводки и перестает отображаться на экране в нормальном режиме (рис. 5.55). Теперь присваиваемые параметры будут относиться только к шрифту.

Рис. 5.55. Графический объект и объект-контейнер для ввода текста

Если весь вводимый текст не "умещается" в доступном поле набора, то в нижней части контура (в контурном режиме всегда, а в обычном режиме ‑ при выделении текстового объекта) выводится квадратик со знаком «плюс». Для присвоения объекту-контейнеру параметров заливки или обводки его необходимо выделить с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение).

Удобнее это сделать в контурном режиме, поскольку в обычном режиме контур текстового объекта не отображается.

Направление текста вдоль контура. Текст, который связывается с объектом, может быть не только помещен внутрь, но и направлен вдоль контура объекта как правильной, так и любой произвольной формы (см. рис. 5.56).

Рис. 5.56. Пример направления текста вдоль контура

Контур объекта и в этом случае теряет свои параметры и становится невидимым (впоследствии ему можно присвоить параметры).

Набор текста с помощью горизонтальных текстовых инструментов осуществляется перпендикулярно контуру в каждой данной точке, набор с помощью вертикальных текстовых инструментов ‑ параллельно контуру.

Для того чтобы направить горизонтальный текст вдоль открытого или закрытого контура, необходимо включить один из инструментов Туре (Текст) или Path Type (Текст вдоль контура) (), подвести курсор к требуемому контуру (курсор должен изменить свою форму) и щелкнуть кнопкой мыши. После появления текстового курсора можно начинать ввод текста.

Для того чтобы направить вертикальный текст вдоль открытого или закрытого контура, необходимо включить один из инструментов Vertical Type (Вертикальный текст) () или Vertical Path Type (Вертикальный текст вдоль контура) (), подвести курсор к требуемому контуру (курсор должен изменить свою форму) и щелкнуть кнопкой мыши. После появления текстового курсора можно начинать ввод текста.

Размещение текста начинается в точке щелчка кнопки мыши, однако почти всегда требуется дополнительное перемещение текста вдоль контура по художественным или иным соображениям. Для перемещения текста, направленного вдоль контура, существует специальный знак, имеющий вид текстового курсора. Он появляется при выделении текста, направленного вдоль контура, с помощью инструментов Selection (Выделение) и Direct Selection (Частичное выделение). Перемещение этого знака влечет за собой и перемещение всего текста.

При этом следует соблюдать определенную осторожность, чтобы текст не перескочил на другую сторону контура.

Удаление пустых текстовых контуров. Поскольку объекты, используемые для размещения текста, имеют склонность "исчезать" из поля зрения пользователя при нормальном режиме работы, в документе могут появляться "фантомные" объекты.

Для борьбы с ними в диалоговом окне Clean Up (Вычистить), которое вызывается одноименной командой меню Object -> Path (Объект -> Контур), предусмотрен специальный флажок Empty Text Path (Пустые текстовые контуры) (см. рис. 5.57).

Параметры шрифта. Программа Adobe Illustrator CS2 предлагает управление всеми мыслимыми параметрами шрифта: выбор гарнитуры и начертания, определение кегля и интерлиньяжа, кернинга и трекинга, возможность сдвига по вертикали и вращения. Причем параметры можно определять как до набора текста, так и изменять параметры уже набранного форматированного ранее текста.

Рис. 5.57. Флажок Empty Text Path диалогового окна Clean Up

Управление параметрами шрифта осуществляется с помощью двух палитр ‑ Character (Символ) и Paragraph (Абзац). Кроме этого, некоторые параметры имеют собственные меню или палитры.

Возможность решить одну и ту же задачу различными способами может облегчить работу, а может и запутать. В частности, стоило бы основательно затвердить список "горячих" клавиш (они в самом деле ускоряют работу и очень удобны), если бы... они не менялись от версии к версии и не отличались от других программ.

Для того чтобы открыть на экране палитры Character (Символ) и Paragraph (Абзац), необходимо выполнить одну из команд Character (Символ) или Paragraph (Абзац) меню Window -> Туре (Окно -> Текст). Обычно эти палитры образуют единую группу, и при вызове одной появляется и другая. Разумеется, по желанию их можно разделить.

Обе палитры имеют дополнительные поля, которые вызываются командой Show Options (Дополнительные параметры) меню палитр.

Выбор гарнитуры шрифта. Под гарнитурой шрифта (font family) понимается набор шрифтов, имеющих единый стилевой рисунок и единое имя, например гарнитуры Times, Helvetica, Декор, Лазурского и др. В современных компьютерных системах обеспечение доступа к шрифтовым ресурсам для конкретных приложений, в том числе и программы Adobe Illustrator CS2, является одной из основных задач операционной системы.

Обеспечение комплекта шрифтов, за исключением нескольких шрифтов, поставляемых с системой или каким-либо приложением, ‑ прерогатива самого пользователя.

Палитра Character (Символ) в списке Font (Шрифт) и команда Font (Гарнитура) меню Туре (Текст) отображают списки гарнитур шрифтов, инсталлированных в конкретной операционной системе.

В левом списке поля Font (Шрифт) палитры Character (Символ) (см. рис. 5.58) представлены названия гарнитур, а в правом ‑ их начертания (т. е. конкретный вид шрифта, отличающийся от других шрифтов той же гарнитуры, насыщенностью (например, Bold ‑ полужирный) и наклоном (например, Italic ‑ курсивный)).

Если пользователь хорошо знаком со своим набором шрифтов, достаточно набрать в левом поле первые буквы названия нужной гарнитуры, при этом программа автоматически завершит имя и осуществит выбор.

Этот же прием работает и с правым полем, в котором достаточно ввести, например, букву «b», чтобы программа установила начертание ‑ Bold (полужирное).

Для завершения, выбора необходимо нажать клавишу < Enter > или < ТаЬ >.

Выбор гарнитуры может осуществляться и с помощью команды Font (Гарнитура) меню Туре (Текст). Для выбора начертания конкретной гарнитуры необходимо вызвать дополнительное меню, нажав стрелку правее имени.

Количество начертаний может изменяться от одного до четырех. Если гарнитура имеет только одно начертание, то дополнительное меню отсутствует. Выбранный тем или иным способом шрифт становится активным, т. е. все тексты будут форматироваться этим шрифтом до следующего определения.

Рис.5.58. Палитра Character с открытым списком гарнитур

Установка кегля шрифта. Размер, именуемый полиграфистами кеглем, как правило, измеряется в пунктах. Один пункт равен 1/72 англо-американского дюйма (24,4 мм) или 1/72 французского дюйма (26,03 мм) ‑ пункт Дидо, традиционно использовавшийся в континентальных европейских странах, а также в России. Следует иметь в виду, что пункт Дидо в программе Adobe Illustrator CS2 не применяется.

Значение кегля может определяться в меню (только один размер из набора фиксированных) и в поле Size (Кегль) палитры Character (Символ) (см. рис. 5.59), которая позволяет использовать список фиксированных значений и устанавливать произвольное значение с шагом 0,1 пункта в диапазоне от 0,1 до 1296 пунктов. Такой широкий диапазон означает практически непрерывную шкалу размеров.

Рис. 5.59. Палитра Character с открытым списком кеглей

Установить конкретное значение можно путем ввода числа и нажатием клавиши < Enter > или < Таb >, а можно с использованием кнопок со стрелками вверх или вниз, щелчок на которых увеличивает или уменьшает значение кегля на 1 единицу. По умолчанию программа использует кегль, равный двенадцати англо-американским пунктам.

В программе Adobe Illustrator CS2 размер шрифта может измеряться и в других единицах, а именно:

- Points (Пункты);

- Inches (Дюймы);

- Millimeters (Миллиметры);

- Q, условная единица (сокращение от слова quarter – «четверть»), равная 0,25 миллиметра;

- Pixels (Пикселы).

Выбор единицы измерения шрифта осуществляется в списке Туре (Для текста) раздела Units & Undo (Единицы измерения и отмена команд) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается одноименной командой меню Edit (Правка).

Кегль шрифта выделенного текста можно увеличивать или уменьшать с помощью клавиатуры. Комбинация клавиш < Shift>+<Ctrl>+< (знак "больше") увеличивает кегль, а сочетание клавиш < Shift>+<Ctrl>+> (знак "меньше") ‑ уменьшает его. Степень увеличения или уменьшения кегля с помощью клавиатуры устанавливается в поле Size/Leading (Кегль/Интерлиньяж) раздела Туре & Auto Tracing (Шрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки) в диапазоне от 0,1 до 72 пункта. По умолчанию принято значение 2 пункта.

Конвертирование шрифта в кривые. В программах верстки и графики шрифт может подвергаться всевозможным трансформациям, однако изменить часть рисунка буквы они не позволяют.

Шрифт создается в специальных программах. В практике дизайнера постоянно возникает необходимость доработать одну-две буквы, чтобы придать определенное своеобразие логотипу или какому-либо заголовку. Поэтому в программе предусмотрена возможность с помощью команды Create Outlines (Преобразовать в контуры) меню Туре (Текст) выделенный шрифтовой объект конвертировать в совокупность контуров, которые сохраняют все внешние параметры (толщины и цвета) и позволяют обращаться с ними как с обычными векторными объектами.

Кстати, так довольно часто и поступают при создании логотипа. Сначала подбирается подходящий существующий шрифт, набирается название фирмы, используются всевозможные параметры форматирования (например, важнейший этап ‑ кернирование), а затем шрифт конвертируется в кривые, с которыми и производится окончательная доводка до оригинального дизайнерского уровня.

Неизбежная потеря при этом заключается в невозможности форматировать и редактировать этот блок как текст (из текста он превратился в картинку). Поэтому нельзя конвертировать одну букву или слово, входящие в обширный текст. Для этого необходимо создать отдельный текстовый блок только из этой буквы или только из этого слова.

Другой неизбежной утратой является исключение механизма хинтования (hinting), который обеспечивает особые способы растеризации шрифта мелких кеглей для внешних устройств с низким разрешением, в частности для экрана монитора.

Для того чтобы конвертировать шрифтовой объект в кривые, его необходимо только выделить с помощью инструмента Selection (Выделение), a затем выполнить команду Create Outlines (Преобразовать в контуры) меню Туре (Текст), которая из любой буквы создаст отдельный векторный объект (см. рис. 5.60).

Изменение регистра шрифта. В процессе набора текста одной из распространенных и досадных ошибок является ошибочное переключение регистра. Команда Change Case (Изменить регистр) меню Туре (Текст) выводит на экран диалоговое окно (см. рис. 5.61), в котором можно изменить регистр выделенного шрифта с помощью указанных переключателей.

- Переключатель Upper Case (ABC) (Все прописные) переводит весь выделенный текст в верхний регистр, и текст становится набранным одними прописными (большими) буквами.

- Переключатель Lower Case (abc) (Все строчные) переводит весь выделенный текст в нижний регистр, и текст становится набранным одними строчными (маленькими) буквами.

- Переключатель Mixed Case (Abc) (Смешанный регистр) обеспечивает набор как в заголовке (по английским правилам все значимые слова в заголовках пишутся с большой буквы).

Рис.5.60. Исходный шрифтовой объект и объект, конвертированный в контур

Рис.5.61. Диалоговое окно Change Case

Контрольные вопросы

1. Из чего состоит интерфейс программы Adobe Illustrator CS2?

2. Какие возможности предусмотрены в Adobe Illustrator CS2 по созданию и настройке нового документа?

3. Какие инструменты рисования присутсвуют в программе Adobe Illustrator CS2?

4. Какие инструменты для выделения объектов присутсвуют в программе Adobe Illustrator CS2?

5. Какие виды расположения объектов определены в программе Adobe Illustrator CS2?

6. Что является направляющими линиями и сеткой в программе Adobe Illustrator CS2? Какова их область применения?

7. Какие инструменты для трансформации объектов присутствуют в программе Adobe Illustrator CS2?

8. Как устроены слои в программе Adobe Illustrator CS2?

9. Какие варианты создания нового слоя предусмотрены в программе Adobe Illustrator CS2?

10. Как организован принцип перемещения объектов с одного слоя на другой?

11. Какова общая организация работы с текстом предусмотрена в программе Adobe Illustrator CS2?

12. Как организована работа с инструментами заголовочного текста?

13. Что называется блочным (абзацным) текстом? Как организована работа с данным видом текста в программе Adobe Illustrator CS2?

14. Какова последовательность действий для написания текста вдоль заданного контура?

15. Какие управляемые параметры шрифта доступны в программе Adobe Illustrator CS2?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: