double arrow

США: в поисках рецепта построения нового миропорядка


США присутствуют в Азии в качестве соседа по Тихому океану, заинтересованного в экономических связях, и как супердержава, контролирующая общий порядок. После окончания Холодной войны американский интерес к региону только рос.

США пытается выстроить новый миропорядок с учетом меняющейся геополитики региона. Очевидно, что для успешности такого проекта необходимо добиться встроенности всех крупных игроков в складывающуюся систему отношений.

Китай рассматривается в качестве главного вызова для внешней политики США в 21-м веке. Поскольку традиционным союзником “номер один” в регионе была и остается Япония, основной вопрос, который должны решить США может быть сформулирован таким образом: как интегрировать Японию и Китай в региональный и мировой порядок?

Администрация Буша разработала два концептуальных подхода к проблеме. В первом основной упор делается на потенциал Японии как глобального партнера США и акцентируются общие ценности и демократия в качестве фундамента альянса. Китай же рассматривается как возможный вызов региональному порядку. Основная ставка должна делаться на альянсы в регионе. Второй подход строится на потенциале Китая стать “ответственным игроком” в международной системе. Он отталкивается от факта глобальной значимости Китая и затем рассматривает влияние этой страны на региональную безопасность и потенциал ее внутренней политической эволюции. Конечная суть такова, проблемы могут и должны решаться в рамках сотрудничества. До сих пор администрация Буша практиковала смешанный подход в отношении КНР: одновременно политику сдерживания и вовлечения. Динамика отношений определяется двумя тенденциями – растущей экономической взаимозависимостью и возрастающим соперничеством этих двух держав.

Экономическая взаимозависимость делает любой потенциальный конфликт болезненным для обеих сторон, а значит и менее вероятным. Однако она внушает и озабоченность элитам, особенно американскому по поводу попадания в зависимость от потенциального соперника. Соперничество же подогревается “комплексом супердержавы”, не желающей терять позиций, с одной стороны, и растущими амбициями нового претендента на гегемонию в регионе. В обеих странах есть группы, выступающие за политику противостояния (“сдерживания”). Однако, сильны и лобби, чьи интересы лежат в сохранении достаточно хороших отношений и сотрудничества.

Существует представление, что у США нет выбора, кроме взаимодействия с Китаем, поскольку он “слишком большой, слишком важный и слишком динамичный”. Такое мнение при усилении изоляционистских настроений в США может привести к своего рода разделу сфер влияния в Азии. Другим вариантом может стать мягкое сдерживание Китая при помощи союзников и партнеров, до тех пор, пока внутреннее развитие не позволит ему стать надежным “ответственным игроком”. Так авторы Принстонского проекта по разработке стратегии национальной безопасности США в 21-м веке предлагают создание транс-тихоокеанского (а не пан-азиатского) порядка. США могут предложить Китаю более значимый статус в региональной и глобальной системе. Взамен, Китай должен принять роль США в качестве доминирующего провайдера безопасности в Восточной Азии. США должны стараться максимально привлечь Китай к участию в различных форумах и организациях, при этом сохраняя и укрепляя свои связи с демократическими партнерами, в первую очередь, с Японией. В отношении Японии авторы проекта рекомендуют не только сохранение альянса в качестве краеугольного камня американской стратегии, но и способствование выстраиванию более гармоничных отношений между Японией и соседями. Так, изменение военного статуса Японии должно проводиться максимально осторожно с одновременным участием в новых многосторонних структурах для снижения опасений со стороны Южной Кореи и Китая.

Индия является третьей ключевой страной в Азии. С тех пор как в июле 2005 года Индия и США подписали ядерный пакт, который можно назвать прорывным, отношения между ними резко улучшились. США сняли санкции и открыли окно для обмена высокими технологиями. Взамен Дели поддержал Вашингтон по вопросам противоракетной обороны, Международного криминального суда и поиска альтернативных подходов к проблеме потепления климата, а также оказал поддержку операции в Афганистане, охранял американские грузы, перевозимые через Малаккский пролив в 2002 году. США рассчитывают, что Индия станет их стратегическим партнером в сдерживании Китая (это касается и балансирования растущего китайского влияния в Центральной Азии). Индия должна сыграть роль альтернативного полюса притяжения для близлежащих государств, более приемлемого для Запада из-за схожести политического строя. В США идут споры по поводу надежности Индии как союзника. Высказываются страхи, что Индия может сблизиться с Китаем и попытаться совместно организовать альтернативный порядок под знаменем “многополярности”. Авторы принстонского проекта советуют не считать Индию панацеей от американских стратегических забот в Азии, поскольку Индия, вряд ли, станет таким же надежным партнером США, как Великобритания и Япония, и может выбрать более свободную роль между США и Китаем.


Сейчас читают про: